Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.
Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2012 год, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.

Содержание

Введение..............................................................................................................4

1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности....................................................................................................6

1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.......................................................................................................6

1.2. Организация приватизации......................................................................................................10

1.3. Методы и способы приватизации.......................................................................................................13

1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации.......................................................................................................15

2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..............................................................................................................18

2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………......18

2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................................................................................20
2.3 Мировой опыт приватизации……………………………………………....23

3. Перспективы развития процессов приватизации в республике……………………………………………….……………………...26
3.1 Проблемы приватизации………………………………………………………………………….26
3.2 Итоги приватизации………………………………………..……………….27






Заключение...........................................................................................................32

Список использованных источников............................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРторрппУСЬ.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и  управления

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа
на тему:"Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:
студентка ВШУБ, 4 курса, ВВП-3.
Руководитель:
Профессор Ноздрин-Плотницкий М. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014
РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 51 с., 21 источник.
Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы
      Объект  исследования  - приватизация государственной  собственности.
      Предмет  исследования – процесс приватизации  объектов государственной собственности  в Республике Беларусь.
      Цель работы: изучить состояние процесса приватизации  государственной собственности  в Республике Беларусь и обозначить  основные проблемы.
      Методы  исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
      Исследования  и разработки: в процессе работы  были изучены следующие вопросы: сущность, цели и основные принципы  приватизации; организация приватизации; методы и способы приватизации; методы определения стоимости  объектов приватизации; разгосударствление - основное содержание преобразований собственности; мировой опыт приватизации; приватизация и ее роль в преобразовании собственности; проблемы приватизации; итоги приватизации; мнение экспертов по вопросу приватизации.
      Область  возможного практического применения: результаты полученные в курсовой  работе могут быть использованы  при изучении курса «макроэкономика».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................4

 

1. Сущность и экономическое  содержание приватизации государственной   собственности....................................................................................................6

 

1.1. Сущность, цели и основные  принципы приватизации.......................................................................................................6

 

1.2. Организация приватизации......................................................................................................10

 

1.3.  Методы и способы приватизации.......................................................................................................13

 

1.4.  Методы определения стоимости объектов приватизации.......................................................................................................15

 

2. Необходимость разгосударствления  и приватизации государственной  собственности как средство перехода  к рыночной экономике..............................................................................................................18

 

2.1. Разгосударствление - основное  содержание преобразований собственности………………………………………………………………......18

 

2.2. Приватизация и ее  роль в преобразовании собственности.....................................................................................................20

2.3 Мировой опыт приватизации……………………………………………....23

 

3. Перспективы развития  процессов приватизации в республике……………………………………………….……………………...26

3.1 Проблемы приватизации………………………………………………………………………….26

 3.2 Итоги приватизации………………………………………..……………….27

 
   
   
   
   
   

Заключение...........................................................................................................32

 

Список использованных источников............................................................................................................34

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
     Переход к  рыночной экономике требует специальной  экономической подготовки не  только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв  населения. Особое значение изучение  проблем переходного периода  имеет для специалистов экономического  профиля, решающих вопросы трансформации  национальной экономики. В переходном  периоде возникают такие новые  явления, как разгосударствление  и приватизация предприятий [14, с.56]. Изучение этих вопросов приобретает  особую актуальность в связи  с расширением масштабов реформирования  государственной собственности  в Республике Беларусь.
     Важнейшими элементами рыночного механизма являются конкуренция между хозяйственно самостоятельными производителями и акционерная форма хозяйствования.
     В условиях  конкуренции производитель вынужден  выпускать продукцию, удовлетворяющую  требованиям потребителя, иначе  она не будет реализована. Конкуренция  вынуждает производителей внедрять  достижения технологического и  организационного прогресса. Надежным  способом сбора средств для  развития и обновления производства  является выпуск и продажа  акций и создание на этой  основе акционерных обществ, участники  которых экономически заинтересованы  в повышении качества продукции, расширении производства, снижении  издержек, что обеспечит им высокий  дивиденд.
     Следовательно, процесс приватизации является  важным и необходимым этапом  для перехода к рыночной экономике.
     Объектом и  предметом исследования  курсовой  являются  приватизация и разгосударствление  в Республике Беларусь.
       В связи с этим, цель данной работы – рассмотреть сущность, цели, принципы и методы приватизации, определить перспективы развития приватизации в Республике Беларусь, изучить и проанализировать итоги и проблемы уже проведенных мероприятий по приватизации и разгосударствлению.

     Задачами данной работы  являются анализ этапов и итогов  приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития  процессов разгосударствления и  приватизации, а также выявление  способов решения проблем, возникающих  при их реализации.

     Для проведения  исследования использовались данные  за 2008 – 2012 год, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.

     При написании курсовой  работы использовались следующие  методы: анализ, сравнение, метод дедукции.

     Вопросы, посвященные  процессам разгосударствления и  приватизации, широко обсуждаются  в современной экономической  литературе и периодической печати. Планы приватизации утверждаются  Советом Министров, порядок проведения  мероприятий по разгосударствлению  регулируется нормативно-правовыми актами Республики. Поэтому при написании данной работы использовался материал, опубликованный в интернете, а также следующая литература: Лемешевский И. М. «Макроэкономика», Павловская В. П. «Основы приватизации», Базылев Н. И. «Макроэкономика», нормативно-правовые акты: Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий: «Экономическая газета», «Белорусский банковский бюллетень» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  экономическое содержание приватизации  государственной собственности
1.1. Сущность, цели  и основные принципы приватизации
          Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [12, c.34].        
        Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
        В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
       В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [9, c.63].
        Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
        К главным целям приватизации, следует отнести:
·     формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. 
·     создание    хозяйственно-правовых    условий    для    эффективной    работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной   перестройке    и    активизации   инвестиционного    процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
·     формирование    новых    экономических    отношений,    построенных     на 
многообразии   форм   собственности,   самостоятельности   производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;
·  развитие   конкурентной   среды   и   предпринимательской   деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
·     сокращение   вмешательства   государства   в   экономические   процессы   и улучшение финансового состояния экономики;
·     уменьшение   расходов   на    государственное    управление   (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
·     становление слоя частных собственников (среднего класса).
             Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
         Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
           Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за  исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.
        В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:
   Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.
     Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы