Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа
В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия
1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия
1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь
2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке
2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия
3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия
Заключение
Содержание
Введение
1. Конкурентоспособность
1.1. Понятия
конкуренция и
1.2. Метод
исследования
1.3. Проблемы
поддержания
2. Анализ ситуационного
2.1. Экономико
– организационная
2.2. Анализ
сильных и слабых сторон
3. Пути повышения
3.1. Стратегические
подходы к обеспечению
3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия
Заключение
Литература
Приложения
Введение
В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система
- задержка платежей со стороны покупателей;
- потеря поставщиков, нарушение хозяйственных связей;
- уменьшение объема продаж
за счет снижения
- отсутствие надежной
- проблемы адаптации
- текучесть кадров и ряд других.
Многие кооперативные
Для решения обозначенного круга вопросов, необходимо знать, как работать с потребителем, как правильно оценить своих конкурентов, их сильные и слабые стороны, и при этом, предприятие должно учитывать свои достоинства и недостатки в области производства, финансов, сбыта и т.д. Для того, чтобы предприятие было рентабельным и не потеряло свои позиции на рынке ему необходимо провести исследование макро- и микросреды для выявления своих сильных и слабых сторон (в сравнении с конкурентами) и, путем обобщения изученных показателей, определить конкурентные преимущества и оценить свою конкурентоспособность и пути ее повышения.
Исследования в маркетинге представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Целью данной работы является определение степени конкурентоспособности предприятия, выявление слабых и сильных сторон, возможностей его функционирования, а также поиск путей повышения конкурентоспособности предприятия.
В ходе написания дипломной работы для рассмотрения выделяются следующие задачи:
- Рассмотреть конкурентоспособность предприятия как марке-тинговую категорию: дать определение понятий конкуренция и конку-рентоспособность предприятия в маркетинговой интерпретации, определить методику определения конкурентоспособности предприятия; рас-смотреть метод исследования конкурентоспособности предприятия в це-лом; охарактеризовать проблемы поддержания конкурентоспособности в сложившихся условиях в национальной экономике;
- необходимо произвести анализ ситуационного положения райпо: дать экономико – организационную характеристику предприятия; определить сильные и слабые позиции предприятия;
- определить пути повышения
конкурентоспособности предприя
Методологической базой
Информационной базой являются - статистические и оперативные данные, а также бухгалтерский отчет предприятия.
При написании работы были использованы следующие методы маркетинговых исследований:
метод анализа документов;
Объектом исследования в дипломной работе является Гродненское райпо, которое функционирует на рынке (на рынке Гродненского района) более 55 лет.
Данная работа представлена на листах машинописного текста, имеет 17 таблиц, 8 рисунков и приложения.
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность
предприятия в маркетинге. Методика определения
конкурентоспособности
Конкуренция (в переводе c английского « соперничество ») – это сложившийся тип взаимоотношений между производителями товаров и услуг по поводу установления цен и объемов предложения и потребления этих товаров и услуг, по поводу формирования цен и объема спроса на них [ 1, 24с.].
В рыночной экономике различают четыре вида конкуренции – чистая, монополистическая, олигополистическая, монополия [9, 208 c.].
Чистая конкуренция характеризуется большим количеством не связанных между собой производителей определенного товара; она характер-на для рынка сельскохозяйственной продукции и производства промышленной продукции. Отсутствует контроль за ценами.
Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях важно добиться отличительных преимуществ за счет комбинирования факторов маркетинга: следует прилагать усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента. Маркетинговая стратегия предприятия строится на товарной дифференциации и сегментации рынка.
Олигополистическая конкуренция – существует на рынке, где действует несколько крупных предприятий (фирм), причем товары могут быть, как одинаковыми по своим параметрам, стандартными, так и различными. Характерна высокая степень концентрации производства и эффективность ценовой политики.
Монополия характеризуется тем, что существует один производитель одного или нескольких товаров. Она характерна для всех видов промышленности.
Следует отметить существование ценовой конкуренции, которая определяет вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары При неценовой конкуренции роль цены несколько снижена, на первый план выступают уникальные свойства товара, его надежность и качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить их конкурентоспособность. Функциональная конкуренция существует на рынке тогда, когда несколько выпускающих какой – либо товар предприятий, удовлетворяют посредством его конкретную потребность. Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но при этом существует по крайней мере один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя). Предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого различными предприятиями (фирмами) . Такая конкуренция чаще встречается в пищевой промыш-ленности.
Существует много мнений различных экономистов по поводу конкурентоспособности предприятия. В отечественной экономической литературе вопросы конкурентоспособности субъектов рынка рассматриваются рядом исследователей, но данную проблему они рассматривают только с позиции качественной ее характеристики, не касаясь вопросов количественной оценки. Конкурентоспособность определяется как относительная характеристика, которая выражает отличия данного субъекта рынка в его развитии, от развития состязающихся предприятий (фирм) по степени удовлетворения своими товарами спроса покупателей, а также по эффективности хозяйственной деятельности. Достоинством позиции исследователей является то, что характеристика составляющих конкурентоспособности субъектов хозяйствования представлена с учетом сложившихся экономических отношений в переходный период. Они считают, что конкурентоспособность характеризует возможности и динамику адаптации субъектов хозяйствования к условиям рыночных отношений, доказывают влияние ряда факторов на конкурентоспособность стратегической единицы: коммерческие условия, организацию сбытовой сети и техобслужива-ния, имидж предприятия, емкость рынка, число конкурентов и легкость доступа на рынок, тип производимого товара .
Некоторые моменты, связанные
с изучением
В самой системе потребительской
кооперации для расчета конкурентоспособно
Таблица 1.1.1.
Сравнение финансово – экономических показателей
Гродненского
райпо в сравнении с
и Белкоопсоюзом за 1998 год
Показатели |
Гродненский райпотребсоюз |
Гродненский облпотребсоюз |
Белкоопсоз | |||
число |
балл |
число |
балл |
число |
балл | |
1. Рентабельность общая 1.1.Рентабельность торговли 2. Валовые доходы 3. Издержки обра-щения 3.1. Расходы на оп-лату труда 3.2. Расходы по пе-ревозкам 3.3. Проценты за кредиты 4.Оборачиваемость тов. запасов, дн. |
1,13
0,1 16,44
15,34
5,13
2,76
0,88
23 |
3
3 3
1
3
1
1
1 |
1,38
1,12 18,64
16,77
5,06
2,78
1,38
29 |
2
2 2
2
1
2
2
3 |
3,18
1,14 20,02
17,47
5,12
3,01
1,51
28 |
1
1 1
3
2
3
3
2 |