Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель выполняемой дипломной работы - изучение формирования выручки от реализации продукции и разработка путей ее увеличения. Задачи дипломной работы заключаются в изучении и систематизации теоретических аспектов выручки от реализации продукции, рассмотрении организационно-экономической характеристики ООО «УФПК», анализе финансового состояния ООО «УФПК» посредством программного средства Audit Expert, анализе тенденции и структуры выручки от реализации продукции, выявление проблем по ее формированию и расчет резервов ее повышения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫРУЧКИ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 5
1.1 Экономическое содержание и состав выручки от реализации
продукции 5
1.2 Факторы, влияющие на величину выручки от реализации
продукции 10
1.3 Направления использования выручки от реализации
продукции 16
2 АНАЛИЗ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
В ООО «УФИМСКИЙ ФАНЕРНО-ПЛИТНЫЙ КОМБИНАТ» 21
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «УФПК» 21
2.2 Анализ финансового состояния предприятия посредством
программного средства «Audit-Expert» 29
2.3 Анализ тенденции и структуры выручки от реализации
продукции в ООО «УФПК» 43
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 51
3.1 Расчет экономической эффективности от технического
перевооружения фанерного производства комбината 51
3.2 Резервы увеличения выручки от реализации продукции
в ООО «УФПК» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

 

 

         Основные конкуренты на рынке сбыта по такому виду продукции, как фанера, являются Уфимский фанерный комбинат (УФК), по ДВП- Пермский ООО «Оргалит».

        В 2005г реализовано сортовой  фанеры 17600 м3, т.е. 29,3% от общего объема  ее реализации по цене 10096,86 руб. Реализация низкосортной фанеры составила 42434 м3 по цене 8365,84 руб. Необходимо увеличить реализацию сортовой фанеры до 30017 м3. Комбинат тогда получил бы дополнительно выручку в размере

30017-17600*(10096,86-8365,84)=12417*1731,02=21494075 руб.

        В 2005г реализовано фанеры в  дальнее зарубежье (Германия, Швейцария  и т.д.) 8002м3 по цене 7360,25 руб.  за 1 м3. За этот же период реализация  в страны ближнего зарубежья  (Латвия, Украина, Узбекистан и  т.д.) составила 18435м3 по цене 9414,44 руб. за 1 м3. Из-за низкой цены реализации фанеры я рекомендую сократить на 50%  реализацию фанеры в страны дальнего зарубежья:

8002/2*(9414,44-7360,25)=4001 *2054,19=8218814 руб.

ООО «УФПК» получило бы дополнительно 8218814 руб. от реализации одного из основных видов производимой продукции - фанеры.

        На  сегодняшний день большое  количество готовой продукции  находится на складе, поэтому  фанера реализуется со скидкой  на 15%. Необходимо расширить количество  покупателей продукции, для этого  надо  вкладывать дополнительные средства в рекламу. В 2004г. и 2005г. на рекламу было потрачено порядка по 100000 тыс. руб.  На последующие периоды предусмотрены средства на увеличение рекламы.

       Финансовое  планирование на уровне хозяйствующих  субъектов - это процесс планирования поступлений и использования финансовых ресурсов, установление оптимальных соотношений в распределении доходов предприятий. В рыночной экономике совершенствование финансового планирования на микроуровне осуществляется непрерывно; оно в условиях рыночной экономики имеет качественно более существенное значение по сравнению с директивно-плановой экономикой.

        Без финансового планирования  не может быть достигнут тот  уровень управления производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия, который обеспечивает ему успех на рынке, постоянное усовершенствование материальной базы, социальное развитие коллектива. Ни какой другой вид планирования не может иметь для предприятия такого обобщающего, глобального значения, потому что именно финансы охватывают все без исключения стороны и участки его функционирования. Финансовое планирование связано с планированием производственной деятельности предприятия.

        Показатели всех плановых финансовых  инструментов базируются на планах  объема производства, ассортимента товаров и услуг, себестоимости продукции; они должны создавать необходимые финансовые условия для успешного выполнения этих планов. В этом состоит основное назначение финансового планирования. Финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов для потребностей предприятия.

        Это обеспечивается тем, что,  во - первых, оно исходит из необходимости  наиболее эффективного использования  производственных мощностей, новой  техники, передовой технологии  производства, улучшения качества продукции; во - вторых, выполнения планов по прибыли и объему других финансовых ресурсов требует соблюдение плановых норм затрат труда и материальных ресурсов; в - третьих объем финансовых ресурсов, который определяется при планировании, не позволяет предприятию или затрудняет создавать чрезмерные запасы материальных ресурсов, делать не плановые капитальные вложения.

        Главным инструментом финансового  планирования в современных условиях  является финансовый план предприятия  (баланс доходов и расходов), широкое распространение в практике имеют также платежный календарь и бизнес-план. Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения происходит в сложных условиях спада производства и инфляции.    

       Это  крайне отрицательно влияет на финансы предприятия, направляет их на решение нынешних проблем потребления, делает невозможным укрепление финансовой базы на сколько-нибудь удаленную перспективу. Но постепенно стабилизация экономического состояния обязательно вызовет потребность в прогностичном подходе к организации финансов предприятия, при котором платежеспособность и другие показатели финансового состояния рассматриваются в динамичной перспективе.

       Без  прогноза показателей финансового  хозяйства предприятие не имеет  возможности планировать развитие своей материально-технической базы; осуществлять затраты отдача от которых отдалена во времени их проведения; разумно строить свои хозяйственные отношения с покупателями и поставщиками, банками, другими партнерами.

       Именно из-за невозможности в нынешних инфляционных условиях составлять прогнозы финансового состояния предприятия на более или менее отдаленный срок (например, на 2-3 года) практически сведено на нет долгосрочное банковское кредитование предприятий.

        Под прогнозированием финансового состояния предприятия принимают приведение объема и размещение финансовых ресурсов предприятия на определенный срок наперед путем изучения динамики его развития как субъекта хозяйственной деятельности на фоне реальной экономической жизни общества. В зависимости от срока такого предвидения можно выделить краткосрочное (в пределах 1 года), среднесрочное (на 1-2 года) и долгосрочное (более 2 лет) прогнозирование финансового состояния предприятия.

       Объектом  прогнозирования в первую очередь должен быть объем финансовых ресурсов, которые поступят в распоряжение предприятия за период, относительно которого составляется прогноз. Такими ресурсами являются: прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей, а также амортизационные отчисления, которые возмещаются за счет цены на продукцию. Условно сумму чистой прибыли и амортизации в составе выручки от реализации называют чистой выручкой; именно от ее величины зависят возможности предприятия увеличить свои денежные средства, т. к. остальные части выручки пойдут на различные платежи соответственно своим назначениям.

        На рассматриваемом фанерно-плитном  комбинате существует текущее  (по месяцам, кварталам и годовое)  и перспективное (от трех  и до десяти лет) планирование. Составляются балансовый план, финансовый план, бюджет движения денежных средств,  бизнес-план. 

        На 2005г. план производства рассчитывался  исходя из максимальной производственной  мощности клеильных прессов при  работе в четыре смены и проходил согласование в производственной и коммерческой службах предприятия. Объем производства по кварталам рассчитывался исходя из количества рабочих дней в квартале. При планировании учитывались достигнутые в предшествующем году показатели. Производство товарной фанеры на 2005г планировалось на уровне 54,3 тыс.м3, прирост по сравнению с ожидаемым фактом 2005г составлял 13%, или 6,3тыс.м3. Рост объемов производства планировался за счет перевода производства на круглосуточный (4-х сменный) режим работы.

        Планируемый объем реализации  на 2005г составлял 653 млн.руб. без  НДС, что на 18% больше ожидаемых  результатов по итогам 2004г. (ожидаемый  объем реализации в 2004г составил 550 млн.руб.).

        Увеличение объемов реализации  отчасти объясняется ростом объемов выпускаемой продукции (фанеры - за счет 4-й смены), а также увеличением экспортных цен и цен реализации продукции на внутреннем рынке. Цены на продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке, сопоставимы с отпускными ценами других производителей в данном регионе. Цены рассчитываются с учетом структуры реализации по сортности и толщинам товарной продукции. Кроме фанеры и ДВП планировалась реализация теплоэнергии населению (отопление прилегающего поселка) и продукции деревообработки на 4330 тыс.руб. и 600 тыс.руб. соответственно.

       Структура  планируемой выручки  на 2005г  выглядела следующим образом:  фанера ФК экспорт - 16,3%, фанера  ФК рядовая - 54,4%, ДВП экспорт  - 12,9%, ДВП на внутренний рынок  – 15,7%, теплоэнергия и продукция деревообработки - 0,8%.

         Как правило, на предприятиях отсутствует должный контроль за своевременностью ее поступления. Несмотря на то, что проблема неплатежей носит во многом объективный характер, не следует забывать, что анализировать нужно каждый конкретный случай на предмет субъективных причин: кто конкретно допустил просчет и каким образом. Этот контроль зачастую отсутствует, а найти ответственных «задним числом» практически невозможно. Вне зависимости от  причин возникновения дебиторской задолженности размер ее свидетельствует о величине бесплатно (как правило) переданных в пользование сторонним организациям финансовых ресурсов.      

        Следующий немаловажный фактор, вследствие которого основной  источник финансовых ресурсов (выручка от реализации) становится причиной серьезных финансовых потерь, - чрезмерное увлечение взаимозачетами и бартерами.

         Основная часть взаимозачетов приходится на операции, когда предприятие обменивает свою продукцию на сырье (материалы, комплектующие). При этом не проводится даже простейшего анализа на предмет того, каким количеством сырья (материалов, комплектующих) предприятие уже располагает, какова потребность в этом сырье. При этом запасается такое количество сырья, которое, если и будет пущено в производство, то не раньше, чем через год: все это время оно должно включаться в  налогооблагаемую базу по налогу на имущество. Распространенная практика, когда одно предприятие обменивает свою продукцию на продукцию другого предприятия в надежде, что ее удастся продать, упуская при этом, что поставщик также испытывает трудности со сбытом.

        При проведении бартеров и взаимозачетов упускается из виду еще один существенный момент, который также приводит к большим потерям, а именно налоговое законодательство. Практика сложилась таким образом, что цены на продукцию зависят от того, как производится расчет. Дешевле всего продукция за наличные деньги, дороже за безналичные, и еще дороже «на взаимозачет».

        Увеличение цены при обменных операциях приводит к увеличению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а следовательно, и самого налога, который нужно внести в бюджет «живыми деньгами». Очевидно, что избежать этих потерь можно. Достаточно договориться с контрагентом, что на что будет обмениваться (в натуральном выражении), а при определении цены продукции, участвующей в обмене (естественно, по согласованию с контрагентом), руководствоваться пунктом 5 Закона РФ от 27.12.91 № 2116–1 (ред. от 31.12.95) «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

         Этим пунктом установлено, что «при осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц, исходя из цены ее последней реализации, но не ниже фактической себестоимости». При разумном подходе за этим пунктом Закона можно обнаружить сокращения неоправданных налоговых потерь (по налогу на прибыль и прочим налогам от реализации, а именно, по налогу на пользователей автодорог и налогу на ЖКХ).

           При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ООО «УФПК» имеет следующие проблемы, мешающие более эффективной работе предприятия. К их числу можно отнести следующие:

  1. Закупка некачественного фансырья.
  2. Относительно высокий процент брака в производстве.
  3. Большая часть производимой продукции- низших сортов.
  4. Недостаточно эффективная работа службы сбыта (цены на реализуемую продукцию ниже уровня среднерыночных цен, сложившихся в регионе).
  5. Физический и моральный износ основного технологического 

          оборудования, отсутствие участка окорки сырья, отсутствие холодной

          подпрессовки, большая доля ручного  труда- как следствие низкое 

           качество выпускаемой продукции.

6. Низкий уровень компьютеризации  всех служб предприятия.

7.   Несовершенство  системы нормирования и оплаты труда и сложность

          расчета начисляемой заработной  платы. Вследствие этого возникают 

          сложности при контроле и анализе  фактического фонда оплаты труда.

    Для решения  этих проблем предлагаются следующие  мероприятия:

  1. Сортировка и отбраковка фансырья при оприходовании его на предприятии. Приемка фансырья по диаметрам. Брак должен оприходоваться по цене техсырья, что позволит уменьшить норму расхода фансырья на единицу готовой продукции и снизить ее себестоимость. Кроме того, это позволит увеличит выход продукции высших сотов.
  2. Активизация работы службы сбыта. Выравнивание цен реализации до уровня среднерыночных по региону.
  3. Разработка плана обеспечения компьютерной техникой и согласование его с управляющей компанией. Автоматизация участка расчета фактической себестоимости.
  4. Разработка плана мероприятий по оптимизации организационной структуры предприятия, среднесписочной численности работающих, разработка новой системы оплаты труда, упрощение и унификация показателей премирования.
  5. Замена устаревшего оборудования (линии по производству фанеры, газовой сушилки и теплогенерирующей установки) позволит комбинату получить экономический эффект и улучшить экологическую ситуацию в микрорайоне Нижегородка. В качестве источников финансирования предполагается использовать собственные средства предприятия (прибыль, амортизация) и банковский кредит. Инвестиций из бюджета не ожидается

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия