Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются анализ этапов и итогов приватизации в Республике Беларусь, определение перспектив развития процессов разгосударствления и приватизации, а также выявление способов решения проблем, возникающих при их реализации.
Для проведения исследования использовались данные за 2008 – 2012 год, проанализированы данные по приватизации предприятий за весь период приватизации с 1991 года по настоящее время.

Содержание

Введение..............................................................................................................4

1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности....................................................................................................6

1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации.......................................................................................................6

1.2. Организация приватизации......................................................................................................10

1.3. Методы и способы приватизации.......................................................................................................13

1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации.......................................................................................................15

2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..............................................................................................................18

2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………......18

2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................................................................................20
2.3 Мировой опыт приватизации……………………………………………....23

3. Перспективы развития процессов приватизации в республике……………………………………………….……………………...26
3.1 Проблемы приватизации………………………………………………………………………….26
3.2 Итоги приватизации………………………………………..……………….27






Заключение...........................................................................................................32

Список использованных источников............................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРторрппУСЬ.docx

— 160.72 Кб (Скачать файл)

     С октября этого  года данный план изложен в  новой редакции. В нем по-прежнему  остались 128 предприятий, которые уже  были преобразованы в 2011 – 2012 году, а также те, приватизация которым  еще предстоит (Приложение В). Изменились  также и планируемые годы преобразования. Некоторые перенесли на более  ранний срок, приватизацию других  отложили до последнего года  трехлетки – 2013 года.

     Внесение изменений  в план преобразования свидетельствует  о том, что он не совершенен. Преобразование в открытые акционерные общества осуществляется на основании предложений коллективов работников организаций, согласованных с соответствующими органами государственного управления. Если такие предложения отсутствуют, инициатором приватизации, в целях их финансового оздоровления может выступать по объектам республиканской собственности – Совет Министров Республики Беларусь, по объектам коммунальной собственности – соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы.

  С 1991 года в Беларуси было  реформировано 4864 предприятия (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Реформированные предприятия в Беларуси за 1991-2012 гг.

 

Вид собственности

Количество реформированных предприятий

Республиканская

1575

Коммунальная

3289

Итого:

4864


 

     Примечание: – Источник  [2]

 

     Основную долю в  общем количестве реформированных  предприятий занимают предприятия  коммунальной собственности, количество  которых за время приватизации  в Беларуси составило 3289 штук, что  составляет 68 %, предприятия республиканской  собственности – 32 %, что составляет 1575 штук.

     В основном, предприятия  коммунальной собственности приватизировались  путем выкупа арендованного имущества  арендной организацией, продажи  на аукционах и по конкурсу.

     Основные способы разгосударствления:
- сокращение доли государственного  сектора в экономике;
- уменьшение доли национального  продукта, перераспределяемого через  госбюджет;
- либерализация рынков  и устранение государственной  монополии на внешнюю торговлю;
- перевод государственных  предприятий на коммерческий  расчет и ориентацию на максимизацию  прибыли;
- переход от централизованного  распределения материальных, финансовых  и трудовых ресурсов к формированию  соответствующих рынков;
- денационализация собственности  [1, с. 89].

      Таким образом, вопросы  разгосударствления актуальны по  причине больших финансовых затрат  государства на поддержание конкурентоспособности  белорусских государственных предприятий. В настоящее время процесс разгосударствления в Беларуси продвигается медленно. Нет единой государственной стратегии и четкой позиции по политике разгосударствления. Не смотря на это, разгосударствление в  Республике Беларусь продолжается, так как путь к полноценной рыночной экономике без разгосударствления и приватизации невозможен.

 

 

     2.2 Приватизация  и ее роль в преобразовании  собственности
     Одним из  путей разгосударствления является  приватизация, под которой понимается  смена государственной формы  собственности на частную. Частная  собственность – это наиболее  динамичный сегмент переходной  экономики, в наибольшей степени  обладающий способностью к преобразованию  всей экономики на началах  предпринимательства.

    Если рассмотреть структуру организаций государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг. (рисунок 2.1), то можно сделать вывод, что за всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.

Рисунок 2.1 – Организации государственной собственности по способам приватизации за период 1991 – 2011 гг.

 

Примечание: - Источник [2]

 

      С 1991 по 2012 год из  республиканской собственности  на конкурсах было продано 17 предприятий  и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское  предприятие было выкуплено арендной  организацией, – этот вид приватизации  был распространен в начале 1990-х  и сегодня не практикуется.

      Новый этап приватизации  начался в 2008 году, когда были  внесены изменения в декрет  «О разгосударствлении и приватизации  государственной собственности  Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров  будет утверждать трехлетние  планы по приватизации и акционированию  предприятий, которые будут продаваться  на конкурсах и аукционах.

      Но такой план  продержался лишь первые три  года. В текущем году Президентом  Беларуси были отменены приватизационные  списки. В результате в Беларуси  любое предприятие может быть  приватизировано.

      Заметное охлаждение  к вопросам приватизации произошло  в 2011 году. (Таблица 2.2)

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Приватизация за 2011 год

 

Вид преобразования

Вид собственности приватизированного предприятия

Количество приватизированных предприятий

В акционерные общества

 

77

Продано по конкурсу,

 

1

в том числе

предприятия коммунальной собственности

1

Продано на аукционе,

 

2

в том числе

предприятия коммунальной собственности

1

 

предприятия республиканской собственности

1

Итого:

 

79


 

     Примечание: – Источник  [2]

 

     Всего за 2011 год было  приватизировано 79 предприятий. Это  при том, что за трехлетку 2008-2011 гг. – 735 предприятий (Таблица 2.3). Основным  способом приватизации в 2011 году  было преобразование в открытое  акционерное общество – 77 случаев (98 %). В 2008-2011 году также наибольший  удельный вес имели преобразования  в открытое акционерное общество (97 %) – 713 предприятий.

 

Таблица 2.3 – Приватизация за 2008-2011 гг.

 

Вид преобразования

Количество приватизированных предприятий

Удельный вес в общем количестве, в процентах

В акционерные общества

713

97

Продано по конкурсу,

7

1

Продано на аукционе,

9

2

Итого:

735

100


 

     Примечание: – Источник  [2]

 

     Таким образом, осуществление  приватизации позволяет создать  более комфортные условия для  привлечения инвестиций, развития  предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

 

2.3 Мировой опыт приватизации
Опыт приватизации государственной собственности в зарубежных странах
Через процесс приватизации за последние 25 лет прошли свыше 50 стран мира: распродаются государственные предприятия; сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под чрезмерного государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.
Причины приватизации государственной собственности в странах с рыночной экономикой:
  1. Необходимость удешевления государственного аппарата управления, финансируемого из бюджета.
  1. Повышение эффективности предприятий и отраслей, находящихся под юрисдикцией правительства.
  1. Переход экономик на инновационную модель развития, для чего более приспособленным оказался частный сектор экономики.
  1. Часть государственных предприятий, особенно в менее демократических странах, подверглись коррумпированности и превратились в общества по найму, обеспечивающие работой политических союзников, отставных военных и т.п. Эти предприятия существуют за счет налоговых льгот и субсидий, опустошая казну [6, с. 29].
Впервые широкомасштабная приватизация государственной собственности была осуществлена в Великобритании после прихода к власти консервативного правительства М. Тэтчер в 1979 г. В результате распродажи государственных компаний 600 тыс. рабочих мест были переведены в частный сектор. Вместе с продажей государственного жилого фонда это принесло британскому казначейству 16 млрд. долларов. Если в первые 2–3 года эта приватизация сопровождалась ростом безработицы, снижением реальных доходов отдельных категорий населения, инфляцией, то затем активизировалась инвестиционная деятельность в стране, оживилась конъюнктура рынка, появились новые рабочие места, что позволило даже говорить о британском экономическом «чуде».
Вслед за Великобританией активизировались процессы приватизации госимущества во Франции, Австрии, Мексике, Японии и ряде других стран.
Во Франции Национальное собрание и Сенат одобрили в августе 1986 г. закон, разрешающий денационализацию 65 государственных компаний и банковских групп в течение 5 лет. Вырученная сумма составила более 50 млрд. долларов. Долю иностранного участия во владении ограничили 20%.
Правительство социалистов в Испании распродало более 100 корпораций.
Ускоренные темпы приватизации в Италии и Германии отчасти объясняются нерациональным использованием государственных финансов местными и федеральными властями.
Процессы смены собственников в странах с развитой рыночной экономикой в подавляющем большинстве случаев проводились на платной основе через разные формы купли-продажи имущества, подлежащего приватизации. В постсоциалистических странах применялись и бесплатные ваучерные схемы приватизации. Практически повсеместно перед началом легитимной приватизации по стандартным схемам имел место этап так называемой спонтанной приватизации или «прихватизации».
В России, Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позже Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов. В это время различные группы правящего слоя и криминального бизнеса боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге ваучерная приватизация уже к 1995–1996 годам потеряла привлекательность для населения, так как лучшие объекты уже были приватизированы.
Практически единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии. Граждане этих стран получили ваучеры, которые смогли обменять на акции предприятий или инвестиционных фондов. Причем эти фонды у них не прекратили существование после завершения приватизации, как в России, а превратились в собственников бывшего государственного имущества и сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.
В Польше применяются два метода приватизации – фондовый (когда объектом приватизации является действующее предприятие) и ликвидационный (при котором предприятие приватизируется как совокупность имущества). Трудовые коллективы приватизируемых предприятий пользуются существенными льготами перед другими покупателями.

Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь: состояние и проблемы