Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа
В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия
1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия
1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь
2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке
2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия
3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия
Заключение
По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потен-циале предприятий – конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово – экономическая, производственная, научно – техническая, кадровая, организационная, мар-кетинговая .
С точки зрения результативности деятельности предприятий – конкурентов на рынке и завоевания там ими сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:
1 . Имидж предприятия.
2 .Концепция продукта,
на которой основывается
3 . Качество продуктов,
уровень их соответствия
4 . Уровень диверсификации производственно - хозяйственной дея-тельности (видов бизнеса), разнообразие номенклотуры продуктов.
5 . Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.
6 . Мощность научно
– исследовательской и
7 . Мощность производственной
базы, характеризующей возмож-ности
перестраиваться на выпуск
8 . Финансы, как собственные так и привлекаемые со стороны.
9 . Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.
10 . Частота и глубина
проводимых маркетинговых
11 . Предпродажная подготовка,
которая свидетельствует о
12 . Эффективность сбыта с точки зрения использунмых каналов товародвижения.
13 . Уровень стимулирования
сбыта (работников сбытовых
14 . Уровень рекламной деятельности.
15 . Уровень послепродажного обслуживания.
16 . Политика предприятия
во внешней
В данном вопроснике указаны
только важнейшие направления
Оценка возможностей предприятия позволяет построить многоу-гольник конкурентоспособности (см. рис.1.2.1. стр . )[8, 375 c.] . По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике рис. 3 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных предприятий, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности предприятий - конкурентов в целом .
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере то или иное предприятие-кон-курент в состоянии улучшить свою деятельность. Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к анализу отдельных направлений бизнеса и продуктового портфеля предприятий - конкурентов по методу матрицы БКГ .
По результатам исследований, проведенных по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности, проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого предприятиями - конкурентами [8, 374 c.]
Качество
Концепция
Предпродажная
подготовка
Предприятие А
Предприятие Б
Внешняя
политика
Послепродажное
обслуживание
Рис . 1.2.1. Многоугольник конкурентоспособности предприятия
На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и сла-бые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям кон-курентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закрепле-нию сильных сторон и ликвидации слабых мест. Иногда определяется интегральный показатель конкурентоспособности. В данном случае используют подходы, рассмотренные выше:
--- определяются веса показателей;
— устанавливаются
балльные оценки по каждому
показателю для предприятия,
— определяется интегральный показатель, характеризующий конку-рентоспособность (продуктов, маркетинговой деятельности, предприятия в целом) предприятий - конкурентов.
Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проб-лема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной сте-пенью сложности. Так, для предприятий, входящих в состав отраслей, тяготеющих к монополистическим или олигополистическим структурам, легче получать информацию из вторичных источников (объемы и ассор-тимент выпускаемой продукции, объемы продаж на разных рынках, фи-нансовое положение предприятий и т.п.), чем для предприятий, входящих в состав сильно дисперсных отраслей. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. Особенно сложно это делать фирмам, предостав-ляющим немассовые услуги специфического характера, например, по ус-тановке специального оборудования (системы безопасности, телефонные станции, компьютерные сети и т.п.). Клиент в подобных случаях очень не-охотно предоставляет информацию об услугах других предприятий – кон-курентов. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, ком-мерческой, маркетинговой разведки.
Источниками информации о предприятиях - конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые предприятия демонстрируют на выставках еще не освоен-ную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации предприятия показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам не-посредственно на предприятиях .
При изучении конкурентов может оказаться полезным следующий вопросник [8, 376 c.]
Вопросник для исследования приоритетных конкурентов
— Сколько имеется приоритетных конкурентов и кто они?
— Каков преобладающий тип
— Какой долей рынка владеют приоритетные конкуренты?
--- Какова природа конкурентного преимущества у приоритетных конкурентов?
— Каковы элементы дифференциации в маркетинговой политике конкурентов?
— Насколько силен имидж конкурентов и марки его товаров?
— На чем основано, если оно имеется, преимущество по издержкам приоритетных конкурентов?
— Каковы цены на товары конкурентов?
— Каковы главные черты ценовой политики конкурентов?
— В чем заключаются особенности стратегии и тактики произ-водственно-хозяйственной и рыночной деятельности приоритетных кон-курентов?
— Насколько стабильно их финансовое положение и велики их фи-нансовые ресурсы?
— Как велики их способности для отпора в случае фронтальной ата-ки?
— В чем состоят уязвимые точки приоритетных конкурентов?
— Какие агрессивные действия могут предпринять наши при-оритетные конкуренты?
— Какие ответные или защитные меры нам следует принять в случае фронтальной атаки?
— Какие события могут
— Какие меры могут быть приняты в таком случае?
— В какой степени конкуренты способны ликвидировать конку-рентное преимущество, которым мы обладаем?
— Каковы барьеры для прихода на рынок новых конкурентов?
— Насколько серьезны барьеры входа для конкурента, обладающе-го сильной международной позицией?
— Какие товары являются заменителями и какую угрозу они пред-ставляют?
— Какова степень концентрации поставщиков и какое давление они способны оказывать?
— Какова степень концентрации клиентов и/или посредников и ка-кое давление они способны в связи с этим оказывать?
3 . Пути повышения
конкурентоспособности
3 . 1 . Стратегические подходы к обеспечению
конкурентоспособности предприятия
Во второй главе
мы путем анализа
Стратегический подход к обеспечению конкурентоспособности на данном этапе изучения заключается в определении путей устранения или оптимизации недостатков, т.е. слабых сторон, Гродненского райпо
Из таблицы 2.2.9 стр. выберем показатели с оценкой 4 и 5 .
Маркетинг
1. Малая доля на
рынке сбыта, контролируемом
2. Неудовлетворительный имидж
3. Низкий престиж торгующей
4. Большие расходы по сбыту товаров
5. Низкий уровень
6. Высокие цены на собственную продукцию и услуги
Организация и управление
Внесение предложений по улучшению слабых сторон Гродненского райпо:
Так же можно провести развлекательное мероприятие под эгидой Гродненского райпо, заранее сообщив в средствах массовой информации о дате и времени проведения мероприятия, а так же путем расклеивания красочных сообщений в общественных местах, на автобусно – троллейбусных остановках о нем, а также в самом транспорте. Во время проведения мероприятия провести выставку – продажу товаров, рекламу услуг.
Необходимо разработать программу по формированию положительного общественного мнения («паблик рилейшнз») через публикацию серии статей, которые будут освещать основные направления и результаты деятельности потребительской кооперации в целом и Гродненского райпо в частности.
3. Большие расходы по
сбыту товаров связаны с