Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:43, лекция

Краткое описание

лекции к госэкзамену по специальности госуправление

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 664.00 Кб (Скачать файл)

• коммерциализацией прикладной науки:

• созданием негос-х предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;

  • совместными исследованиями с зарубежными фирмами;
  • конверсией оборонной науки.

Основная часть НТП республики сегодня сосредоточена в производств-х отраслях эк-ки - промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи. Именно эта часть потенциала обеспечивает поддержание уровня и прогресс производственной сферы. Уменьшение ее доли вызывает озабоченность

Основными типами научных организаций являются научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, конструкторские организации, проектные, проектно-изыскательские учреждения. Научные исследования также проводятся в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях промышленных предприятий.

 

68. Основные направления государственного  регулирования научной сферы.

Важным шагом  к переходу экономики на инновационный  путь развития явилось определение  приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 гг. При их выборе учитывались положения таких программных документов, как «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики до 2010 г.», «Комплексный прогноз научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005–2020 г.». В качестве национальных приоритетных направлений научно-технической деятельности определены следующие:

– ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции;

– новые материалы  и новые источники энергии;

– медицина и  фармация;

– информационные и телекоммуникационные технологии;

– технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

– промышленные биотехнологии;

– экология и  рациональное природопользование.

Определены также 27 приоритетных макротехнологий, которые  должны обеспечить производственную специализацию  Беларуси в системе мировых хозяйственных связей и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это прежде всего машиностроительная и сельскохозяйственная продукция, электронная, вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические, тонкие химические, информационные технологии.

В республике созданы  основы нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере  инновационной деятельности. В течение  последних нескольких лет принято  более 50 нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации научно-технической и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания, охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.

Завершается доработка  проекта Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь». Впервые в Беларуси на законодательном уровне закрепляются такие понятия, как «государственная инновационная политика», «реализация инноваций», «субъекты инновационной деятельности», «венчурная организация» и другие. Принятие указанного закона и реализация его положений будут способствовать активизации инновационной деятельности, усовершенствованию экономических механизмов ее стимулирования

 

69. Опыт государственного регулирования НТП за рубежом (США и Япония)

НТП регулируется во всех странах с рыночной экономикой. Этого требуют комплексный подход к научным и техническим проблемам  и масштабность научно-технических проектов, что не под силу частному капиталу.

Гос регулирование охватывает: долгосрочные и стратегические направления НТП; грандиозные радикальные разработки в новых отраслях; создание новых отраслей; согласование множества небольших модернизаций; координацию потоков капитала на НТП на макроуровне; стимулирование развития НТП; последствия НТП: стремительное истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.

Гос-во выступает как институт, организующий, управляющий и финансир-й НТП. Гос регулирование в зарубежных странах осуществляется в форме прямого вмешательства гос-ва в научно-технич процессы, а также посредством косвенного регулирования: осуществляется ч/з совокупность налоговых, кредитных и амортизационных льгот. Выбор инструментов гос регулирования зависит от общей роли и места гос органов в соц-эконом сист кажд страны.

Наибольшие  успехи в области НТП достигнуты в США и Японии. США остаются главным центром научно-техн-го развития капиталистического мира и по общему уровню научно-техн-го потенциала, широте фронта фундаментальных исследований, ключевым областям НТП они превосходят др страны.

Ряд общих черт, характерных и для США, и для Японии:

1) Функция гос-ва - регулирование НТП распространяется  на две ключевые взаимосвязанные сферы: научные исследования и процесс создания нововведений в экономике;

2) Центр тяжести в организационных и инновационных процессах на внедрение новых технологий и продуктов. Процесс внедрения охватывает проектирование, опытно-экспериментальное производство, обучение кадров, испытание, наладку, организацию технического сервиса.

