Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа
В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия
1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия
1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь
2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке
2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия
3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия
Заключение
(продолжение табл. 1.1.1. )
Показатели |
Гродненский райпотребсоюз |
Гродненский облпотребсоюз |
Белкоопсоз | |||
число |
балл |
число |
балл |
число |
балл | |
5. Доля рынка , % 6. Доля непродто-варов в общем объеме розничного товарооборота 7. Товарооборот
на душу обслуживае-мого 8. Темп роста розничного товаро-оборота
|
88
28,7
7089,9
136,9 |
1
2
3
3 |
25
27,83
15459
137,9 |
2
1
1
2 |
19,8
26
13108
180,7 |
3
3
2
1 |
Сумма баллов |
- |
25 |
- |
22 |
- |
25 |
Место |
- |
2 |
- |
1 |
- |
2 |
Таким образом, можно опреднлить,что по канкурентоспособности Гродненский облпотребсоюз в 1998 году был на первом месте, в то время как Гродненское райпо и Белкоопсоюз разделили второе место.
Преимуществом данной методики является то, что в ней учтены актуальные на данный момент проблемы развития, принципы сопоставимос-ти и быстрота расчетов. Но в то же время она оценивает только экономические уровни хозяйствования, без учета социального аспекта деятельности.
Системный подход, как
направление методологии
На микроуровне потребкооперация представляет собой экономическую систему элементов, взаимосвязанных горизонтальными и вертикальными связями, предназначенными для выполнения ее основной функции – удовлетворения спроса населения и получения прибыли для дальнейшего развития и воспоизводства. В состав экономико – хозяйственной системы традиционно включают следующие элементы: технические, технологические, кадровые, производственные, информационные, финансовые ресурсы, а также ресурсы организационной системы управления. Их совокупность образует ее стратегический потенциал. Товар и торговые услуги; маркетинговая политика продаж; а также стратегический потенциал обра-зуют микросреду потребкооперации.
На макроуровне она представляет собой открытую систему имею-щую постоянную связь с внешним окружением. Поэтому потребкоопера-ции приходится постоянно учитывать изменения во внешней среде и соот-ветственно трансформировать внутренние условия хозяйствования с целью сохранения и укрепления позиций на рынке (см.рис.111, стр ). Отсюда вытекает, что основу конкурентоспособности составляет эффек-тивность деятельности на рынке. Чем выше эффективность, тем конкур-ентоспособнее субъект.
Предметом конкуренции
в потребительской кооперации является
то-вар и торговые услуги, посредством
которых она стремится
Рис. 1.1.1 Схема общего механизма проявления конкурентоспособности потребительской кооперации [5, 19 c.]
рынка. Как свидетельствует мировой опыт, лидерства в конкурентной борьбе можно достичь, осуществляя свою деятельностью в соответствии с требованиями и правилами логистики. Следовательно, конкурентоспособность потребкооперации предопределена рыночной и ресурсной составляющими. При формулировании сущностной характеристики конкурентоспособности потребительской коопера-ции необходимо предусмотреть и обеспечить ее соответствие четырем основным положениям, вытекающим из требований и законов рынка:
1 . Положение об экономической
целесообразности функционирова
2 . Положение о соответствии
возможностей субъектов рынка
их рыночным « желаниям »
(целям), объясняющее необходимость
исследова-ния положения хозяйс
3 . Положение о приоритетности социальных и экономических характеристик, гласящее, что, не смотря на приоритетность первых характеристик в условиях рынка над вторыми, все же именно экономическое состояние субъектов хозяйствования определяют уровень и порядок их приоритетности.
4 . Положение о постоянном выравни
Экономический аспект отражает ресурсную составляющую конкурентоспособности и характеризует уровень использования ресурсов системы, которыми она фактически владеет или которые привлекла для использования с целью получения максимальной прибыли. Социальный аспект определяет рыночную составляющую конкурентоспособности и характеризует уровень удовлетворения покупательского спроса, имидж системы на рынке. Тогда наличие возможностей, отражающих превосходство системы на рынке, как представляется, необходимо связывать со следующими составляющим более низкого порядка: стабильностью финансового положения, оптимальностью использования стратегии. Предложенный подход позволяет утверждать, что конкурентоспособность настолько многогранная экономическая категория, что ее невозможно выразить каким-либо одним обобщающим показателем. Количественно она должна быть оценена системой показателей и изучаться системно.
Говоря о
Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая коммерческую оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно требований рынка и свойств другого товара -– конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение цен, условий поставки и эксплуатации в процессе потребления. Следовательно можно выделить следующие наиболее важные моменты:
1 . Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителей;
2 . в основе подобной
привлекательности лежит
3 . состав предъявляемых
требований и их относительная
важность в значительной
4. конкурентоспособность носит относительный характер, во-пер-вых, в смысле релевантного рынка, во-вторых, по сравнению с аналогичной продукцией основных конкурентов и, в-третьих, ее имеет смысл рассматривать только применительно к конкретному моменту времени.
Анализ современной литературы по маркетингу позволил определить элементы конкурентоспособности продукции
1 . Ценовая конкурентоспособность товара .
1.1. Соотношение уровня
цены с ценами основных
1.1.1. соотношение с ценами аналогичного товара;
1.1.2. соотношение с ценами товаров–субститутов с учетом эластичности.
1.2. Действенность системы
дифференциации цен в
1.3. Привлекательность для потребителей системы скидок:
1.3.1. наличие и эффективность системы скидок в зависимости от потенциальных возможностей, связанных со сделкой;
1.3.2. наличие и эффективность системы скидок в зависимости от размера партии;
1.3.3. наличие и эффективность системы скидок в зависимости от оплаты .
2 . Качество продукции ( товара ) .
2.1. Технико – функциональная характеристика товара :
2.1.1. функциональность;
2.1.2. надежность;
2.1.3. удобство эксплуатации.
2.2. Наличие дополнительной пользы:
2.2.1. наличие дополнительных функций;
2.2.2. сопровождающие обстоятельства:
- удобства, связанные с процессом покупки;
- удобства, связанные с процессом оплаты;
- удобства, связанные с последующей утилизацией .
2.3. Престижность продукции .
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания
3.1. Удобство для потребителей системы обслуживания.
3.2. Удобство для потребителей системы сбыта.
3.3. Эффективность рекламы:
3.3.1. удобство и надежность торгового обслуживания;
3.3.2. удобство и надежность системы технического обслуживания;
3.3.3. удобство и надежность
системы гарантийного
3.3.4. удобство и надежность
системы пост гарантийного
3.3.5. удобство и надежность
системы сервисного
3.4. Эффективность системы работы с общественностью.
В результате, можно предложить
систему показателей
Система показателей оценки конкурентоспособности потребкооперации
1.2. Метод исследования конкурентоспособности
предприятия в целом
Изучение позиций и возможностей предприятий – конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:
1 . Каковы основные цели конкурента?
2 . Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
3 . Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
4 . Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исход-ные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областямдает достаточно полную кар-тину действий конкурентов .