3) предприятий как имущественных
комплексов на аукционе;
4) предприятий как имущественных
комплексов по конкурсу;
5) акций открытого акционерного
общества по результатам доверительного
управления [15, с. 4].
Одна из
наиболее распространенных форм
приватизации – публичная продажа
акций населению, при которой
государственное предприятие превращается
в акционерное общество открытого
типа. Продажа акций населению
осуществляется по фиксированной
или конкурсной цене. При продаже
акций по фиксированной цене
возможны завышение и занижение
стоимости имущества. При конкурсной
цене достигается более точная
оценка имущества государственных
предприятий.
Публичная
продажа акций ориентируется
на сбережения населения. Ее главное
преимущество состоит в открытости
и доступности для всех желающих.
Приватизация
не всегда сопровождается продажей
государственного имущества. Нередко
государственная собственность
«разбавляется» частным капиталом,
образуя смешанные предприятия.
Практиковалась также аренда, когда
физические или юридические лица
приобретали часть государственного
имущества в пользование на определенный
период и за определенную плату. Арендатор
получает возможность самостоятельно
организовать производственный процесс,
нанимать персонал, осуществлять контроль
за производством и нести финансовую ответственность
за хозяйственную деятельность предприятия.
Как правило, аренда использовалась для
малорентабельных предприятий с целью
повышения эффективности их работы. В
этих же случаях могла использоваться
такая форма, как заключение контракта
на управление предприятием. Подписание
контракта представляет управляющим полный
контроль над функционированием предприятия
и все необходимые полномочия для эффективного
управления предприятием.
Под продажей
на аукционе понимается такой
способ приватизации, при котором
предприятия государственной собственности
продаются с аукционных торгов
и переходят в собственность
того покупателя, который предложил
самую высокую цену.
Этот способ
приватизации используется в
тех случаях, когда от покупателя
не требуется выполнения каких-либо
условий по дальнейшему использованию
приватизированного предприятия.
Продажа по
конкурсу – это способ приватизации,
при котором покупатель приватизируемого
предприятия определяется на
основе конкурсного отбора. После
оплаты стоимости объекта покупатель
становится его новым собственником.
Этот способ приватизации применяется
в тех случаях, когда от покупателя
требуется выполнение определённых
условий по дальнейшему использованию
предприятия. Для проведения конкурса
необходимо не менее двух покупателей.
Условия конкурса
предусматривают:
- сохранение на определённый
срок профиля предприятия и
обязательств по производству
конкретных видов товаров;
- проведение природоохранных
мероприятий;
- обеспечение безопасных
условий труда;
- сохранение или создание
новых рабочих мест;
- финансирование или порядок
использования в течение определённого
срока объектов социальной сферы,
входящих в имущественный комплекс
предприятия [5, с. 68].
Могут предъявляться
и другие требования по усмотрению
комиссии по приватизации. Выполнение
условий конкурса обязательно.
Право собственности
на объект передаётся победителю
конкурса, предложение которого
отвечает условиям конкурса и
наилучшим образом соответствует
критериям, устанавливаемым органом
приватизации. В качестве критерия
конкурса используются показатели,
определяющие перспективу развития
предприятия. При определении критерия
конкурса учитывается специфика приватизируемого
предприятия.
На аукционах
и по конкурсу, как правило, продаются
в первую очередь небольшие
убыточные и низкорентабельные
предприятия.
Продажа части
акций Открытых Акционерных Обществ
(но не более 10% уставного фонда),
принадлежащих Республике Беларусь
или ее административно-территориальным
единицам акций, задолженность по
финансовым обязательствам которых
в течении 2 лет, предшествующих приватизации
соответствует балансовой стоимости
предприятия или превышает ее
(убыточные предприятия) может быть
осуществлена по результатам
доверительного управления предприятием.
По итогам истечения срока
доверительного управления проводится
конкурс на продажу части акций
[1, с. 83].
Таким образом, не
смотря на то, что приватизация
в Беларуси осуществляется различными
методами, которые дифференцируются
в зависимости от ее объекта
и субъекта, цель приватизации
остается единой – повысить
эффективность работы предприятий.
С каждым годом приватизация
в Беларуси приобретает все
более необратимый характер, что
характерно для стран с переходной
рыночной экономикой.
1.4. Методы определения
стоимости объектов приватизации
Оценка стоимости
объекта приватизации проводится в обязательном
порядке в ходе подготовки предприятия
к приватизации и предназначена для определения:
· суммы выкупа имущества государственного
предприятия, в том числе
имущества, сданного в аренду организации
арендаторов или другим
арендаторам;
· начальной цены продажи на
аукционе или по конкурсу;
· величины уставного капитала
государственного ОАО, образуемого в ходе
приватизации;
· стоимости имущества, передаваемого
безвозмездно без права распоряжения
с
условием гарантий сохранения его целевого
использования;
· стоимости имущества государственного
предприятия, продаваемого или
передаваемого другим субъектам хозяйствования
негосударственной формы
собственности;
· стоимости имущества государственных
предприятий, отдельных зданий,
сооружений, оборудования, транспортных
средств, инвентаря, инструмента и
других материальных ценностей при передаче
их в аренду.