3) механизм регулирования НТП постоянно совершенствуется в направлении усиления стимулирующей ф-и гос-ва. Стимулирование внедрения научно-технических нововведений и обновления устаревших фондов осуществляется за счет:

• проведения активной гос политики стимулирования;

• постоянного  обновления и повышения стандартов качества продукции и снятия устаревшей продукции с производства;

• создания льготных фин условий инновационной деятельности фирм, прежде всего малых, ориентированных на экспериментальную разработку и внедрение новых технологий;

• гос стимулирования тесных связей (научных, учебных и  промышленных организаций), стимулирование финансирования научных исследований и разработок производственными  фирмами;

• активного гос стимулирования расширения рынка продукции фирм на основе внутреннего и международного разделения труда  и др..

4) территориальная научно-производственная концентрация высокотехнологичных фирм со сложной продукцией, что является важным фактором ускорения НТП.

Но наряду с  общими чертами гос регулирование  в США и Японии имеет много отличий:

1) различные цели: в США - достижение научно-технического лидерства и военного превосходства, в Японии - обеспечение долгосрочной конкурентоспособности промышленности, ее перестройки в соответствии с новыми условиями;

2) пути реализации поставленных целей. В США – путь научно-технических прорывов и поддержки новейших отраслей и производств. В Японии - путь, во-первых, концентрации ресурсов на ключевых направлениях научно-технического и эконом развития и, во-вторых, - активного заимствования зарубежного опыта в области НТП.

3) уровень гос  вмешательства в развитие НТП.  В США основной функцией государства  в развитии НТП явл косвенное  стимулирование нововведений, инновационного предприним-ва и создание для них соответствующей среды.

В деятельности японского государства  можно выделить следующие особенности:

• определенный синтез двух подходов - государственного программирования и использования  системы косвенных мер экономического, социального и политического характера, стимулирующих процесс нововведений;

• государство  влияет на формирование общей стратегии  научно-технического развития и выбор  его приоритетных направлений, начиная  от провозглашения курса на превращение  страны в «государство научно-технической революции» и кончая созданием разветвленной системы государственных органов, формирующих научно-технические приоритеты, регулирующих и стимулирующих заинтересованность фирм в ускорении темпов научно-технического прогресса;

• использование механизма согласования интересов фирм, центральных местных властей, научных кругов на основе интенсивного обмена информацией через деятельность японского управления по науке и технологиям, всевозможные комитеты и ассоциации, через неформальные связи специалистов различных отраслей экономики.

 

70.  Государственное регулирование сферы образования

Образование предоставляет человеку не только знания, умения и навыки. Оно определяет его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Гармоническое сочетание знаний с личными качествами человека является главным моментом в процессе обучения и воспитания.

Образование - сложная развивающаяся социокультурная система воспроизводства личности. Главное его содержание - способы, формы и средства формирования соц и духовных качеств личности, и здесь образование неотделимо от воспитания.

В широком соц контексте под образованием следует понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем человека материальном и духовном мире творческой и моральной личности.

Главной целью развития образования является удовлетворение потребностей населения в гармоничном развитии личности, творческих способностей, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.

Основными приоритетами национальной системы образования в РБ являются:

  • ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности;
  • укрепление физического и психического здоровья нации и человека;
  • децентрализация и гуманизация образования;
  • взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой;
  • регионализация образования;
  • экономическая направленность обучения и воспитания;
  • интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Основными функциями образования как соц системы являются:

  • передача накопленных знаний;
  • усвоение ценностей человеческой культуры;
  • влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества;
  • участие в процессах социализации личности и обеспечение преемственности соц опыта.

В соответствии с потребностями населения в республике создана государственная сеть образовательных учреждений, среднего профессионального образования и система высшего профессионального образования.

Государство через соответствующие исполнительные органы определяет минимальный уровень требований к содержанию общего среднего образования, в том числе обязательный перечень учебных дисциплин и минимальный объем их преподавания.

Регулирование процессов образования в республике осуществляют в рамках своей компетенции органы государственного управления, в том числе Совет Министров и Министерство образования Республики Беларусь, местные органы управления и самоуправления


Информация о работе Государственное управление