Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;

Содержание

Введение


1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия

1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия

1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь


2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации


3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия

3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Конкурентоспособность предприятия.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потен-циале предприятий –  конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово – экономическая, производственная, научно – техническая, кадровая, организационная, мар-кетинговая .

С точки зрения результативности деятельности предприятий – конкурентов на рынке и завоевания там ими сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

1 . Имидж предприятия.

2 .Концепция продукта, на которой основывается деятельность  предприятия.

3 . Качество продуктов,  уровень их соответствия мировому  уровню (обычно определяется путем  опросов и сравнительных тестов).

4 . Уровень диверсификации производственно - хозяйственной дея-тельности (видов бизнеса), разнообразие номенклотуры продуктов.

5 . Суммарная рыночная  доля главных видов бизнеса.

6 . Мощность научно  – исследовательской и конструкторской  базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бютжета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и сред-ствами труда, эффективность НИОКР).

7 . Мощность производственной  базы, характеризующей возмож-ности  перестраиваться на выпуск новых  продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издер-жек, в том числе использование фактора экономии в  зависимости от объе-ма и особенностей выпуска ).

8 . Финансы, как собственные так и привлекаемые со стороны.

9 . Рыночная цена с  учетом возможных скидок или  наценок.

10 . Частота и глубина  проводимых маркетинговых исследований, их бютжет .

11 . Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способ-ности  предприятия привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.

12 . Эффективность сбыта  с точки зрения использунмых  каналов товародвижения.

13 . Уровень стимулирования  сбыта (работников сбытовых служб  предприятия, торговых организаций и потребителей).

14 . Уровень рекламной  деятельности.

15 . Уровень послепродажного  обслуживания.

16 . Политика предприятия  во внешней предпринимательской  сре-де,  характеризующая способность  предприятия в позитивном плане  уп-равлять своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

В данном вопроснике указаны  только важнейшие направления исследования деятельности предприятий – конкурентов. Перечень вопро-сов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению кон-курентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятель-ности . Собранную информацию целесообразно представить в виде табли-ци, но с соответствующими показателями.

Оценка возможностей предприятия позволяет построить многоу-гольник конкурентоспособности (см. рис.1.2.1. стр .   )[8, 375 c.] . По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 3 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных предприятий, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности предприятий - конкурентов в целом .

Недостатком такого подхода  является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере то или иное предприятие-кон-курент в состоянии улучшить свою деятельность. Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к анализу отдельных направлений бизнеса и продуктового портфеля предприятий - конкурентов по методу матрицы БКГ .

По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого предприятиями - конкурентами [8, 374 c.]

 

 

Качество


  Концепция                                                                             Цены





 

       Предпродажная

подготовка                                                                          Финансы


 

 

Предприятие А 


              


Предприятие Б



    Внешняя                                                              

    политика                                                            Сбыт

  

 

Послепродажное

обслуживание

 

 

Рис . 1.2.1.  Многоугольник конкурентоспособности предприятия  

 

 

          На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и сла-бые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям кон-курентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закрепле-нию сильных сторон и ликвидации слабых мест. Иногда определяется интегральный показатель конкурентоспособности. В данном случае используют подходы, рассмотренные выше:

--- определяются веса  показателей;

 — устанавливаются  балльные оценки по каждому  показателю для предприятия, проводящей  исследования, и для ее конкурентов;

— определяется интегральный показатель, характеризующий конку-рентоспособность (продуктов, маркетинговой деятельности, предприятия в целом) предприятий - конкурентов.

Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проб-лема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной сте-пенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассор-тимент выпускаемой продукции, объемы продаж на разных рынках, фи-нансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, предостав-ляющим немассовые услуги специфического характера, например, по ус-тановке специального оборудования (системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.п.). Клиент в подобных случаях очень не-охотно предоставляет информацию об услугах других предприятий – кон-курентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, ком-мерческой, маркетинговой разведки.

Источниками информации о предприятиях - конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые предприятия демонстрируют на выставках еще не освоен-ную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации предприятия показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам не-посредственно на предприятиях .


При изучении конкурентов может  оказаться полезным следующий вопросник [8, 376 c.]

Вопросник для исследования приоритетных конкурентов

— Сколько имеется приоритетных конкурентов и кто они?

— Каков преобладающий тип конкурентного  поведения (неза-висимый, "следующий за лидером", "бросающий вызов», лидер) ?

— Какой долей рынка владеют приоритетные конкуренты?

--- Какова природа конкурентного преимущества у приоритетных конкурентов?

— Каковы элементы дифференциации в  маркетинговой политике конкурентов?

— Насколько силен имидж конкурентов и марки его товаров?

— На чем основано, если оно имеется, преимущество по издержкам приоритетных конкурентов?

