Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;

Содержание

Введение


1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия

1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия

1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь


2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации


3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия

3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Конкурентоспособность предприятия.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рис. 3.2.1. Схема одноуровневого канала распределения

 

Именно такая схема  распределения способна быстро доставить  товар к конечному потребителю  с максимальным сохранением качества продукции.

         Коммуникационная политика. Так как продукция, выпускаемая Гродненским райпо: комбинатом кооперативной промышленности является товаром индивидуального потребления, то приоритеты в рекламной кампании следует расставить прежде всего на качество выпускаемой продукции и имидж предприятия. Но имея небольшой бюджет средств напрвленных на эти цели, предприятие не имеет возможности проводить рекламную кампанию в средствах массовой информации республиканского значения из-за высоких цен на рекламную площадь.

Поэтому в данной ситуации рекламную кампанию Гродненское  райпо может проводить в средствах массовой информации местного значения: по радио, в газете «Биржа информации». А также, что будет дешевле может использовать прямую почтовую рекламу (директ-мейл), так как данный метод рекламы является наиболее простым, доходчивым и минимальным по затратам способом выхода на рынок за пределами Гродненского района.

Рекламная кампания может  осуществляться за счет средств, относимых на издержки обращения предприятия в размере 2 % из выручки от реализации, а остальная часть за счет прибыли, остающейся в распоряжении райпо.

Стимулирование сбыта - это использование многообразия средств стимулирующего воздействия, призванных усилить ответную реакцию рынка.

Основными видами стимулирования являются стимулирование потребителей и торговли.

В данном случае Гродненскому райпо легче и целесообразнее проводить стимулирование потребителей путем участия и организации выставок и ярмарок - продаж., а так же демонстрации новых видов продукции и их дегустации. Для стимулирования продаж предприятию необходимо разместить в местах продаж рекламные плакаты с логотипом предприятия, а также информационные листы о составе производимой продукции, о способе производства (потребления)

Пропаганда включает в себя использование редакционного, а не платного места или времени  во всех средствах массовой информации, доступных для чтения, просмотра  или прослушивания клиентами  предприятия, для решения конкретной задачи, способствовать достижению поставленных целей.

Программа по формированию положительного образа Гродненского райпо  должна включать в себя:

  • создание, рассылка и распространение пресс-релизов в местах продажи и среди потенциальных клиентов;
  • написание статей об истории предприятия;

Таким образом основными  путями повышения эффективности  деятельности и повышения конкурентоспособности Гродненского райпо с учетом факторов маркетинговой среды являются:

  • выход на новые рынки сбыта (Минский, Брестский);
  • поиск новых посредников на товарном рынке РБ;
  • осуществление рекламно - пропагандистской кампании;
  • выпуск суппродуктов и  мясных, и кондитерских полуфабрикаров;
  • повышение качества выпускаемой продукции, усиление контроля за качеством закупаемых товаров;
  • расширение ассортимента закупаемой и изготовляемой продукции (выпуск диетических и диабетических продуктов);
  • разработка и использование новых видов упаковки (использование вакуумной упаковки при фасовке рыбных полуфабрикатов);
  • разработка и использование логотипа предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.   Проблемы поддержания  конкурентоспособности

предприятия на рынке  Республики Беларусь

 

Для того, чтобы предприятие  было конкурентоспособным на рынке (включая рынок Республики Беларусь) по мнению зарубежных специалистов, оно должно соответствовать следующим требованиям :

  • быть обучающей организацией;
  • иметь мало ступенчатую иерархическую лестницу;
  • концентрироваться на стержневых сферах компетенции и бизнеса;
  • иметь инновационную культуру и постоянно совершенствоваться;
  • формировать стратегический альянс;
  • направлять больше внимания за пределы предприятия, чем внутрь;
  • контролировать качество, количество и поток информации;
  • создавать и поддерживать связи внутри предприятия и за его пределами;
  • предпочитать руководить и действовать, чем следить и реагировать;
  • определять тенденции и появляющиеся возможности;
  • распоряжаться имуществом и ресурсами с целью достижения оптимальных результатов;
  • принимать рациональные решения и эффективно контролировать их исполнение;
  • внедрять всеобщее управление качеством во всех областях и сферах действия;
  • превращать разовых клиентов в постоянных клиентов
  • создавать из менеджеров предпринимателей;
  • достигать преданности своему предприятию, мотивации деятельности и инициативы работников;
  • совершать честные сделки с держателями акций, клиентами и дело-выми партнерами.

В то же время, отечественные  предприятия сталкиваются с разнообразными и сложными проблемами:

  1. Проблемы, связанные с финансами и наличностью (дефицит наличности, отсутствие возможности взять кредит, неоплаченные долги, потеря важных поставщиков, дефицит энергоснабжения, ресурсов).
  2. Проблемы, связанные со спросом населения (сокращение покупательской способности, потеря важных зарубежных рынков, слабая ориентация на потребителя).
  3. Проблемы, связанные с персоналом (отсутствие или нехватка квалифицированных кадров, отсутствие необходимой информации, неумение приспособиться к текущей ситуации).
  4. Проблемы, связанные с макроэкономической ситуацией (политическая, юридическая нестабильность, проблемы личной безопасности).

В таком же положении  оказались и предприятия (организации) потребительской кооперации. На современном этапе на развитие потребкооперации большое влияние оказывает конкуренция, в особенности на тор-говлю. За последние годы удельный вес потребкооперации в розничном товарообороте республики резко снизился. Это привело к увеличению разрыва между среднедушевым товарооборотом системе потребительской кооперации между городским и сельским населением.

Под влиянием конкуренции  в ряде регионов республики, где  потребкооперация ранее занимала устойчивое положение, в настоящее время торговое обслуживание осуществляют предпринимательские структуры и, как следствие этого, потеря потребкооперацией своей доли рынка.

На сокращение доли потребкооперации в розничном товарообороте республики повлияли ряд объективных и субъективных  факторов. Одним из основных объективных факторов является процесс формирования многоукладной экономики. 

Интенсивное развитие торговой сети различной ведомственной принадлежности изменило состав и структуру потребительского рынка. В этих условиях важно постоянно анализировать конкурентную среду и с учетом ее динамики развития определять стратегию деятельности потребительской кооперации.

Наряду с интенсивным  развитием конкурентной среды в  зоне деятельности потребкооперации сокращение ее доли в товарообороте обусловлено и некоторыми другими объективными факторами: спецификой потребительского спроса, обусловленной составом и социальной структурой сельского населения; более низким, чем в городах, уровнем платежеспособности сельских жителей и др.

В месте с тем потеря части потребительского рынка обусловлена  так же и субъективными факторами. Большинство предприятий торговли конкурентов широко используют активные методы продажи товаров; проводят рациональную ассортиментную и ценовую политику, устанавливают оптимальные режимы работы предприятий, обеспечивают высокое качество торгового обслуживания населения, глубоко анализируют финансовые результаты каждого розничного торгового предприятия независимо от объема его товарооборота, эффективно используют систему материального стимулирования работников, предъявляют высокие требования к кадрам, трудовой дисциплине и режиму экономии.

Системой потребкооперации не в полной мере реализуются преимущества и возможности: развитая материально – техническая база оптовой и розничной торговли, квалифицированные кадры, многопрофильный характер деятельности, государственная поддержка и др.

 

 

2. Анализ ситуационного  положения предприятия на рынке

 

2.1. Экономико  - организационная характеристика

      предприятия, оценка сильных и  слабых позиций

 предприятия  на рынке

 

Гродненская область  находится на Северо – Западе Республики Беларусь и граничит с Минской, Витебской  и Брестской областями, а так  же, что является отличительной особенностью территориального размещения, граничит с Польшей и Литвой.

Общая площадь района составляет 2,6 тыс. кв. км. Численность  населения  -- 65,7 тысяч человек, в  том числе сельского населения  – 52,8 тысячи человек, городского – 12,9 тысяч человек  из них женщин – 35,862 тысячи, мужчин –32,071 человек. Таким образом плотность населения на 1 кв. км. в среднем составляет 25,7 тысяч человек, что говорит о довольно таки разрозненном территориальном размещении населенных пунктов.  Отличительной особенностью Гродненского района является многонациональность его населения: из общего количества жителей района бело-русов – 33,908 тыс. чел., польской национальности – 27,296 тыс. чел., русских – 5,3313 тыс. чел., украинцев – 962 чел., жителей еврейской национальности – 10 чел., других национальностей - 564 чел.

Всего сельских населенных пунктов в районе насчитывается 383, сельских советов - 14, поселковых советов  – 1.

Как видим, основная масса  населения Гродненского района - это  сельские жители и, не смотря на снижение деловой активности на селе, в 1999 году введено жилых домов в размере 24946 кв. м. из общей площади в 26905  кв. м.

Розничная сеть района представлена 190 магазинами, 39 палатками и 17 предприятиями питания: бары, кафе, столовые и др. За 1999 год розничный товарооборот в % к 1998 году в  сопоставимых ценах, платных услуг оказано населению в сопоставимых ценах на сумму 9566,9 млрд. р.(темп прироста – 13 %).

Балансовая прибыль  получена на сумму 6989,8 млрд.р

Сумма затрат от нерентабельной продукции – 407,7 млрд.р.

Выпущено в 1999 году продукции  на 17292,7 млрд р., в том числе по городу Гродно 131735 млрд. р.

Рентабельность предприятий  и организаций района - -26, 9 % , что  говорит об эффективном управлении городом и районом в целом.

  В Гродненском  районе находятся 19 средних школ с количеством учащихся – 2530 человек, 6 начальных, 21 базовая школа и 1 специализированная. Так же в районе имеются 42 клубных учреждения.

Город Гродно является крупным  транспортным узлом : здесь получили развитие железнодорожный, автомобильный, воздушный и речной виды транспорта. Через реку Неман имеется выход к Балтийскому морю. Что является большим потенциалом для развития хозяйственных связей по купле – продаже, бартеру товаров (услуг) не только района, но и всей области в целом.

Гродненский район знаменит системой образования: школы, колледжи, лицеи, училища, техникумы, Вузы.

Конкурентами системы  потребительской кооперации Гродненского района является большое число государственных коммерческих предприятий и организаций, а так же большое число частных предпринимателей . В районе действуют крупные промышленные предприятия, производящие минеральные удобрения, химические волокна, запчасти и карданные валы к автомобилям и тракторам, а так же токарные патроны и посудомоечные машины . Большим спросом у населения пользуются авто магнитолы, обувь, ткани, швейные и трикотажные изделия, художественные изделия и др..

Развитие потребительской  кооперации в Гродненском районе началось с образования 7 июля 1944 года  Гродненского районного потребительского союза. Решением собрания уполномоченных от 27 сентября 1999 года, в связи с указом президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, а так же принятым постановлением от 3 декабря 1999 года произведена реорганизация Гродненского райпотребсоюза в райпо. В результате реорганизации Озерское потребительское общество, ранее входившее в состав райпотребсоюза, перешло под управление облпотребсоюза, что привело к сокращению численности нехозрасчетных хозяйственных структурных единиц и работников

 При реорганизации райпо приобрело некоторые выгоды:

- произошло  упрощение порядка лицензирования  своей деятельности, а              

  так же  производимой продукции;

- упрощение  порядка налогообложения;

- упрощение  порядка формирования уставного  фонда.

Численность обслуживаемого населения – 59,7 тысяч человек, из которых 38,6 тысяч – пенсионеры ( 64,7 %) .  Доля рынка в сельской местности - 88 %,  т.е. Гродненское райпо является практически монополистом

Но в то же время доля  на городском рынке  составляет всего 12 % в связи с большим количеством конкурентов в лице частных предпринимателей и государственной торговли.

Структура аппарата управления. Аппаратом управления и его специалистами в Гродненском райпо руководит председатель правления Стойлик Н.В., который, непосредственно через своих заместителей: заместителя председателя по торговле и общественному питанию, по правовой и кадровой работе, заместителя председателя по строительству, главного бухгалтера и главного экономиста осуществляет руководство и контроль за деятельностью райпо (см.рис.2.1.1.стр.  ) .

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия