Пути приватизации
сводятся к выбору централизованного
подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного
(приватизация «снизу»). Первый подход
означает, что государство занимается
приватизацией предприятий. Второй —
государство лишь устанавливает необходимые
правила, а приватизацией занимаются сами
предприятия. В бывших социалистических
государствах именно первый способ был
осуществлен, так как сторонники приватизации
«сверху» считают, что такой способ обеспечивает
быструю и эффективную приватизацию.
Мировой
опыт показывает, что реализация основных
целей приватизации может стать популярной
и эффективной лишь при поддержке общественного
мнения. Считается, что наибольшего успеха
в этом плане добились Англия и Франция,
убедительно доказавшие, что постепенность
и добровольность при проведении приватизации
«сверху» должны стать обязательными
принципами. Существуют различные способы
достижения согласия между определенными
группами населения в реализации программ
приватизации. Так, сомнения потребителей
в целесообразности приватизации можно
погасить установлением льготных региональных
ставок; неудовлетворенность рабочих
— льготными ставками на покупку акций;
менеджеров, опасающихся раздела предприятия,
— приватизацией его как единого целого;
политиков, опасающихся распродажи родины,
— сохранением контрольного пакета акций
в стране.
Следует
отметить, что осуществление приватизации
предполагает наличие определенных организационно-экономических
условий:
1. необходимого пакета законодательных
актов и нормативов по приватизации;
2. обоснованной программы действий;
3. инвентаризации всей государственной
собственности и разграничения ее на общегосударственную
(республиканскую) и коммунальную;
4. потенциально свободного
капитала;
5. благоприятного общественного
климата для проявления
предпринимательства;
6. кадрового обеспечения процесса
приватизации и подготовленность кадров
к
предпринимательству;
7. информированности общественности
и ее участие в процессе приватизации.
Вместе с тем анализируя опыт приватизации
во многих странах, можно выделить важнейшие
принципы, лежащие в основе реформирования
отношений собственности:
· соблюдение законности;
· сочетание возмездного и безвозмездного
методов приватизации;
· право каждого гражданина
страны на часть безвозмездно передаваемой
государственной собственности;
· дифференциация методов, способов
и процедур приватизации;
· разграничение компетенции
по осуществлению приватизации между
органами государственной власти и управления
различных уровней;
· предоставление определенных
гарантий и льгот членам трудовых коллективов
приватизируемых предприятий;
· контроль за осуществлением
приватизации со стороны государства;
· осуществление широкой гласности
процесса приватизации;
· постепенность и поэтапность
проведения приватизации.
В целях соблюдения этих принципов и повышения
эффективности процесса приватизации
в каждой стране должна быть проведена
работа по созданию или совершенствованию
системы частного права; упорядочению
юридических прав собственности и фактического
права распоряжения ею. Также созданию
эффективного механизма социальной защиты
населения, прежде всего малообеспеченных
слоев; сведению к минимуму предпосылок
злоупотреблений в ходе приватизации
и т.д.
1.2 Организация приватизации
Работа по приватизации
предприятия начинается с изучения
законодательной базы, а именно
с анализа республиканской и
местных программ приватизации,
необходимых, прежде всего, для того,
чтобы убедиться, что предприятие
не попадает под какие-либо
ограничения.
Республиканской программой
предприятия разделены на группы
(рисунок 1.1).
Государственные предприятия Республики
Беларусь
|
Предприятия, приватизация которых запрещена |
Предприятия, приватизация которых проводится
по решению правительства |
Рисунок 1.1 – Классификация
предприятий в зависимости от возможности
приватизации
Примечание: – Источник [9]
В случаях,
когда инициатором приватизации
выступает трудовой коллектив, подготовительная
работа начинается с создания
инициативной группы в составе
представителей планового, финансового
отделов, бухгалтерии и представителя
профсоюзного комитета.
Инициативная группа проводит
опрос членов трудового коллектива. Результаты
опроса дают общее представление о ситуации
и готовности к преобразованию предприятия.
Для разработки
проекта приватизации инициативная
группа с помощью специалистов
готовит данные об отраслевой
принадлежности предприятия, месте
его нахождения, численности работающих
с разбивкой по категориям
и стажу работы на данном
предприятии; структурную характеристику
предприятия; данные о среднемесячной
заработной плате; степени вредности и
тяжести труда; а также данные о балансовой,
восстановительной и остаточной стоимости
основных фондов, оборотных фондов, данные
о планируемой прибыли, рентабельности
и иные необходимые экономические показатели.
После этого,
с помощью анализа предоставленных
данных можно определить возможные
размеры денежных средств предприятия,
аккумулируемые для первоначального
взноса; перспективы выплаты платежей
при выкупе предприятия; необходимость
заёмных средств и сроки погашения
кредита, а также возможные размеры
дивидендов [8, с.156].
На втором
этапе подготовительной работы
определяется предварительная оценка
стоимости имущества и определение
выкупных платежей.
Подготовительная
работа завершается проведением
собраний или конференций трудовых
коллективов для ознакомления
с подготовленными документами
и с расчётами о том, что
будет иметь каждый работник
от приватизации предприятия.
Протоколом
собрания (конференции), принявшего
решение о подаче заявки на
приватизацию предприятия завершается
подготовительная работа на предприятии,
и готовятся документы – предложения
в соответствующие органы о
приватизации предприятия: представляется
выписка из протокола общего
собрания или конференции трудового
коллектива. В предложении на
приватизацию указываются наименование
предприятия, сроки приватизации, предварительная
оценка стоимости имущества, источники
средств для выкупа, направления
использования объекта после
приватизации. Предложение рассматривается
органом приватизации лишь в
тои случае, когда за него проголосовало
не менее 2/3 работников предприятия.
К предложению на приватизацию
прилагается чек-формат, являющийся
коммерческим паспортом предприятия.
На основании
заключения комиссии Мингосимущества
о преобразовании государственного
предприятия в акционерное общество
орган приватизации учреждает
акционерное общество и утверждает
его устав. Акционерное общество
регистрируется в порядке, установленном
законодательством и становится
правопреемником преобразованного
государственного предприятия [18, с.29].
Кроме такого
способа акционирования предусмотрены
и такие способы приватизации
как продажа предприятия на
аукционе и продажа по конкурсу.
Для приватизации
предприятия как имущественного
комплекса путем его продажи
на аукционе (по конкурсу) орган
приватизации создает комиссию
по приватизации, которая:
- определяет состав подлежащего
приватизации предприятия как
имущественного комплекса;
- выявляет дебиторов и
кредиторов государственного унитарного
предприятия;
- готовит предложения
по дальнейшему использованию
объектов социального назначения,
объектов, составляющих исключительную
собственность государства, объектов,
находящихся только в собственности
государства, и жилых помещений
государственного жилищного фонда;
- определяет оценочную
стоимость предприятия как имущественного
комплекса;
- составляет заключение
о начальной цене продажи, условиях
продажи (в случае продажи по
конкурсу) предприятия как имущественного
комплекса;
- организует выполнение
других работ, связанных с приватизацией
предприятия как имущественного
комплекса [17, с.16].
В состав
комиссии по приватизации включаются
представители органа приватизации,
представители коллектива работников
государственного унитарного предприятия,
представитель государственного
органа, государственной организации,
в подчинении (составе) которых находится
государственное унитарное предприятие.
С момента
создания комиссии по приватизации
руководитель государственного
унитарного предприятия согласовывает
с ней совершение сделок, влекущих
изменение состава и стоимости
имущества государственного унитарного
предприятия, сумма каждой из
которых превышает 5 процентов чистых
активов государственного унитарного
предприятия на первое число
месяца, в котором совершается
сделка. Решения комиссии по приватизации
по этим сделкам обязательны
для выполнения руководителем
и работниками государственного
унитарного предприятия.
Орган приватизации
назначает своего представителя
председателем комиссии по приватизации.
Члены комиссии несут ответственность
за соблюдение законодательства
о приватизации, в том числе
за объективность материалов, подготовленных
для принятия решения о приватизации
предприятия как имущественного
комплекса, в соответствии с законодательными
актами.
Орган приватизации
готовит проект решения о приватизации:
1) предприятия как имущественного
комплекса – на основании заключения
комиссии по приватизации;
2) акций (долей в уставных
фондах), находящихся в собственности
Республики Беларусь, – на основании
предложений государственных органов,
государственных организаций;
3) акций (долей в уставных
фондах), находящихся в собственности
административно-территориальных единиц,
– в порядке, определенном соответствующими
местными Советами депутатов.
После определения
состава подлежащего приватизации
предприятия как имущественного
комплекса и до принятия решения
о его приватизации руководитель
государственного унитарного предприятия
обеспечивает в соответствии
с актами законодательства осуществление
государственной регистрации создания
предприятия как имущественного
комплекса и возникновения прав
на него.
На основании
выше изложенного можно сделать
вывод, что организация приватизации
в Беларуси производится специально
созданными органами в соответствии
с ее основными принципами: законности,
гласности, плановости. Законодательство
Республики Беларусь направлено
на совершенствование правовых
и экономических отношений в
области приватизации государственного
имущества и преобразования государственных
унитарных предприятий в открытые
акционерные общества в целях
создания условий для привлечения
инвестиций и развития эффективной
социально ориентированной рыночной
экономики [15, с. 1].
1.3 Методы и способы
приватизации
В Республике
Беларусь приватизация государственной
собственности осуществляется путем
продажи:
1) акций (долей в уставных
фондах) на аукционе;
2) акций (долей в уставных
фондах) по конкурсу;