Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа
В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;
Введение
1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия
1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия
1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь
2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке
2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия
3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия
Заключение
Таблица 2.1.5. Показатели оборачиваемости товарно –
материальных ценностей Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы
Показатели |
1998 год |
1999 год |
Отклонение 1999 от 1998 гг. ( +; - ) | ||
1Показатель деловой активности
2Оборачиваемость собственного капитала 3Оборачиваемость товарных запасов (дн.) |
1,29
1,87
23 |
2,99
1,31
25 |
+ 1,7
- 0,56
+ 2 |
Увеличение показателя деловой активности на 1,7 пункта в 1999 году говорит о том, что Гродненское райпо стало активней заниматься хозяйственно – финансовой деятельностью, показатель в этом году составил 2,99 пункта, тогда как в 1998 году он был равен 1,29 пункта .
Высокий показатель оборачиваемости собственного капитала (в 1998 году – 1,83 , в 1999 году – 1,31 пункта) показывает, что финансовые средства, имеющиеся в распоряжении райпо, не смотря на уменьшение в 1999 году на 0,56 пункта, используются в полном объеме и достаточно быстро .Отрицательным моментом в деятельности предприятия является увеличение оборачиваемости товарных запасов в1999 году на 2 дня, что влияет на уменьшение оборотных средств, находящихся в распоряжении Гродненского райпо .
Далее проведем оценку сильных и слабых сторон предприятия путем оценки некоторых основных факторов .Результаты оценки занесем в таблицу .
Таблица 2.1.6. Оценка сильных и слабых сторон Гродненского райпо
% П/П |
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1.
2.
3.
4.
|
Степень известности предприятия
Стабильность поставок продукции
Положительный отзыв о предприятии.
Кадровый потенциал предприятия
|
Гродненское райпо на сельском рынке занимает значительную долю – 88 % . Потребители знают о существовании райпо и пользуются его услугами : приобретают товары, сдают излишки собственной продукции в заготпром (яблоки, картофель морковь) .
Поступления товаров отличаются сравнительной стабильностью, отсутствуют перебои поставок социально – значимых товаров .
Положительные отзывы связаны с системой подготовки специалистов в образовательных учреждениях потребкооперации, с высоким уровнем переподготовки специалистов повышения квалификации.
Система Гродненского райпо имеет хороший кадровый потенциал, большинство работников имеют стаж работы в системе . молодежь имеет возможность получить высшее образование в Вузе системы потребкооперации, а так же среднее и сред неспециальное. |
Малая доля рынка на городском уровне -- 12 % Население практически ничего не знает о Гродненском райпо и о его деятельности .
Отсутствует ритмичность и бесперебойность поставок товаров сложного ассортимента : газовые плиты, шифер, цемент и др.
Не всегда положительно отзываются о качестве не-которых продтоваров жители сельской местности, Жалобы на ассортимент , его не способность удовлетворить спрос населения. Недостаточное количество молодых специалистов. Отсутствие заинтересованности и принципа соперничества . |
(продолжение табл.2.1.6.)
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Развитие материально- технической базы
Приоритеты в товарной политике
Уровень качества обслуживания покупателей
Методы продажи товаров
Коммуникационная политика
Покупательский потенциал
Организационная структура предприятия
|
В целом по райпо развитие материально – технической базы является одной из сильных сторон . Предприятие имеет немалое количество продовольственных, непродовольственных и смешанных магазинов, ларьков, палаток .
Своевременный контроль качества поступающей и изготовляемой продукции, закуп товаров, пользующихся спросом, подбор новых товаров (новых моделей) и т.д.
Высокая профессиональная подготовка продавцов , знание товара .
В гродненском райпо использу-ют следующие методы : традиционный, через прилавок; метод самообслуживания Предприятие участвует в иного-родних выставках, ярмарках.
Стимулирование продавцов путем премиальных вознаграждений .
Райпо имеет хороший покупательский потенциал в городе как среди местного населения, так и среди гостей города : город Гродно посещает большое количество туристов .
Существует классическая схема организации управления, каждый работник занимается своим делом на высокопрофессиональном уровне.
|
В сельской местности плохо развита система холодильных установок и др. торгового оборудования .
Существуют запасы неходовых товаров (особенно в отдаленных селах с –малой численностью населения) Часто привозят в деревни не качественные хлеб и хлебобулочные изделия.
Ненадлежащее внимание пожилым людям Отсутствие заинтересованности и инициативы в продаже товаров.
Не используют метод про-дажи по образцам.
Слабая рекламная пропаганда .Отсутствие личной продажи. Отсутствие стимулирования покупателей и торговли в целом. Малые доходы основной массы населения, задержка выплаты заработной платы. Население в основном приобретает продовольственные товары, товары первой необходимости
Отсутствие отдела маркетинга (нет специалистов – маркетологов) Отсутствие инициативы среди подчиненных
|
% П/П |
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
12.
13.
14.
15.
16.
17. |
Местонахождение предприятий торговли
Обеспеченность магазинами
Уровень расходов на маркетинг
Финансовое положение
Наличие конкурентов
Анализ руководства |
По возможности магазины располагаются в каждом населенном пункте (если такой возможности нет, то их заменяют лавками на дому, авто магазинами).
Район обеспечен продовольственными, непродовольственными и смешанными магазинами, основная масса которых расположена в сельской местности . Расширение сети ведется за счет реконструкции.
Расходами на маркетинг являются расходы на рекламу. В 1999 году они составили 20 тысяч рублей.
Рост объема
товарооборота как в
В сельской местности практически нет конкурентов, доля рынка – 88 %
Высококвалифицированные руководители со стажем |
Магазины находятся на неблизком расстоянии от райпо и базы. Существует
вероятность неудовлетворительн
Строительство новых магазинов не ведется.
Отсутствуют другие расходы на стимулирование сбыла помимо расходов на рекламу.
Нестабильное положение, касающееся получения прибыли : 1996,1997 и 1999 гг. – убытки. Нехватка собственных оборотных средств.
Слабая конкуренто-способность в городской местности, доля рынка – 12 %
Малое количество на руководящих должностях молодых специалистов |
ости
2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом
рыночной ситуации
Анализ сильных и слабых сторон предприятия позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, в данном случае – Гродненского райпо.
На первом этапе рассмотрим динамику и развитие объема произ-водства продукции (промышленных работ, услуг) предприятия:
Таблица 2.2.1.
Объемы производства продукции
Показатель |
1998 год |
1999 год |
Динамика( + ; - ) |
Темпы роста1999 год к 1998 году, в % |
Объем производства продукции, тыс.р. : - в действующих ценах
- в сопоставимых ценах |
75726
154263 |
314209
157253 |
+ 238483
+ 2990 |
414,91
101,9 |
Из данной таблицы мы видим, что объем производства продукции (промышленных работ, услуг) в 1999 году увеличился по сравнению с 1998 годом на 238483 тысячи рублей в фактических ценах и составил 314209 тысяч рублей при темпе роста в 414,91 % (темп прироста равен 314,91 %). Но в сопоставимых ценах данный показатель увеличился не столь значительно: динамика показала увеличение объема производства на 2990 тысячи рублей при темпе роста в 101,9 % , при этом темп прирос-та составил всего 1,9 % к предыдущему 1998 году (101,9 %–100 % ). Таким образом, можно сказать, что увеличение объема производства идет медленно и не соразмерено с ростом потребностей в продукции (промыш-ленных работах, услугах).В таблице 2.2.2 отражен состав розничного товарооборота Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы. Следует отметить тенденцию уменьшения доли розничного товарооборота в фактических ценах в това-рообороте райпо 1999 года в сравнении с 1998 годом на 3,3 % (82,5 % - 79,2 %) и в сравнении с планом на 0,8 % (79,2 % - 80 %) хотя темп роста составил 341,6 % (темп прироста – 241 %) действующих цен. В то же время темп прироста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил всего лишь 18,4 % (118,4 % - 100 %).План перевыполнен на 19,8 % (119,8 % - 100 %).
Таблица 2.2.2.
Состав розничного товарооборота
Виды розничного товарооборота |
1998 год |
1999 год |
% 1999 вы- год полне- в % к ния 1998 плана году | ||||||
Сумма, тыс.р |
Уд. вес,% |
план |
факт | ||||||
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес,% |
Сумма,тыс. р. |
Уд. вес,% | ||||||
1.Розничный товарооборот : -в действующих ценах -сопоставимых ценах 2.Общепит -в действующих ценах -сопоставимых ценах 3.Мелкий опт -в действующих ценах -сопоставимых ценах
Всего -в действующих ценах -сопоставимых ценах |
403418
403418
68209
68209
17347
7347
488974
488974 |
82,5
---
13,9
---
3,6
---
100
---- |
1150700
2848266
255966,7
63358,1
31409,5
7774,6
1438076
355959,5
|
80
---
17,8
---
2,2
---
100
---- |
1378093
34112,1
302204
74802,9
6063,1
15008,9
1740933
430924 |
79,2 119,8 341,6
--- --- 118,4
17,4 118,1 443,1
--- --- 109,7
3,5 193,1 349,5
--- --- 86,5
--- --- 88,1 |