Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.
Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2012 год, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.

Содержание

Введение..............................................................................................................4

1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности....................................................................................................6

1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.......................................................................................................6

1.2. Организация приватизации......................................................................................................10

1.3. Методы и способы приватизации.......................................................................................................13

1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации.......................................................................................................15

2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..............................................................................................................18

2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………......18

2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................................................................................20
2.3 Мировой опыт приватизации……………………………………………....23

3. Перспективы развития процессов приватизации в республике……………………………………………….……………………...26
3.1 Проблемы приватизации………………………………………………………………………….26
3.2 Итоги приватизации………………………………………..……………….27






Заключение...........................................................................................................32

Список использованных источников............................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРторрппУСЬ.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)
       Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
        Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих — льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, — приватизацией его как единого  целого; политиков, опасающихся распродажи родины, — сохранением контрольного пакета акций в стране.
       Следует отметить, что осуществление приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий:
1.    необходимого пакета законодательных актов и нормативов по приватизации;
2.    обоснованной программы действий;
3.    инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;
4.    потенциально свободного капитала;
5.    благоприятного         общественного         климата         для         проявления 
предпринимательства;
6.    кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к 
предпринимательству;
7.    информированности общественности и ее участие в процессе приватизации. 
         Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
·     соблюдение законности;
·     сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;
·     право каждого гражданина страны на часть безвозмездно передаваемой 
государственной собственности;
·     дифференциация методов, способов и процедур приватизации;
·     разграничение   компетенции   по   осуществлению   приватизации   между 
органами государственной власти и управления различных уровней;
·     предоставление    определенных    гарантий    и    льгот    членам    трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
·     контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
·     осуществление широкой гласности процесса приватизации;
·     постепенность и поэтапность проведения приватизации.
         В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.

 

 

 

1.2 Организация приватизации

 

    Работа по приватизации  предприятия начинается с изучения  законодательной базы, а именно  с анализа республиканской и  местных программ приватизации, необходимых, прежде всего, для того, чтобы убедиться, что предприятие  не попадает под какие-либо  ограничения.

     Республиканской программой  предприятия разделены на группы (рисунок 1.1).

 

Государственные предприятия Республики Беларусь




Предприятия, приватизация которых запрещена



Предприятия, приватизация которых проводится по решению правительства


 

 

Рисунок 1.1 – Классификация предприятий в зависимости от возможности приватизации

 

     Примечание: – Источник [9]

 

     В случаях, когда инициатором приватизации  выступает трудовой коллектив, подготовительная  работа начинается с создания  инициативной группы в составе  представителей планового, финансового  отделов, бухгалтерии и представителя  профсоюзного комитета.
  Инициативная группа проводит опрос членов трудового коллектива. Результаты опроса дают общее представление о ситуации и готовности к преобразованию предприятия.
     Для разработки  проекта приватизации инициативная  группа с помощью специалистов  готовит данные об отраслевой  принадлежности предприятия, месте  его нахождения, численности работающих  с разбивкой по категориям  и стажу работы на данном  предприятии; структурную характеристику  предприятия; данные о среднемесячной заработной плате; степени вредности и тяжести труда; а также данные о балансовой, восстановительной и остаточной стоимости основных фондов, оборотных фондов, данные о планируемой прибыли, рентабельности и иные необходимые экономические показатели.
     После этого, с помощью анализа предоставленных  данных можно определить возможные  размеры денежных средств предприятия, аккумулируемые для первоначального  взноса; перспективы выплаты платежей  при выкупе предприятия; необходимость  заёмных средств и сроки погашения  кредита, а также возможные размеры  дивидендов [8, с.156].
     На втором  этапе подготовительной работы  определяется предварительная оценка  стоимости имущества и определение  выкупных платежей.
     Подготовительная  работа завершается проведением  собраний или конференций трудовых  коллективов для ознакомления  с подготовленными документами  и с расчётами о том, что  будет иметь каждый работник  от приватизации предприятия.
     Протоколом  собрания (конференции), принявшего  решение о подаче заявки на  приватизацию предприятия завершается  подготовительная работа на предприятии, и готовятся документы – предложения  в соответствующие органы о  приватизации предприятия: представляется  выписка из протокола общего  собрания или конференции трудового  коллектива. В предложении на  приватизацию указываются наименование  предприятия, сроки приватизации, предварительная  оценка стоимости имущества, источники  средств для выкупа, направления  использования объекта после  приватизации. Предложение рассматривается  органом приватизации лишь в  тои случае, когда за него проголосовало  не менее 2/3 работников предприятия. К предложению на приватизацию  прилагается чек-формат, являющийся  коммерческим паспортом предприятия.
     На основании  заключения комиссии Мингосимущества  о преобразовании государственного  предприятия в акционерное общество  орган приватизации учреждает  акционерное общество и утверждает  его устав. Акционерное общество  регистрируется в порядке, установленном  законодательством и становится  правопреемником преобразованного  государственного предприятия [18, с.29].
      Кроме такого  способа акционирования предусмотрены  и такие способы приватизации  как продажа предприятия на  аукционе и продажа по конкурсу.
     Для приватизации  предприятия как имущественного  комплекса путем его продажи  на аукционе (по конкурсу) орган  приватизации создает комиссию  по приватизации, которая:
- определяет состав подлежащего  приватизации предприятия как  имущественного комплекса;
- выявляет дебиторов и  кредиторов государственного унитарного  предприятия;
- готовит предложения  по дальнейшему использованию  объектов социального назначения, объектов, составляющих исключительную  собственность государства, объектов, находящихся только в собственности  государства, и жилых помещений  государственного жилищного фонда;
- определяет оценочную  стоимость предприятия как имущественного  комплекса;
- составляет заключение  о начальной цене продажи, условиях  продажи (в случае продажи по  конкурсу) предприятия как имущественного  комплекса;
- организует выполнение  других работ, связанных с приватизацией  предприятия как имущественного  комплекса [17, с.16].
     В состав  комиссии по приватизации включаются  представители органа приватизации, представители коллектива работников  государственного унитарного предприятия, представитель государственного  органа, государственной организации, в подчинении (составе) которых находится  государственное унитарное предприятие.
     С момента  создания комиссии по приватизации  руководитель государственного  унитарного предприятия согласовывает  с ней совершение сделок, влекущих  изменение состава и стоимости  имущества государственного унитарного  предприятия, сумма каждой из  которых превышает 5 процентов чистых  активов государственного унитарного  предприятия на первое число  месяца, в котором совершается  сделка. Решения комиссии по приватизации  по этим сделкам обязательны  для выполнения руководителем  и работниками государственного  унитарного предприятия.
     Орган приватизации  назначает своего представителя  председателем комиссии по приватизации. Члены комиссии несут ответственность  за соблюдение законодательства  о приватизации, в том числе  за объективность материалов, подготовленных  для принятия решения о приватизации  предприятия как имущественного  комплекса, в соответствии с законодательными  актами.
     Орган приватизации  готовит проект решения о приватизации:
1) предприятия как имущественного  комплекса – на основании заключения  комиссии по приватизации;
2) акций (долей в уставных  фондах), находящихся в собственности  Республики Беларусь, – на основании  предложений государственных органов, государственных организаций;
3) акций (долей в уставных  фондах), находящихся в собственности  административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими  местными Советами депутатов.
     После определения  состава подлежащего приватизации  предприятия как имущественного  комплекса и до принятия решения  о его приватизации руководитель  государственного унитарного предприятия  обеспечивает в соответствии  с актами законодательства осуществление  государственной регистрации создания  предприятия как имущественного  комплекса и возникновения прав  на него.
     На основании  выше изложенного можно сделать  вывод, что организация приватизации  в Беларуси производится специально  созданными органами в соответствии  с ее основными принципами: законности, гласности, плановости. Законодательство  Республики Беларусь направлено  на совершенствование правовых  и экономических отношений в  области приватизации государственного  имущества и преобразования государственных  унитарных предприятий в открытые  акционерные общества в целях  создания условий для привлечения  инвестиций и развития эффективной  социально ориентированной рыночной  экономики [15, с. 1].

 

 

1.3 Методы и способы  приватизации

 

      В Республике  Беларусь приватизация государственной  собственности осуществляется путем  продажи:
1) акций (долей в уставных  фондах) на аукционе;
2) акций (долей в уставных  фондах) по конкурсу;

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы