Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:00, дипломная работа

Краткое описание

В условиях становления и развития рыночных отношений перед предприятиями и организациями потребительской кооперации, их руково-дителями встают такие же проблемы, какие характерны и для всей экономики республики :
- отсутствие экономической стабильности;
- недостаток собственного капитала, кредитов и наличности;
- жесткая система налогообложения;

Содержание

Введение


1. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка
1.1. Понятия конкуренция и конкурентоспособность предприятия в маркетинге. Методика определения конкурентоспособности предприятия

1.2. Метод исследования конкурентоспособности предприятия

1.3. Проблемы поддержания конкурентоспособности предприятия на рынке Республики Беларусь


2. Анализ ситуационного положения предприятия на рынке
2.1. Экономико – организационная характеристика предприятия , оценка сильных и слабых позиций предприятия на рынке

2.2. Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом рыночной ситуации


3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия
3.1. Стратегические подходы к обеспечению конкурентоспособности предприятия

3.2. Совершенствование комплекса маркетинга предприятия


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

дипл. Конкурентоспособность предприятия.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

 

                Таблица 2.1.5. Показатели оборачиваемости товарно –

материальных ценностей  Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы

 

 

Показатели

 

1998 год

 

1999 год

Отклонение

1999 от 1998 гг.

( +; - )

 

1Показатель  деловой активности

 

2Оборачиваемость  собственного капитала

3Оборачиваемость  товарных запасов (дн.)

 

 

1,29

 

 

 

1,87

 

 

23

 

 

2,99

 

 

 

1,31

 

 

25

 

 

+ 1,7

 

 

 

- 0,56

 

 

+ 2


 

Увеличение показателя деловой активности на 1,7 пункта в 1999 году говорит о том, что Гродненское райпо стало активней заниматься хозяйственно – финансовой деятельностью, показатель в этом году составил 2,99 пункта, тогда как в 1998 году он был равен 1,29 пункта .

Высокий показатель оборачиваемости собственного капитала (в 1998 году – 1,83 , в 1999 году – 1,31 пункта) показывает, что финансовые средства, имеющиеся в распоряжении райпо, не смотря на уменьшение в 1999 году на 0,56 пункта, используются в полном объеме и достаточно быстро .Отрицательным моментом в деятельности предприятия является увеличение оборачиваемости товарных запасов в1999 году на 2 дня, что  влияет на уменьшение оборотных средств, находящихся в распоряжении Гродненского райпо .

Далее проведем оценку сильных  и слабых сторон предприятия путем оценки некоторых основных факторов .Результаты оценки занесем в таблицу .

 

Таблица 2.1.6. Оценка сильных и слабых сторон Гродненского райпо

 

 

%

П/П

 

Факторы

 

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

   1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Степень известности предприятия

 

 

 

 

 

 

 

Стабильность поставок продукции

 

 

 

Положительный отзыв  о предприятии.

 

 

 

 

 

Кадровый потенциал предприятия

 

 

 

 

 

 

 

Гродненское райпо на сельском рынке занимает значительную долю – 88 % . Потребители  знают о существовании райпо и пользуются его услугами : приобретают товары, сдают излишки собственной продукции в заготпром (яблоки, картофель морковь) .

 

Поступления товаров отличаются сравнительной стабильностью, отсутствуют перебои поставок социально – значимых товаров .

 

Положительные отзывы связаны с системой подготовки специалистов в образовательных учреждениях потребкооперации, с высоким уровнем переподготовки специалистов повышения квалификации.

 

Система Гродненского райпо имеет хороший кадровый потенциал, большинство работников имеют стаж работы в системе . молодежь имеет возможность получить высшее образование в Вузе системы потребкооперации, а так же среднее и сред неспециальное.

 

Малая доля рынка  на городском уровне -- 12 %

Население практически  ничего не знает о Гродненском райпо и о его деятельности .

 

 

 

 

Отсутствует ритмичность и бесперебойность  поставок товаров сложного ассортимента : газовые плиты, шифер, цемент и др.

 

Не всегда положительно отзываются о качестве не-которых продтоваров жители сельской местности,

Жалобы на ассортимент , его не способность  удовлетворить спрос населения.