Оценка
стоимости имущества осуществляется исходя
из его наличия и фактического состояния,
устанавливаемого по результатам инвентаризации,
реально складывающихся цен, индекса инфляции,
а также других факторов, оказывающих
влияние на оценочную стоимость.
В состав оцениваемого имущества
предприятия включается:
· площадь земельного участка,
на котором находится приватизируемое
предприятие, а также его технические,
санитарно-защитные и др. зоны, если
они не представлены в пользование другим
юридическим или физическим
лицам;
· основные и оборотные фонды
и вложения;
· денежные средства и прочие
финансовые активы.
В имущественный
комплекс предприятия, подлежащий оценке,
включаются не отраженные в учете по каким-либо
причинам объекты, а именно: временно находящиеся
в капитальном ремонте и модернизации,
на консервации, в запасе или резерве;
объекты, переданные в пользование или
в аренду; не оконченные, не оформленные
актами приемки объекты строительства;
средства, вложенные приватизируемым
предприятием в акции, паи других предприятий
на территории республики и за рубежом;
иные ценные бумаги, вклады, финансовые
вложения, денежные средства на счетах
банков, в том числе за рубежом.
Следует
отметить, что в отечественной и зарубежной
практике оценки стоимости объектов, подлежащих
приватизации, выявилось несколько подходов
— затратный, рыночный и доходный, что
нашло отражение в использовании различных
методов оценки.
Затратный
подход. Согласно затратному подходу стоимость
материальных и нематериальных активов
оценивается по затратам, необходимым
для воспроизводства, или их замены за
вычетом обоснованной поправки на начисленный
износ активов. При этом могут использоваться
следующие методы.
Рыночный
подход. Этот подход основывается на предположении,
что:
· у продавца имущества есть
возможность выбора наиболее выгодных
и
наиболее интересных для него покупателей,
которые могут больше заплатить
за приватизируемые активы; лучше соблюдать
условия послеприватизационного использования
объекта и т.п.
· у покупателя имущества (например,
на аукционе или по конкурсу) тоже есть
возможность из нескольких активов примерно
одинакового назначения и полезности
выбрать тот, который его больше всего
устраивает по качеству, по цене, по длительности
срока службы и т.п.
Доходный подход. Основная идея
этого подхода состоит в том, что экономическая
ценность конкретного приватизируемого
объекта в настоящее время определяется
тем доходом, который можно получить от
его использования в будущем.
2. Необх одимость разгосударствления
и приватизации государственной собственности
как средство перехода к рыночной экономике
2.1 Разгосударствление – основное содержание
преобразований собственности
В последние годы
в социально-экономическом развитии
Республики Беларусь произошли
очевидные позитивные изменения
в области определения правил
ведения бизнеса, направленные на
улучшение делового климата и
повышение инвестиционной привлекательности
нашего государства [16, с.1].
Беларусь находится
на стадии перехода к рыночной
экономике, который требует либерализации
и децентрализации экономики.
Под разгосударствлением
понимают процесс отстранения
государства частично или полностью
(в том числе путем приватизации)
от функций непосредственного
прямого управления хозяйствующими
субъектами [11, с.54].
Разгосударствление
охватывает все формы собственности.
Прежде всего, в рамках самой
государственной собственности
оно проявляется в устранении
ее фактической монополии, «разрешении»
других форм собственности. Сохраняющиеся
государственные предприятия должны
коренным образом изменить характер
своего функционирования, перейти
на условия коммерциализации; отказаться
от форм планового патернализма
(льготы, субсидии, выгодные цены); перейти
на равные с другими формами
условия хозяйствования; широко
использовать в целях большего
динамизма акционерную форму
и др.
В Беларуси
разгосударствление – это процесс
формирования многоукладной, смешанной
экономики, децентрализация управления,
освобождение государства от функций
прямого хозяйственного управления. Однако
разгосударствление не означает, что государство
перестает играть важную роль в рыночной
экономике, уменьшаются лишь масштабы
государственного предпринимательства
[3, с.10].
Основные формы
разгосударствления:
– аренда государственных предприятий;
– преобразование государственных
предприятий в акционерные общества;
– ограничение вмешательства
государства в управление собственностью
[5, с. 46].
В соответствии
с законодательством государственные
организации в процессе приватизации
могут быть преобразованы в
открытые акционерные общества со стопроцентной
долей государства; с участием других,
кроме государства, учредителей.
До октября 2012 года
преобразование государственных
предприятий в акционерные общества
осуществлялось на основании
плана преобразования, утверждаемого
Советом Министров на три года
(Приложение Б).