Лекции чешского ученого Бушина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 13:09, курс лекций

Краткое описание

Уровень влияния лоббинга на Евросоюз. Институты и институциональные требования. Лоббирование компаниями в Европейском Союзе. Роль лоббинга на примере отраслей. Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.

Вложенные файлы: 10 файлов

1.1 Уровень влияния лоббинга на Евросоюз.doc

— 93.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.1 презентация.ppt

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.2 Институты и институциональные требования.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

 

5.2 ESD, европейская интеграция и изменение политики

 

ESD был и остается значимым местом, влияющим на интеграцию Евросоюза. Расширении прав и полномочий наднациональных организаций Евросоюза и попытки членских государств от них уклониться стали частью реальности. Именно ESD руководствуется договорами о основании Евросоюза и принимает решения, которые обеспечивают верховенство права Евросоюза над национальным правом государств-членов. Это дает субъектам право обращаться к праву Евросоюза от собственного имени в национальных судах и требовать возмещение ущерба от государств-членов ЕС, которые такие права ограничивают. Прецедентное право ESD, на которое в значительной мере оказывают влияние организованные группы интересов, в значительной мере структурировало или даже создало область права Евросоюза от прав на интеллектуальную собственность до равноправия полов.

 

    1. Суды и заинтересованные группы: мотивация для судебных споров

 

Неудивительно, что заинтересованные группы в Евросоюзе обратили свое внимание на ESD  - они исходят из опыта (хотя еще используют его далеко не полностью) работы американских организованных лоббистских групп с судами всех инстанций, включая Высший суд США.

 

Заинтересованные группы в США представляют собой пример деятельности заинтересованных групп влияющих на суды, пытающихся получить доступ к судьям и их решениям с помощью разных средств. Активно участвуют в подаче жалоб и влияют на суды, даже не являясь ни одной сторон судебного спора. Постоянно отслеживают изменения соответствующего законa и как только появляется вероятность, что закон или предыдущее решение суда обозначает возможность новой интерпретации законa, которая выгодна для них, - подают пробные жалобы. Правильно избранный пробный судебный спор служит для проверке правовых вопросов, идентификации сущности дела и характеристики обвинителя и позиции суда. Заинтересованные группы также различными путями участвуют в случаях, которые им интересны, на разных этапах аппеляций финансируя из своих источников стороны защиты или обвинения, что – с определенной натяжкой – можно называть и благотворительностью.

 

Вообще-то именно лоббирование и представление интересов (или более элегантно говоря: стратегия доступа и подача мнения) считаются примарной тактикой заинтересованных групп, судебные споры обозначаются только как одна из возможных секундарных стратегий или стратегий для тех, кто хочет менять политику пост-фактум (что не мешает существовать специальной литературе о правильном выборе одной из этих стратегий в конкретных ситуациях).

 

В некоторых важных чертах Евросоюз отличается от США, что объясняет нежелание заинтересованных групп решать вопросы с помощью судебных споров. Важнейшее отличие – отсутствие реальных группoвых жалоб na уровне Евросоюза и в большинстве государств-членов ЕС, таким образом отсутствует  формальное правовое признание коллективных правовых интересов в судебных спорах. Способность подавать жалобу в случаях , когда можно доказать нанесение ущерба большой группе лиц. Кажется, Европа в этом плане не хочет следовать за Америкой, культурно-исторически здесь плохо воспринимается открытый или агрессивный конфликт (который сейчас олицетворит судебная тяжба) особенно с аппаратом управления, такой подход считается слишком враждебным. Также ограничением здесь служит отсутствие опыта у заинтересованных групп в  использовании при судебных слушаниях практические публикации, имеющие техническое отношение к рассматриваемому делу (amicus curiae brief).

 

Но, несмотря на эти факторы, именно отдельные субъекты (включая компании и организованные заинтересованные группы) станут способны подавать жалобы и начинать судебные споры , касающиеся Европейского права – для этого структура правовой системы Евросоюза создала мотивацию. В соответствии с параграфом 234 Договора о создании Евросоюза, если с лучай касающийся права Евросоюза попадет в национальный суд государства – члена ЕС и если такой суд не уверен, как право истолковать или не уверен в своем мнении в контексте рассматриваемого дела, может (если речь идет о высшем аппеляционном суде – обязанн!) передать дело в ESD. Это экономичная тактика, в случае если участник судебной тяжбы использует в своей жалобе аргумент, основанный на праве Евросоюза, если считает, что это будет для него выгодно. Решения ESD возвращаются национальному суду, который выносит решение. Таким образом, решение становится одновременно действительным в целом Евросоюзе и создает прецедент для ESD и участников судебного спора, также вступает в силу в правовой системе соответствующего государства, т.к. решение было „произнесено устами“ местного суда в государстве.

 

ESD также является привлекательным местом, если стороны ведущие спор не способны достигнуть консенсуса и компромисса в преследуемых политических целях с помощью других институтов Евросоюза. Начало судебных споров считается удачной стратегией там, где сторонам противостоит большое количество членских стран. Часто судятся в случаях, когда некоторые организационные составляющие, часто часть национального правительства, активно выступает против правил Евросоюза или в случаях, когда не существует достаточного согласия членских государств для проведения изменений законa стандартным законодательным путем.

 

 

5.4.1 Характеристика заинтересованных групп

 

Лица или представители интересов любых меньшинств могут обеспечит, что суды являются, как нейтральные институты, удобным местом для менее сильных для попыток изменить политику. Причем существуют яркие примеры, что это часто удается и обычному человеку, начиная потребителями услуг национальных авиалиний, жалующихся на дискриминацию по половому признаку (ESDF 43/75 Defrenne/SABENA, 1976) до турецких гастарбайтеров (ESD C-4/05 Güzelli, 2006) в Люксембурге в суде Евросоюза побеждают. Однако размер материальных средств, которые организованные заинтересованные группы могут вложить в решение вопроса , представляют собой выгоду и , обычно, их объемы и доступность становятся решающим фактором в выборе стратегии лоббирования. Подача жалоб (или их защита в суде) достаточно затратное дело, и большее количество автоматически ведет к увеличению расходов. Тенденция заинтересованных групп использовать судебные споры ограничена степенью того, что они себе могут позволить.

 

Именно различия в организационной структуре заинтересованных групп формируют выбор их  стратегии лоббирования и, часто , принятия решения в выборе между стратегией лоббирования и судебного спора. То, насколько слабо или сильно представлены интересы в группе, влияет на принятие решения о выборе стратегии судебного спора и способности такое спор в течение времени поддерживать. Например Европейское объединение производителей автомобилей (ACCEA) и любой из ее 14 членов. Масштабные наднациональные организации могут легко лоббировать в Брюсселе через предоставлнеие информации о ситуации в отрасли и возможностях, но для того чтобы вступить на путь судебного спора им необходима единая проблема, касающаяся всех членов , которая к тому же не исчезнет в течении всего времени подготовки жадобы в суд. Поэтому ACEA никогда от своего основания в 1991 году не подала ни одной жалобы в ESD. В отличии от нее, конкретные наднациональные концерны - производители автомобилей, не имеют проблем рационально просчитать эффективность судебного спора для защиты своих интересов. Например Renault начал судебный спор с итальянским производителем частей кузова из-за использования зарегитсрированного товарного знака, спор закончился в итальянском суде а потом и в  ESD без особого шума (ESD 53/87 Renault 1988). Группа Renault хорошо известна в судебных зданиях Люксембурга, потому что была одной из сторон в пяти судебных спорах ESD с 80-х лет прошлого века.

 

 

Европейский экономический и социальный комитет

 

Европейский экономический и социальный  комитет (далее ЕЭСК) вместе с Советом министров, Европейского парламента,  Еврокомиссии и Европейского судебного дворa является одним из самых уважаемых институтов Европейского союза. Как консультационный орган ЕЭСК менее известен, однако благодаря процессам модернизации ЕЭСК получил значение с точки зрения лоббистов. Комитет не играет исключительную роль, но является привилегированным посредником и ценным партнеров лоббистов.

 

7.1 Общая информация

 

ЕЭСК был создан в 1957 году Римским договором. Все 101 член были организованы в три группы: работодатели, сотрудники и другие интересы.

 

Вступление в действие Маастрихсткого договора (1993 год) предоставило ЕЭСК значительную автономию и дал основы его работы, обозначив такие моменты как: бюджет, усиление право на инициативу, управление сотрудниками. В 1997 году Амсетрадмский договор значительно расширил полномочия ЕЭСК в социальном плане, особенно тем, что его консультация может требовать Европарламент.

 

 

7.2 Структура комитета

 

Внутренние органы ЕЭСК состоят из пленарного собрания, бюро, президента и секций. Как уже упоминалось, комитет разделен на три группы.

 

7.2.1 Пленароное собрание

 

Состоит из 344 членов, разделенных на группы членских государств в соответствии с колическтвом населения :

  • 24- Германия, Франция, ИталияItálii и Великобритания
  • 21 – Испания и Польша
  • 15 - Румыния
  • 12 – Австрия, Бельгия, Греция, Голландия, Португалия, Швеция, Чехия, Венгрия
  • 9  - Дания, Финляндия, Ирландия, Литва и Словакия,
  • 7 – Эстония, Латвия и Словения
  • 6 - Люксембург и Кипр
  • 5 - Мальта

 

Обработанное заключение согласовывается простым большинством голосов на основании специализированных заключений секций. Пленарное собраниие является автономным органом. Принимает решения о организации работы и распределении обязанностей своим членам, избирает президента и бюро из числа своих членов.

 

7.2.2 Бюро

 

Бюро принимает решения o организации комитета и его принципах работы. Это в первую очкередь орган управления комитетом: контролирует финансы, суправляет текущей работой комитета,  создает группы (бюджетная группа помогает при исполнении финансовых и бюджетных обязанностей, а коммуникационная – ведет и контролирует коммуникационную стратегию ЕЭСК

 

7.2.3 Председательство

 

Параграф 260 Договора о Евросоюзе дает комитетu возможность назначать президентa „и иных функционеров“. Комитет назначает еще двух вице-президентов. Вице-президенты председательствуют в бюджетной группе и группе коммуникации. Президент, совместно с двумя вице-президентами, олицетворяет „председательство“, которое как орган встречается с президентами групп полготовке работы бюро и пленарного собрания. Президент председательствует встречам комитета. Президент представляет ЕЭСК во внешних вопросах и управляет отношениями с другими институтами ЕС.

 

7.2.4 Группы квесторов

 

На опасения и интересы членов отвечает группа трех квесторов, которая охраняет их права, желания и разбирает жалобы и обеспечивает исполнение членами возложенных на них обязанностей. Квесторы исполняют также функцию консультанта относительно решения или мер, которые могут повлиять на отдельных или всех членов.

 

      1. Секции

 

ЕЭСК состоит из 6 секций. С целью подготовки важных заключений секции, как правило, создают группы из своих членов. Секции отвечают за 6 областей :

 

  1. Экономический и монетарный союз и экономическо-социальное добрососедство (ECO)
  2. Единый рынок , производство и потребление (INT)
  3. Транспорт, энергетика , инфраструктура и информационное общество (TEN)
  4. Занятость, социальные вопросы и гражданство (SOC)
  5. Сельское хозяйство, развитие деревень и защита окружающей средыí (NAT)
  6. Внешние отношения (REX)

 

Полный список полномочий секций можно  найти на веб-страницах http://www.eesc.europa.eu

 

      1. Консультационная комиссия изменений в промышленности

 

Эта комиссия (PKZP) была создана в 2002 году решением пленарного заседания с политической поддержкой Еврокомиссии и Европейского парламента. Смыслом ее создания было продолжение консультационного собрания, которое существовало в рамках уже распущенного Европейского Сообщества угля и стали. Состоит из 48 членов ЕЭСК и 48 делегатов , номинированных Комитетом на основе знаний и опыта , полученных в профессиональных и общественных организаций в разных областях.

 

Благодаря рассудительности и последовательному  поиску компромиссов Комитет часто считают органом, где отсутствует волнение полтических дебат.

 

 

    1. Консультационная функция комитета

 

Основной инструмент ЕЭСК – исполнение функции консультанта изданием заключений. В ряде политических областей такие консультация o законодательных инициативах Еврокомиссии обязательны, но также разрешены и факультативные консультация с ЕЭСК о иных проблемах и политических вопросах. Мнения членов ЕЭСК понятны и ясны, так как исходят из позиций, которых они придерживаются в рамках своих организаций и объединений. Комитет предоставляет ценную техническую помощь и по собственной инициативе формулированное мнение или информационные доклады с анализом и оценкой, которые помогают Еврокомиссии принять решение относительно конкретных мер.

 

Ценность мнения Комитетuа таким образом четырекратна:

  1. доступно на раннем этапе процесса принятия решений
  2. мнение основано на материалах широкого круга гражданских организаций
  3. определяет возможные проблемы и их решения
  4. содержит общую позицию ряда организаций от организации работодателей по профсоюзы, от защитников окружающей среды по защитников прав человеков

 

Период подготовки заключения комитета обычно следующие:

 

● Заявление на подготовку заключения посылается президенту ЕЭСК обычно Советом или Еврокомиссией или Европейским парламентом.

● Бюро ЕЭСК номинирует секцию, ответственную за подготовительные работы

● У важных отчетов создается исследовательская группа ( как правило до 9 членов)

● На основании работ исследовательской группы или проектной группы секция согласовывает заключение простым большинством голосов, потом оно включается в программу пленарного заседания

● На пленарном заседании комитет утверждает заключение простым большинством голосов на основании заключения согласованного группой.

1.2 презентация.ppt

— 1.43 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 Лоббирование компаниями в Европейском Союзе.doc

— 147.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.3 презентация.ppt

— 1.40 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 Роль лоббинга на примере отраслей.doc

— 363.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.4 презентация.ppt

— 1.47 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 Регулирование лоббирования в ЕВРОСОЮЗЕ.doc

— 191.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1.5 презентация.ppt

— 1.44 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Лекции чешского ученого Бушина