Недостаточное количество молодых специалистов. Отсутствие заинтересованности и принципа соперничества .


(продолжение  табл.2.1.6.)

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

Развитие материально- технической базы

 

 

 

 

 

 

Приоритеты в товарной политике

 

 

 

 

 

 

Уровень качества обслуживания покупателей

 

 

 

Методы продажи товаров

 

 

 

 

 

Коммуникационная политика

 

 

 

Покупательский потенциал

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура предприятия

 

 

 

В целом по райпо развитие материально – технической базы является одной из сильных сторон . Предприятие имеет немалое количество продовольственных, непродовольственных и смешанных магазинов, ларьков, палаток .

 

Своевременный контроль качества поступающей и изготовляемой продукции, закуп товаров, пользующихся спросом, подбор новых товаров (новых моделей) и т.д.

 

 

 

Высокая профессиональная подготовка продавцов , знание товара .

 

 

 

В гродненском  райпо использу-ют следующие методы :

традиционный, через прилавок;

метод самообслуживания

Предприятие участвует в иного-родних выставках, ярмарках.

 

Стимулирование  продавцов путем премиальных вознаграждений .

 

 

Райпо имеет  хороший покупательский потенциал в городе как среди местного населения, так и среди гостей города : город Гродно посещает большое количество туристов .

 

 

 

Существует  классическая схема организации  управления, каждый работник занимается своим делом на высокопрофессиональном уровне.

 

В сельской местности  плохо развита система холодильных установок и др. торгового оборудования .

 

 

 

 

Существуют  запасы неходовых товаров (особенно в отдаленных селах с –малой численностью населения)

Часто  привозят в деревни не качественные хлеб и  хлебобулочные изделия.

 

Ненадлежащее  внимание пожилым людям

Отсутствие  заинтересованности и инициативы в продаже товаров.

 

Не используют метод про-дажи по образцам.

 

 

 

 

 

Слабая рекламная  пропаганда .Отсутствие личной продажи. Отсутствие стимулирования покупателей и торговли в целом.

Малые доходы основной массы населения, задержка выплаты заработной платы. Население в основном приобретает продовольственные товары, товары первой необходимости

 

Отсутствие  отдела маркетинга (нет специалистов – маркетологов)

Отсутствие  инициативы среди подчиненных

 


                                                                              ( продолжение табл.2.1.6. )

 

%

П/П

 

Факторы

 

Сильные стороны

 

Слабые стороны

12.

 

 

 

 

 

 

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

16.

 

 

 

17.

Местонахождение предприятий торговли

 

 

 

 

Обеспеченность магазинами

 

 

 

 

 

 

 

Уровень расходов на маркетинг

 

 

Финансовое положение

 

 

 

Наличие конкурентов

 

 

Анализ руководства

По возможности магазины располагаются в каждом населенном пункте (если такой возможности нет, то их заменяют лавками на дому, авто магазинами).

 

Район обеспечен  продовольственными, непродовольственными и смешанными магазинами, основная масса которых расположена в сельской местности . Расширение сети ведется за счет реконструкции.

 

Расходами на маркетинг являются расходы на рекламу. В 1999 году они составили 20 тысяч рублей.

 

Рост объема товарооборота как в действующих, так и сопоставимых ценах.

 

 

В сельской местности  практически нет конкурентов, доля рынка – 88 %

 

Высококвалифицированные руководители со стажем

Магазины находятся  на неблизком расстоянии от райпо и базы.

Существует  вероятность неудовлетворительного обеспечения товарами .

 

Строительство новых магазинов не ведется.

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствуют другие расходы  на стимулирование сбыла помимо расходов на рекламу.

 

Нестабильное положение, касающееся получения прибыли : 1996,1997 и 1999 гг. – убытки. Нехватка собственных оборотных средств.

 

Слабая конкуренто-способность  в городской местности, доля рынка – 12 %

 

Малое количество на руководящих должностях молодых специалистов


 





 



 

 

ости



 

2.2. Анализ сильных и  слабых сторон предприятия с  учетом

  рыночной ситуации

 

Анализ сильных и слабых сторон предприятия позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, в данном случае – Гродненского райпо.