— Каковы цены на товары конкурентов?

— Каковы главные черты ценовой политики конкурентов?

— В чем заключаются особенности стратегии и тактики произ-водственно-хозяйственной и рыночной деятельности приоритетных кон-курентов?

— Насколько стабильно их финансовое положение и велики их фи-нансовые ресурсы?

— Как велики их способности для  отпора в случае фронтальной ата-ки?

— В чем состоят уязвимые точки приоритетных конкурентов?

— Какие агрессивные действия могут  предпринять наши при-оритетные конкуренты?

— Какие ответные или защитные меры нам следует принять в  случае фронтальной атаки?

— Какие события могут существенно  изменить соотношение, сил между нами и нашими конкурентами?

— Какие меры могут быть приняты в таком случае?

— В какой степени конкуренты способны ликвидировать конку-рентное преимущество, которым мы обладаем?

— Каковы барьеры для прихода на рынок новых конкурентов?

— Насколько серьезны барьеры входа  для конкурента, обладающе-го сильной международной позицией?

— Какие товары являются заменителями и какую угрозу они пред-ставляют?

— Какова степень концентрации поставщиков  и какое давление они способны оказывать?

— Какова степень концентрации клиентов и/или посредников и ка-кое давление они способны в связи с этим оказывать?


 

 

 

3 . Пути повышения  конкурентоспособности предприятия

 

3 . 1 . Стратегические подходы к  обеспечению 

конкурентоспособности предприятия

 

 

  Во второй главе   мы путем анализа ситуационного  положения предприятия на рынке  определили сильные и слабые  стороны Гродненского райпо (см. табл. 2.2.9. стр.  ) с позиций маркетинга; организации и управления в целом по системе пяти бальной оценки .

Стратегический подход к обеспечению конкурентоспособности на данном этапе изучения заключается в определении путей устранения или оптимизации недостатков, т.е. слабых сторон, Гродненского райпо

Из таблицы 2.2.9 стр.  выберем показатели с оценкой 4 и 5 .

 

Маркетинг

1. Малая доля на  рынке сбыта, контролируемом предприятием  в городской местности           

           2. Неудовлетворительный имидж предприятия  на городском  рынке 

           3. Низкий престиж торгующей организации  в городской местности 

4. Большие расходы  по сбыту товаров 

5. Низкий уровень организационных  и технических средств для                           сбыта товаров в сельской местности

6. Высокие цены на  собственную продукцию и услуги

 

Организация и управление

 

    1. Качество используемой информации о сельском рынке сбыта низкое

 

 

Внесение предложений  по улучшению слабых сторон Гродненского райпо:

  1. Для увеличения доли на городском рынке сбыта необходимо широко осветить в средствах массовой информации деятельность райпо путем выпуска серии публикаций в печати (в еженедельной гродненской газете «Биржа информации» с тиражом - 8500 экземпляров), а так же проведении интервью по радио с участием работника райпо (экономиста либо товароведа) и журналиста, с указанием контактного телефона, по которому можно напрямую задавать вопросы. Интервью эффективнее проводить в масштабах района для более близкого ознакомления населения.

Так же можно  провести   развлекательное мероприятие  под эгидой  Гродненского райпо, заранее сообщив в средствах  массовой информации о дате и времени  проведения мероприятия, а так же путем расклеивания красочных сообщений  в общественных местах, на автобусно – троллейбусных  остановках о нем, а также в самом транспорте. Во время проведения мероприятия провести выставку – продажу товаров, рекламу услуг.

  1. Неудовлетворительный имидж и низкий престиж предприятия сложился в до перестроечный период, когда слово «кооперация» являлось синонимом слову «спекуляция». Это мнение  бытует и сейчас среди пожилых людей, а молодежь (кроме обучающихся системой потребкооперации и работающих в ней) вообще не знает, что такое потребительская кооперация.

Необходимо разработать  программу по формированию положительного общественного мнения («паблик рилейшнз») через публикацию серии статей, которые будут освещать основные направления и результаты деятельности потребительской кооперации в целом и Гродненского райпо в частности.

          3.     Большие расходы по  сбыту товаров связаны с увеличением  расходов, связанных с транспортировкой товаров, а так же с большим количеством посредников (необходимо по возможности снизить их количество и более полно использовать собственные ресурсы). Оптимизация звеннос-ти товародвижения и поиск более близких по территориальному размеще-нию торговых партнеров приведет к снижению цен на товары на товары, т.к. определяющую роль в ценообразовании Гродненского райпо играет включение транспортных расходов и расходов по продвижению товаров в цену продукции. На товары, не пользующиеся спросом, необходимо     снижать цену до предела закупочной цены, залежалый товар реализовывать  путем распродаж (тем самым предприятие не будет нести расходы по хранению, ускорится товарооборачиваемость).

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия