Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;

Содержание

Введение


1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия

1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия

1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь


2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации


3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия

3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Конкурентоспособность предприятия.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

                                                                           

(продолжение  табл. 1.1.1. )

 

 

Показатели

 

Гродненский

райпотребсоюз

 

Гродненский облпотребсоюз

 

 

Белкоопсоз

 

число

балл

число

балл

число

балл

5. Доля рынка , %

6. Доля непродто-варов  в общем объеме розничного  товарооборота

7. Товарооборот  на душу обслуживае-мого населения 

8. Темп роста  розничного товаро-оборота

 

88

 

 

 

28,7

 

 

7089,9

 

 

136,9

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

3

25

 

 

 

27,83

 

 

15459

 

 

137,9

2

 

 

 

1

 

 

1

 

 

2

19,8

 

 

 

26

 

 

13108

 

 

180,7

3

 

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

Сумма баллов

 

-

 

25

 

-

 

22

 

-

 

25

 

Место

 

-

 

2

 

-

 

1

 

-

 

2


 

Таким образом, можно  опреднлить,что по канкурентоспособности  Гродненский облпотребсоюз в 1998 году был на первом месте, в то время как Гродненское райпо и Белкоопсоюз разделили второе место.

Преимуществом данной методики является то, что в ней учтены актуальные на данный момент проблемы развития, принципы сопоставимос-ти и быстрота расчетов. Но в то же время она оценивает только экономические уровни хозяйствования, без учета социального аспекта деятельности.

Системный подход, как  направление методологии научного познания, позволяет рассматривать понятие конкурентоспособности потребкооперации как систему на макроуровне (при взаимоотношении с окружающей средой), а затем на микроуровне (на уровне ее структурных элементов) .

На микроуровне потребкооперация представляет собой экономическую систему элементов, взаимосвязанных горизонтальными и вертикальными связями, предназначенными для выполнения ее основной функции – удовлетворения спроса населения и получения прибыли для дальнейшего развития и воспоизводства. В состав экономико – хозяйственной системы традиционно включают следующие элементы: технические, технологические, кадровые, производственные, информационные, финансовые ресурсы, а также ресурсы организационной системы управления. Их совокупность образует ее стратегический потенциал. Товар и торговые услуги; маркетинговая политика продаж; а также стратегический потенциал обра-зуют микросреду потребкооперации.

На макроуровне она представляет собой открытую систему имею-щую постоянную связь с внешним окружением. Поэтому потребкоопера-ции приходится постоянно учитывать изменения во внешней среде и соот-ветственно трансформировать внутренние условия хозяйствования с целью сохранения и укрепления позиций на рынке (см.рис.111, стр  ). Отсюда вытекает, что основу конкурентоспособности составляет эффек-тивность деятельности на рынке. Чем выше  эффективность, тем конкур-ентоспособнее субъект.

Предметом конкуренции  в потребительской кооперации является то-вар и торговые услуги, посредством  которых она стремится завоевать  признание и деньги потребителей, а, следовательно, повысить свои преимущества. Поэтому природа конкуренции двойственна. На поверхности она выражается в состязательности товаров и товарных услуг. Но за внешней оболочкой явления выступает сущностью соперничества – конкуренция хозяйствующих субъектов.

 

 


 



 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 


 

Рис. 1.1.1  Схема общего механизма проявления конкурентоспособности потребительской кооперации [5, 19 c.]

 

рынка. Как  свидетельствует мировой опыт, лидерства  в конкурентной борьбе можно достичь, осуществляя свою деятельностью  в соответствии с требованиями и  правилами логистики. Следовательно, конкурентоспособность потребкооперации предопределена рыночной и ресурсной составляющими. При формулировании сущностной характеристики конкурентоспособности потребительской коопера-ции необходимо предусмотреть и обеспечить ее соответствие четырем основным положениям, вытекающим из требований и законов рынка:

1 . Положение об экономической  целесообразности функционирования субъектов рынка в рыночной среде, которое подтверждает необходимость воспроизводственного процесса и определяет, при каких обстоятельствах должна вестись речь о конкурентоспособности, а также пределы, ниже которых речь о ней не идет.

2 . Положение о соответствии  возможностей субъектов рынка  их рыночным « желаниям »  (целям), объясняющее необходимость  исследова-ния положения хозяйствующего субъекта в заданный момент времени по совокупности показателей, которые в большей мере определяют составля-ющие конкурентоспособности, с целью выявления резервов по обеспечению поставленных целей.

3 . Положение о приоритетности  социальных и экономических характеристик, гласящее, что, не смотря на приоритетность первых характеристик в условиях рынка над вторыми, все же именно экономическое состояние субъектов хозяйствования определяют уровень и порядок их приоритетности.