На первом этапе рассмотрим динамику и развитие объема произ-водства  продукции (промышленных работ, услуг) предприятия:

Таблица 2.2.1.

Объемы  производства продукции

Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы

 

 

Показатель

 

1998 год

 

1999 год

 

 

 

 

 

 

Динамика

( + ; - )

Темпы роста

1999 год к  1998 году, в %

 

Объем производства продукции, тыс.р. :

- в действующих ценах

 

- в сопоставимых ценах

 

 

 

 

75726

 

 

154263

 

 

 

 

314209

 

 

157253

 

 

 

 

 

 

 

 

+ 238483

 

 

 

+ 2990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

414,91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

101,9


Из данной таблицы мы видим, что объем производства продукции (промышленных работ, услуг) в 1999 году увеличился по сравнению с 1998 годом на 238483 тысячи рублей в фактических ценах и составил 314209 тысяч рублей при темпе роста в 414,91 % (темп прироста равен 314,91 %). Но в сопоставимых ценах данный показатель увеличился не столь значительно: динамика показала увеличение объема производства на 2990 тысячи рублей при темпе роста в 101,9 % , при этом темп прирос-та составил всего 1,9 % к предыдущему 1998 году (101,9 %–100 % ). Таким образом, можно сказать, что увеличение объема производства идет медленно и не соразмерено с ростом потребностей в продукции (промыш-ленных работах, услугах).В таблице 2.2.2   отражен состав розничного товарооборота Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы. Следует отметить тенденцию уменьшения доли розничного товарооборота в фактических ценах в това-рообороте райпо 1999 года в сравнении с 1998 годом на 3,3 %  (82,5 % - 79,2 %) и в сравнении с планом на 0,8 % (79,2 % - 80 %) хотя темп роста составил 341,6 % (темп прироста – 241 %) действующих цен. В то же время темп прироста объема розничного товарооборота в сопоставимых ценах составил всего лишь 18,4 % (118,4 % - 100 %).План перевыполнен на 19,8 % (119,8 % - 100 %).                    

     Таблица 2.2.2.

Состав  розничного товарооборота

Гродненского райпо за 1998 – 1999 годы


 

 

Виды розничного товарооборота

1998 год

1999 год

  %      1999

  вы-        год    полне-  в %   к   ния        1998   плана    году

 

Сумма, тыс.р

 

Уд. вес,%

план

факт

Сумма,

тыс.р.

Уд. вес,%

Сумма,

тыс. р.

Уд. вес,%

1.Розничный товарооборот :

-в действующих ценах

-сопоставимых ценах

2.Общепит

-в действующих ценах

-сопоставимых ценах

3.Мелкий опт

-в действующих ценах

-сопоставимых ценах

 

Всего

-в действующих ценах

-сопоставимых ценах

 

 

 

 

 

403418

 

403418

 

 

68209

 

68209

 

 

17347

 

 

7347

 

 

 

 

 

 

 

 

488974

 

 

 

 

 

488974

 

 

 

 

 

82,5

 

---

 

 

13,9

 

---

 

 

3,6

 

 

 

 

---

 

 

 

 

 

 

 

100

 

----

 

 

 

 

 

1150700

 

2848266

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

255966,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

63358,1

 

 

31409,5

 

 

 

7774,6

 

 

 

 

 

1438076

 

 

 

 

 

 

 

355959,5

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

         ---

 

 

 

 

 

 

 

 

17,8

 

---

 

 

 

 

2,2

 

 

 

---

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

----

 

 

 

 

1378093

 

 

 

34112,1

 

 

 

 

302204

 

74802,9

 

 

 

 

6063,1

 

 

 

15008,9

 

 

 

1740933

 

430924

 

 

 

 

79,2     119,8     341,6     

                 

 

 

   ---         ---       118,4

 

 

 

 

 

                                                  

 

17,4     118,1     443,1

 

 

 

 

   ---         ---       109,7

 

 

 

 

 

 

 

 

  3,5      193,1     349,5

 

        

 

            ---         ---       86,5

 

 

 

  1. 121,1     356

 

  ---         ---       88,1

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия