Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

 

Между консультационными  комитетами может существовать огромная разница. Это могут быть малые экспертные группы с ограниченным количеством участников или большие слушания и круглые столы. Малые комитеты позволяют более техничные и подробные дискуссии и помогают получить подробные технические сведения от участников. На встречах больших комитетов происходят развернутые дискуссии, где звучат самые различные голоса. Такими дискуссиями Еврокомиссия, получает согласие заинтересованных лиц с политическими мероприятиями и повышает легитимность своих действий. Еврокомиссия также организует смешанные дискуссии из представителей частных интересов, членских стран ЕС и независимых ученых и специалистов.

 

Некоторые комитеты временные (Ad hoc) , иные – постоянные. При этом постоянные комитеты вовсе не обязательно являются более важными – обычно они влиятельны в момент своего создания, через некоторое время заинтересованность снижается.  Ad hoc комитеты ориентируются на четко идентифицированные проблемы в ограниченном временном горизонте и поэтому намного более влиятельны.

 

2.5 Заключение: развитие формирования политики Евросоюза и ее последствия для лоббирования

 

За последние 15 лет институты Евросоюза прошли серьезными изменениями,  также изменилась и роль Еврокомиссии в процессu формирования политики ЕС. Самым важным измененим было изменение политического веса каждого института, который формально участвует в процессах принятия решений и могжет значительно повлиять на результаты процессов законотворчества. В результате этого они естественно становятся важными целями лоббирование для представителей частных интересов в Евросоюзе.

 

Важные полномочия по принятию решений были перенесены изменениями  договоров с национального на европейский уровень и этот процесс еще полнотсью не закончился.  После первой безуспешной попытки ратификации Евроропейской Конституции Лиссабонский договор стал следующим шагом в процессе конституционных перемен Евросоюза. Одновременно с этим количество членов Евросоюза увеличилось вдвое благодаря расширению, притом в очереди стоят новые адепты на членство в ЕС. Все это значительно расширило полномочия и ответственность Еврокомиссии , но и принесло новые объемы работ и зависимость этого наднационального института от внешних источников информирования, что увеличивает спектр взаимоотношений Еврокомиссии с представителями частных интересов.

 

С другой стороны, существует важный фактор, влияющий на способность Еврокомиссии играть роль самого главного органа, устанавливающего программу – усиление роли и активности Совета Европы через формальные и неформальные встречи.

 

Происходит движение к уравновешиванию  властных полномочий Еврокомиссии и  Европарламентом. Ранее считалось, что Европейский парламент был слабым институтом. Терепь меняется и роль Парламента от просто консультационного органа на орган принятия решений и сотрудничества. Маастрихтский договор предоставил наднациональному собранию настоящее право вета в рамках европейского законодательного процесса. Таким образом, „лоббирование на ранних этапах “ в Еврокомиссии остается важным фактором влияния на общественную политику, но уже недостаточным для полного успеха. Все большее число лоббистов обращает взоры на Европейский парламент и в меньшей мере также на Совет министров .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейский Парламент

 

 

3.1 Введение

 

До недавнего времени было нормально, что описание лоббистской арены в Брюсселе не содержала упоминаний о Европрламенте. Усиление роли Европейского Парламента произошло вместе с принятием Законa o едином рынке Евросоюза..

 

 

Эта часть лекции имеет  три цели:

 

● Описать последние изменения межинституциональных механизмов процессов принятия решений в Европейском Союзе и особенно развитие роли Европейского парламента ,

● Пояснить, как эта новая роль создала новые структурные возможности для лоббирования в Евросоюзе и рассмотреть логику влияния на Европейский парламент лоббированием,

● Проанализировать состояние в области влияния на Европарламент лоббированием и рассмотреть вопрос институциональной реакции Парламента на повышенную интенсивность лоббирования.

 

 

3.2 общественные и частные актеры в развитых rozvinutých demokratických системаech

 

Легитимность демократической  системы обычно состоит из трех составляющих:

 

  1. качество и эффективность политических решений, т.е их положительныйц эффект для граждан,
  2. репрезентативность и доступность лиц, принимающих политические решения
  3. легитимность внутренних действий, т.е транспарентность законодательных и административных подходов и решений и собственные обязательства институтов соблюдать правила честного правления и достаточная степень контроля со стороны избранных политических представителей.

 

 

После окончания холодной войны в большинстве европейских стран произошло изменение роли государства. Правительство перестало быть носителем суверенных полномочий и стало провайдером большего числа общественных услуг. Тенденция дерегулирования и минимизации правительств изменила сектор общественной политики. Произошло перераспределение прав и обязанностей между часным и общественными секторами. Из этого возникли новые условия для органов общественного управления и частных компаний – теперь стало возможно и даже необходимо договариваться о условиях и ценах за услуги.

 

 

3.3 Европейский парламент и формирование Европейской политики: новые полномочия и институциональные требования

 

3.3.1 Принятие решений Евросоюза в области законотворчества

 

Еврокомиссии, как единственный нститут ЕС с полномочиями начинать законoдательный процесс (право инициативы), рассылает проект правовых норм Парламенту и Советы, которые их официально рассматривают на одном из своих заседаний (чтений). Если нсогласие не достигнуто после двух чтений, проект предлагается Мировому комитету, который состоит из одинакового числа членов, номинированных Советом и Парламентом. В заседании Мирового комитета участвуют представители Еврокомиссии с целью достижения компромисса. Когда Еврокомиссия достигнет соглашения, текст посылается в Парламентu и Советo на третье чтение, котрые могут принять текст нормы. Конечное согласие обеих организаций необходимо, если документ дожжен быть приянт как европейский закон.

 

 

Механизм действий совместного  принятия решений и консультаций

 

3.1 Процесс совместного принятия решений

 

Процесс совместного  принятия решений введен в действие Договором о Европейском Союзе в Маастрихте (1992) и усилен Амсетрдамским договором (1999). Устанавливает разделение законодательной власти между Европарламентом и Советом ЕС. На практике процесс совместного принятия решений стал самым важным законодательным процессом. Процесс совместного принятия основан на статье 251 Договора о Евросоюзе. Европейский парламент и Совет должны достигнуть соглашения для положительного завершения законодательного процесса.

 

Процесс применяется  для законодательства во множестве  областей, например внутренний рынок  ЕС, перемещение рабочей силы, образование и культура. Договор o реформе устанавливает усиление полномочий в принятии решений

 

Механизмы процесса совместного  принятия решений:

 

Процесс совместного  принятия решений состоит из трех этапов и, в отличии от консультационных и координационных действий, дает Европрламентu право вета.

 

Процесс в основных чертах:

 

Проект Еврокомиссии предложен Евроарламенту и Совету.

 

Первое чтение.

 

Европарламент принимает или не принимает дополнения к проекту Еврокомиссии. Если не принял никаких дополнений и одновременно Совет принял проект Еврокомиссии, Совет утверждает  документ квалифицированным большинством голосов.

 

Если Парламент сформулировал дополнения, существуют два пути:

 

    1. Если Совет утвердит все дополнения и сам проект Еврокомиссии, Совет утверждает закон квалифицированным большинством голосов.
    2. Если Совет не утверждает все дополнения или их отклонит, то Совет принимает совместную позицию квалифицированным большинством голосов и передает его Европарламенту. Он обязан прикрепить к нему полное описание причин совместной позиции. Еврокомиссия информирует Европарламент о своем мнении.

 

Второе  чтение.

 

Европарламент имеет три возможности действий на период три месяца :

 

Если согласует совместную позицию Совета или если неподаст свое мнение в  отведенный период трех месяцев – закон считается принятым в соответствии с общей позицией.

Если общую позицию отклонит абсолютным большинством голосов своих членов  - закон не был принят.

 

Если согласует приложения к общей позиции абсолютным большинством голосов – текст передается Совету и Еврокомиссии, которые формулируют свою позицию к приложению. Тогда:

 

Совет утвердит все изменения , сформулированные Европарламентом абсолютным большинством голосов – закон принят и подписывается председателем Европарламента и Совета, или Совет информирует Европарламент, что не утверждает все изменения общей позиции – устанавливается дата и место собрания Мирового комитетu (не позднее 6 месяцев)

 

Третье чтение.

 

Мировой комитет, который состоит из одинакового количества членов Совета и Парламента оценивает совместную позицию, по которой прошло голосование во втором чтении на основании приложений, формулированных Европарламентом.  Проект совместного текста должен быть готов не позднее 6 месяцев.

Если Мировой комитет не согласует совместный текст за это время, закон считается принятым и процесс закончен.

Если Мировой комитет согласует совместный текст, то предлагает его Совету и Европарламенту на согласование. Совет и Парламент также в течение 6 месяцев должны утвердить текст. Совет голосует квалифицированным большинстовом , Европарламент – абсолютным большинством голоосв. Закон принят, если Совет и Парламент приняли совместнй текст.

 

3.2 Процесс консультаций

 

Процесс консультаций может быть обязательным, если этого требуют Договора Евросоюза – законодательный проект становится законом только если Европарламент выскажет свою позицию или если Еврокомиссия запросит Совет проконсультироваться с Европарламентом.

Европейский парламент может утвердить, отклонить или запросить изменение законодательного проекта Еврокомиссии.

 

Консультации по проектам инициатив членских государств в соответствии со статьей 67(1) Договора о ЕС и статей 40 и 51 Регламента заседаний Европарламента. Ответственный комитет Парламента может позвать представителя государства, который инициировал процесс, чтобы он предложил проект. Представителя государства может сопровождать представитель государства- председателя Совета. Перед голосованием комитет запрашивает Еврокомиссию, принималась ли позиция по этому вопросу и, если да, - зачитывется. Если Парламенту предложены одновременно две и более законодательные инициативы с одинаковой целью, то они разбираются в одном докладе.

 

Процесс консультаций описан в параграфе 67 Договора о Евросоюзе

 

Источник: Европейский парламент,Генеральный директорат внутренней политики.


 

 

К общим возможностям лоббирования в Европарламенте можно отнести:

 

● Назначение спикера является первым важным шагом, но тяжело просчитывается для внешних игроков. Относится к главным собственным задачам Европарламента. Важными критериями в этм назначении являются срок членства страны и личные качества кандидата на пост.

● Период переговоров на уровне комитетов предлагает целый ряд возможностей. Важно понять правила работа комитетов (обмен мнениями на ранних этапах, рабочие документы, проектy доклдов, мнения других комитетов, календарь голосований) для своевременных действий лоббистов.

● Позднейшие переговоры, особенно в рамках Мирового комитета обременены общими политическими приоритетами и формализированными отношениями с Советом, важными на этом этапе становятся государства – члены ЕС. Как правило невозможно отбить назад пункты и вопросы, которые были потеряны в на переговорах в комитетах.

● Чтения и голосование на пленарных заседаниях являются предметом жесткого контроля со стороны политических групп, второе и третье чтение даже больше чем первое. По причине жестких сроков, установленных Договором для второго и третьего чтений, возможности лоббироания найти быстро и точно, так как второго шанса уже не представится.

 

 

 

3.3.4 Заинтересованные группы в Европейском парламенте: Институциональные требования и логика лоббирования

 

После усиления институциональной позиции Парламента введением новых законодательных процессов заинтересованные группы повысили интенсивность воздействия на Европарламент как новый канал влияния. На первых этапах, менее организованные группы пытались создавать союза с Парламентом для решения проблем, которые в большей мере касались общественности. Понятно, что главная стратегия этих групп заключалась в воздействии на Еврокомиссию, как конечную цель, через Европарламент. Это имело значительное влияние на институциональное равновесие. В настоящее время Еврокомиссия и Европарламент далеко всегда являются союзниками при защите европейских интересов, но конкурентами в бое о высшую степень легитимности.

 

Несколько лет назад, по оценке ежегодно происходит порядка 70 000 индивидуальных контактов между членами EП и лоббистами, что в среднем означает 100 встреч одного члена Парламента за год. Понятно, что числа сильно отличаются у членов влиятельных комитетов ЕП и депутатами с „последних рядов“. Например Angelika Niebler, председатель промышленного комитета, который играл решающую роль в регилировании платежей за роуминг мобильных операторов в ЕС информировала, что за неделю дот принятия директивы получала около 50 предложений на встречу в день только от телефонных операторов!

 

 

3.3.5 Влияние на комитеты лоббированием

 

Парламент попадает в прицел внимания лоббистов в момент назначения спикера соответствующего комитета. Пресса далее информирует о сомнительных попытках организованных групп повлиять на внутренние процессы Европарламента, например воспрепятствовать некоторым членам Европарламента занять пост спикера в комитетах, в делах которых они скептически настроены в определенных вопросах. В основном назначение спикером – это результат индивидуальной энергетики, квалификации и престижа в рамках группы, политического маневрирования между группами и географического балансирования. Главными персонами, формирующими мнение Европарламента в этот период являются спикеры, спикеры и председатели комитетов с помощью секретариатов комитетов и представителей групп.

 

Личные знакомства, национальность или политическая принадлежность могут  повлиять на доступность или открытость членов Парламента. Ассистенты , секретариаты политических групп или парламентные исследовательские службы менее важны, но могут иметь свой вес при при получении информации. Лоббисты, как правило, предпочитают сотрудников , которые находятся вблизи спикера или секретаря комитета. Все стороны симпатизируют старомодному дичному контакту между лоббистами и членами Европарламента. Члены Европарламента до сих пор получают множество просьб о помощи в бумажных письмах или по электронной почте, но и неожиданные встречи тоже являются частью политической игры. Один лоббист советует чтобы „лоббисты были предупреждены о возможностях спикера произвести хорошее впечатление на своих коллег. Хорошо подготовленные на основании педантичного анализа материалы могут улучшить реноме свежееизбранного члена Европарламента, а репутация твердо работающего и сообразительного депутата может вести к занятию позиций руководителя в будущем. Члены Европарламента конечно действуют , в определенной мере, как самостоятельные лица, тем не менее для обеспечения своего переизбрания они пытаются использовать заинтересованные группы и улучшить сой имидж в своем избирательном округе периоде и в рамках своей национальный партии. Члены Европарламента также надеятся на информацию от заинтересованных групп, особенно если от них ожидается квалифицированные и продуманные суждения о технических подробностях или научные специфические знания. Лоббисты же хорошо понимают, что не в их интересах быть подозреваемыми в нечестных практиках и действиях. Для большинства из них жизненно важно поддерживать хорошие отношения со всеми институтами Евросоюза и не запятнать свое доброе имя.

 

3.3.6 Проблемы и стратегия: политика или множество политик ?

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина