Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

 

64.Понятие  инноваций. Сущность инновационной  деятельности

Инновационная деятельность определяется как деятельность по освоению результатов исследований и разработок, повышающих эффективность способов осуществления конкретных процессов, в том числе освоение в производстве новой продукции и технологий.

Под инновациями в широком смысле понимаются новые технологии, виды продукции и услуг, а также новые организационно-технические решения производственного, административного, фин, коммерческого и иного характера. Важнейшая разновидность инновационной деятельности - изобретательство, которое следует рассматривать как наиболее прогрессивную и экономически целесообразную форму воплощения научных знаний и технических решений. Изобретательство является необходимой стадией создания новых орудий труда, материалов и технологических процессов.

Фундаментальную роль в процессе создания техники играют научные открытия. Однако непосредственно в производстве они не могут быть использованы, путь их в практическую сферу лежит через изобретения. Обычно за открытием следует основное, базовое изобретение, которое, в большинстве случаев, используется лишь частично. Базовое изобретение становится прототипом для разработки множества более мелких решений, образующих «блоки» изобретений в конкретной области техники.

В создании изобретений участвуют многие организации и отдельные изобретатели. Технические и технологические разработки, результатом которых являются новые или усовершенствованные орудия и средства труда, только тогда дают ощутимую прибыль, когда они основаны на использовании принципиально новых решений. Несомненно, можно осуществить улучшение техники и за счет использования совокупности известных принципов и решений. Но именно изобретения обеспечивают качественно новый эффект, сокращая рабочее время и средства либо повышая конкурентоспособность товара на рынке.

Особое положение изобретений в инновационном процессе определяется не только научно-технической и практической значимостью, но и их патентоспособностью. Новый результат инновационной деятельности может выступать либо в виде патентоспособного решения (изобретение, промышленный образец, товарный знак), либо в виде ноу-хау. На основе изобретений и ноу-хау в мировой практике на современном этапе создаются конкурентоспособные товары, и именно продукты научных исследований и разработок являются основными объектами лицензий.

Ноу-хау прочно вошло в практику международной торговли, научно-технического обмена, изучения передового опыта в 60-е гг. XX столетия. Под ноу-хау понимают изобретение, сущность которого стремятся сохранить в тайне, чтобы не стало возможным его осуществление, либо элемент изобретения, не включенный в описание, а также непатентоспособные решения, секреты производства (наладки, настройки и т.д.), математические зависимости, чертежи, рецептуру и программный продукт, а также знания и опыт административного, финансового, производственно-экономического или иного характера.

 

65.Основные  направления деятельности государства в области инноваций.

Законом РБ «Об основах гос научно-технической политики» определены основные направления гос научно-технической политики:

  • правовые основы, цели, принципы ее формирования и реализации;
  • органы гос власти и управления, осуществляющие научно-техническую политику;

• гос управление научной, научно-технической и инновационной сферами, включая организацию прогнозирования научно-технического развития, приоритетные направления научно-технической деятельности, научно-технические программы, инновационные проекты, государственную научно-техническую экспертизу и т.д.

Отношения в области научно-технической деятельности регулируются Законами Республики Беларусь «О научной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О служебном изобретении», «О научно-технической информации» и другими. Законы определяют основные цели, принципы, направления и способы воздействия государства на участников научной и инновационной деятельности, а также экономические, организационные и иные условия, стимулирующие развитие науки и технологий.

Основными целями гос научно-технической политики РБ являются: обеспечение соц и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества; совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов соц-экон-го прогресса.

На современном этапе научно-техническая политика направлена на максимальное приближение исследований и разработок к потребностям бел эк-ки, а каждый проект и задание программы - на разработку новой продукции или технологии для конкретного предприятия или отрасли. Научно-техническая политика сориентирована на решение главной задачи - подъем экономики, базирующейся во всем мире на использовании новейших технологий. В связи с этим центр внимания гос эк-й политики сосредоточен на инновациях как факторе роста и совершенств-я технологической стр-ы произв-й сферы. Высокая инновационная активность необходима как условие обеспечения конкурентоспособности экономики, что требует больших фин вложений в науку и инновации, введение налоговых и кредитных льгот даже в ущерб другим государственным нуждам. Важную роль сыграет использование новых форм взаимодействия науки и производства, и это должно найти отражение в гос инновационных программах.

Главная задача инновационной политики - стимулирование инновационных процессов, реализуемых ч/з систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых гос-вом, закрепленных зак-но и ориентированных на развитие и гос поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах пром-ти, сх и соц комплекса.

Гос инновационная политика касается широкого круга проблем: стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий; технологической перестройки произв-ва; формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений; создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям; обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики; совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям; привлечения иностранных инвестиций; содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов и др.

 

66. Роль  научной сферы в национальной  экономике.

Наука является реальным национальным ресурсом, который  при наличии адекватной государственной  поддержки способствует быстрому росту  экономики, укреплению суверенитета и безопасности страны.

В 21 веке в глобальной экономической конкуренции только страны, которые создадут благоприятные условия для научных исследований и инноваций смогут занять достойное место в системе мировых хозяйственных связей и в процессе общечеловеческого развития. Научные знания становятся основой для принятия управленческих решений в системе государственного управления по всем жизненно важным проблемам развития общества. Наука все больше приобретает меж- и мультидистанционный характер. Расширяется международный обмен результатами исследования и информационными ресурсами, что является характерной чертой процесса глобализации в научно-технической сфере.

Става самостоятельным  государством. Беларусь получила в  наследство бессистемную часть большого промышленного комплекса, и только благодаря эффективной государственной власти и трудолюбию ее народа за последние 10 лет были созданы нормально функционирующая экономики и эффективная система образования, которые являются основными ресурсами повышения конкурентоспособности национальных производителей и позволяют Беларуси занимать достойное место по индексу развития человеческого потенциала.

Научные исследования и разработки в Беларуси выполняет  около 300 учреждений и организаций  различной ведомственной подчиненности.

Наряду с  использованием новейших достижений  мировой науки и техники Беларусь способна в ряде направлений создать новые технологии мирового уровня. За последние 10 лет в 4,5 раза увеличилось число регистрируемых за год патентов на изобретения и промышленные образцы. Прочным фундаментом развития по-прежнему могут служить белорусские научные школы в области естественных, технических , гуманитарных и социальных наук.

Целью государственной  политики в области развития науки  и технологий провозглашается переход  к инновационному пути развития страны. Одна из важнейших задач для достижения этой цели — укрепление научно-исследовательского сектора.

Главными задачами государственного управления научной  сферой должны стать усиление государственной  поддержки приоритетных направлений  научных исследований и формирование национальной инновационной системы Республики Беларусь, обеспечивающей эффективную реализацию всего инновационного цикла от фундаментальных исследований до внедрения научных разработок в народное хозяйчтво.

В 2009 г. белорусская  экономика находилась в процессе преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса. В этих условиях перед белорусским государством встала сложнейшая задача: сохранить положительную динамику основных макроэкономических показателей экономического роста, не утратив при этом инновационное содержание развития экономики, ее конкурентные преимущества и источники роста, к которым в первую очередь относится интеллектуальный потенциал нации — наука и образование.

Благодаря своевременно принятым антикризисным мерам национальная экономика продемонстрировала достаточно высокую устойчивость и стабильность. В 2009 г. удалось сдержать нарастание отрицательной динамики промышленного производства в целом, а в отдельных отраслях промышленности — достичь роста показателей развития. В частности, это топливная (107,4 %), химическая и нефтехимическая (134,7 %), пищевая (102,4 %), а также мукомольно-крупяная и комбикормовая (106,2 %) сферы.

В концепции  Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг., одобренной Правительством Республики Беларусь, поставлены глобальные цели: создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.

Государственная программа также направлена на решение  важнейших для республики задач  по формированию сбалансированной экономики, а именно: увеличение доли экспорта, включая рост высоко- и среднетехнологичной продукции, оптимизацию импорта и обеспечение положительного торгового баланса. Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. Организация инновационной деятельности на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является одной из главных задач.

Республика  Беларусь находится на том этапе  развития, когда должны приниматься  исключительно важные научно обоснованные государственные решения, обеспечивающие развитие новейших научных, научно-технических и технологических направлений, имеющих приоритетное значение и определяющих повышение уровня и качества жизни населения.

 

67. Характеристика научно-технического потенциала РБ.

Для анализа и оценки научно-технического потенциала используется система показателей, позволяющая отразить его стр-ру, имеющиеся рес-сы, полученные рез-ты.

В сист колич-х показателей выделяют след группы.

1. Обобщающие показатели: затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета); наукоемкость ввп (в %).

2. Численность и ст-ра научных орг-й и за- 
нятых в научно-техн-й сфере: по секторам и отраслям науки; по отраслям народн хоз-ва.

3. Затраты на науку и научное обслуживание и струк- 
тура затрат: по секторам и отраслям науки; по отраслям народного хозяйства.

4. Материально-техническая база науки:обеспеченность приборами и установками; информационная инфраструктура; технический уровень и сроки службы оборудования.

5. Результаты научной и инновационной деятельности:число зарегистрированных открытий по отраслям науки; число изобретений; число патентов, авторских свидетельств; число созданных образцов новой техники по видам.

К показателям, позвол-м дать кач-ю хар-ку НТП и отразить эфф-ть его использования, относятся:

  • квалификационный состав работающих в сфере науки и научного обслуживания, членство в международных научных организациях;
  • число лауреатов нобелевских и др международных премий за определенный период;
  • доля научно-техн разработок, соответств-х мировому ур-ню или превосходящих его;
  • доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню;
  • экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг;
  • число освоенных образцов новой техники;
  • доля наукоемкой продукции (в производстве, экспорте);
  • экономия ресурсов от использования новой техники;
  • численность безработных ученых;
  • численность ученых, выехавших за рубеж.

Меры, направленные на поддержку и развитие НТП, характеризуются:

  • наличием гос фондов поддержки НТП;
  • наличием негосударственных ф-в поддержки, в том числе зарубежных;

Информация о работе Государственное управление