4 . Положение о постоянном выравнивании постоянно возникающих неравенств в функционировании и развитии субъектов рынка в конкурентной среде. Отвечает на вопросы  каким образом они развиваются, и что делать, чтобы обеспечить надлежащую конкурентоспособность, поло-жение объясняет, что конкурентоспособность – это не моментное качество, для его реализации нужна стратегия. Рассмотрение сущности конкурентоспособности сквозь призму данных положений позволяет сделать вывод о том, что в потребкооперации она определяется тем, насколько принципы, положенные в основу организации и функционирования систе-мы, соответствуют объективным законам развития рыночной экономики. Конкурентоспособность отражает преимущество системы по рыночной и ресурсной соответствующим их совокупности, в зависимости от экономического положения ее среды потенциальных конкурентов. Таким образом, конкурентоспособность – это комплексная социально – экономическая характеристика субъекта исследования, отражающая уровень превосходства совокупности его оценочных показателей по рыночной и ресурсной составляющим за определенный промежуток времени в условиях конкретного рынка по отношению к совокупности аналогичных показателей конкурента или средних по отраслям, сложившихся в мировой практике. Согласно данному определению, конкурентоспособность системы должна определяться совокупностью оценочных показателей, характеризующих экономические условия хозяйствования и социальный аспект функционирования, поскольку система оценки всегда базируется на его сущностной характеристике, определении.

Экономический аспект отражает ресурсную составляющую конкурентоспособности и характеризует уровень использования ресурсов системы, которыми она фактически владеет или которые привлекла для использования с целью получения максимальной прибыли. Социальный аспект определяет рыночную составляющую конкурентоспособности и характеризует уровень удовлетворения покупательского спроса, имидж системы на рынке. Тогда наличие возможностей, отражающих превосходство системы на рынке, как представляется, необходимо связывать со следующими составляющим более низкого порядка: стабильностью финансового положения, оптимальностью использования стратегии. Предложенный подход позволяет утверждать, что конкурентоспособность настолько многогранная экономическая категория, что ее невозможно выразить каким-либо одним обобщающим показателем. Количественно она должна быть оценена системой показателей и изучаться системно.

Говоря о конкурентоспособности  предприятия необходимо рассмотреть конкурентоспособность товара, т.к. товар является незаменимой и од-ной из главных составляющих данного понятия.

Конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая коммерческую оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно требований рынка и свойств другого товара -– конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение цен, условий поставки и эксплуатации в процессе потребления. Следовательно можно выделить следующие наиболее важные моменты:

1 . Конкурентоспособность продукции – это мера ее привлекательности для потребителей;

2 . в основе подобной  привлекательности лежит удовлетворение  целого комплекса требований;

3 . состав предъявляемых  требований и их относительная  важность в значительной степени  зависят от вида продукции;

4. конкурентоспособность  носит относительный характер, во-пер-вых,  в смысле  релевантного рынка,  во-вторых, по сравнению с аналогичной продукцией основных конкурентов и, в-третьих, ее имеет смысл рассматривать только применительно к конкретному моменту времени.

Анализ современной  литературы по маркетингу  позволил определить элементы конкурентоспособности продукции

1 . Ценовая конкурентоспособность  товара .

1.1.  Соотношение уровня  цены с ценами основных конкурентов:

1.1.1. соотношение с  ценами аналогичного товара;

1.1.2. соотношение с  ценами товаров–субститутов с  учетом  эластичности.

1.2. Действенность системы  дифференциации цен в зависимости  от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов.

1.3. Привлекательность для потребителей системы скидок:

1.3.1. наличие и эффективность  системы скидок в зависимости  от потенциальных возможностей, связанных со сделкой;

1.3.2. наличие и эффективность  системы скидок в зависимости  от размера партии;

1.3.3. наличие и эффективность  системы скидок в зависимости от оплаты .

2 .  Качество продукции ( товара ) .

2.1. Технико – функциональная  характеристика товара :

2.1.1. функциональность;

2.1.2. надежность;

2.1.3. удобство эксплуатации.

2.2. Наличие дополнительной  пользы:

2.2.1. наличие дополнительных функций;

2.2.2. сопровождающие обстоятельства:

       - удобства, связанные с процессом  покупки;

- удобства, связанные с процессом оплаты;

- удобства, связанные  с последующей утилизацией .

2.3. Престижность продукции .

3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания

3.1. Удобство для потребителей  системы обслуживания.

3.2. Удобство для потребителей  системы сбыта.

3.3. Эффективность рекламы:

3.3.1. удобство и надежность  торгового обслуживания;

3.3.2. удобство и надежность  системы технического обслуживания;

3.3.3. удобство и надежность  системы гарантийного обслуживания;

3.3.4. удобство и надежность  системы пост гарантийного обслуживания;

3.3.5. удобство и надежность  системы сервисного обслуживания.

3.4. Эффективность системы  работы с общественностью.

      В результате, можно предложить  систему показателей конкурентоспособности потребительской кооперации, которая в большой степени полно отражает ее как экономический так и социальный аспекты деятельности    ( см. рис.1.1.2.стр.  ) .

 

Система показателей оценки конкурентоспособности потребкооперации




 

 



 

 

 

 




 


 



 

 

 


 

1.2.  Метод исследования конкурентоспособности

предприятия в  целом

 

 

Изучение позиций и  возможностей предприятий – конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1 . Каковы основные  цели конкурента?

2 . Каковы текущие стратегии  достижения этих целей?

3 . Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

4 . Каковы их вероятные  будущие стратегии?

Ответы на первые три  группы вопросов должны обеспечить исход-ные  данные для предвидения будущих  стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областямдает достаточно полную кар-тину действий конкурентов .

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия