В Венгрии способы
и порядок приватизации зависят как от
особенностей предприятия (его размеров,
финансового состояния и т.д.), так и от
того, кем инициируется приватизация:
агентством государственного имущества
(т.е. «сверху»), трудовыми коллективами
или внешними инвесторами. Третий путь
считается наилучшим, так как предприятие
продается по конкурсу на наиболее выгодных
для государства и общества условиях.
В Германии (Восточной)
приватизация каждого предприятия осуществляется
по индивидуальной программе.
Причины, особенности, масштабы
и итоги проведения разгосударствления
и приватизации в переходных экономиках
постсоциалистических стран отличаются
от таковых в странах с традиционной и
развитой рыночной экономикой. Главная
особенность состоит в том, что в развитых
рыночных странах приватизации подвергся
государственный сектор, составлявший
от 30% до 50% их экономик (при этом частный
сектор традиционно составлял 50–70%), а
в постсоциалистических странах – до
95% собственности находилось в руках государства.
На Украине начало
преобразований в аграрно-промышленном
комплексе началось с 1991–1992 гг. с принятия
Земельного кодекса, законов «О коллективном
сельскохозяйственном предприятии», «О
формах собственности на землю» и ряда
других нормативно-правовых актов.
К настоящему времени согласно
указам президента Украины «О неотложных
мерах по ускорению реформирования аграрного
сектора экономики» (декабрь 1999 г. и январь
2001 г.) созданы новые агроформирования,
в том числе 47% составляют хозяйственные
общества (в основном общества с ограниченной
ответственностью), 26% – сельхозкооперативы,
21% – частные предприятия, 5% – крестьянские
(фермерские) хозяйства, 1% – другие виды
предприятий.
В Болгарии – существуют
3 формы собственности на землю: государственная,
общинная, гражданская.
В Германии – частная
форма собственности в сельском хозяйстве
составляет около 10%, а крестьянские хозяйства
объединены в кооперативы.
В Китае землепользование
отделено от землевладения. Основу составляют
арендные отношения – более 96% всех субъектов
в сельхозпроизводстве работают на условиях
аренды земли.
Таким образом, анализируя опыт
других стран, можно сделать вывод, что
наиболее жизнеспособными и эффективными
в современном сельскохозяйственном секторе
экономики большинства рыночных стран
являются акционерные общества, сельхозкооперативы,
совместные сельскохозяйственные предприятия,
фермерские хозяйства [11].
3. Перспективы развития процессов
приватизации в республике
3.1 Проблемы приватизации
Процесс приватизации
в Беларуси продвигается очень
медленно. Нет единой всеобъемлющей
стратегии приватизации. В настоящее
время политика приватизации
сведена к приватизации отдельных
предприятий. За последние несколько
лет много аукционов приватизации
закончились безрезультатно [3, с. 21].
Причины медленной приватизации в Республике
Беларусь:
1) Позиция руководства страны
в отношении государственной
собственности предполагает постепенность
и взвешенность ее трансформации.
Государство осторожно подходит
к приватизации особенно крупных
предприятий: лишь в 140 открытых акционерных
обществах государство не имеет
доли, а на примерно 70% ОАО доля
государства составляет более 25%.
2) Пример ускоренной массовой
приватизации в России, имевшей
негативные социально-экономические
последствия.
3) Для погашения приватизационных
чеков не было выделено достаточно
имущества, а выкуп непогашенных
чеков ляжет чрезмерной нагрузкой
на государственный бюджет.
4) Крупные предприятия стоят
дорого, а у местных предпринимателей
не хватает средств. Есть риск подчинения всей политики
приватизации бюджетным потребностям,
то есть только «самые дорогие» предприятия
будут приватизированы, причем только
в ситуации, когда есть инвестор, готовый
купить их по цене, которая подходит государственному
продавцу. Правительство становится не
заинтересованным в приватизации других
госпредприятий, таким образом, оставляя
проблему структуры собственности народного
хозяйства и микроэкономической эффективности
нерешенной.
5) Оценка имущества (балансовая
цена объектов приватизации) зачастую
значительно выше рыночной. Часто переговоры относительно продажи
крупных предприятий стратегическим инвесторам
заканчиваются провалом из-за непомерных
цен, запрашиваемых белорусской стороной.
6) Трудные условия для собственника
(сохранение профиля предприятия,
избыточной численности работников,
содержание социальной сферы).
7) Сдерживание республиканскими
органами преобразования подведомственных
предприятий, так как это «сужает»
сферу влияния отраслевых органов
управления.
8) Слабая профессиональная подготовка
управленческих кадров для работы
в новых условиях.
9) Негативное отношение части
населения к приватизации.
10) Недостаточная информированность
населения, особенно сельского, о
наличии в сбербанках пакетов
акций и о завершении сроков
чековой приватизации [7, с. 211].
К основным проблемам приватизации
государственной собственности в Республике
Беларусь относятся следующие:
- менее значительные объекты
реформируются активнее, чем более
значимые;
- преобразование форм собственности
проходит медленно и отстает по темпам
осуществления процесса приватизации
не только от большинства стран, проводящих
рыночные преобразования, но и от нормативно-законодательных
установок и прогнозных показателей этого
процесса;
- проблема старения производственных
фондов и необходимости их
модернизации, которые требуют притока
инвестиций – прямых и портфельных,
национальных и иностранных [18, с. 36].
Вопросы разгосударствления
и приватизации не теряют актуальности
по причине больших финансовых
затрат государства на поддержание
конкурентоспособности белорусских
государственных предприятий. Приватизация
государственной собственности в соответствии
с законодательством Республики Беларусь
осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества
арендным предприятием;
- продажей объектов на
аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной
доли акций акционерных обществ,
преобразованных из государственных
и арендных предприятий, негосударственным
юридическим и физическим лицом.
Правительство
республики предусматривает путём
приватизации достичь:
- усиления стимулов к
труду, повышение эффективности
производства, деловой активности
предпринимательской деятельности;
- устранения бесхозяйственности,
уменьшения масштабов коррупции
и теневой экономики;
- возрождения общечеловеческих
ценностей.
Учитывая важность
проблемы, правительство республики
осуществляет постоянный контроль
за ходом процесса приватизации.
3.2 Итоги приватизации
Приватизация
в Беларуси началась в 1991 году
с принятием Советом Министров
постановления №360 «О разгосударствлении
экономики и приватизации государственной
собственности Республики Беларусь» и
других нормативных документов по преобразованию
государственной формы собственности.
Уже в 1991 г. было преобразовано 19 предприятий
республиканской и 42 коммунальной собственности
[12, с. 256].
При этом
только три предприятия были
преобразованы в открытые акционерные
общества, в то время как остальные
государственные предприятия тем
или иным способом выкупались.
Для проведения приватизации
в 1992 г. создан Комитет по управлению
госимуществом.
В 1993 году начался
активный процесс реформирования
государственной собственности. Новые
законы определили правовую базу
трансформации собственности в
стране, а к средствам для выкупа
государственного имущества прибавились
именные приватизационные чеки
«Имущество».
В последующие
годы принимались новые нормативные
акты, которые значительно изменили
отношение к приватизации со
стороны руководителей предприятий,
трудовых коллективов и населения,
с одной стороны, и действующие
формальные процедуры по трансформации
собственности – с другой.
Ввиду изменения
отношения правительства к приватизации
и желания контролировать все
материальные и финансовые потоки
в стране, после 1996 г. процесс приватизации
и акционирования резко замедлился.
Согласно оценке
Европейского банка реконструкции
и развития, в 2011 г. доля продукции,
произведенной принадлежащими государству
или предприятиями, контролируемыми государством,
составила 70 % ВВП Беларуси. Этот показатель
почти в два раза выше, чем у России и других
стран-соседок.
В течение
длительного периода времени
выбранная экономическая модель
в Беларуси делала акцент на
механизме государственного регулирования
и предпочитала государственную
форму собственности. Конкурентоспособность
экономики Беларуси поддерживалась
огромными субсидиями из России.
До 2007 г. Беларусь могла развиваться
довольно быстрыми темпами, без каких
бы то ни было структурных реформ и, следовательно,
процесс приватизации игнорировался [3,
с. 18].
В 2008 г. была издана официальная программа
приватизации 155 государственных предприятий,
которые должны были быть проданы в 2008-2010
гг.
Фактически, были
проданы только семь из этого
списка и два дополнительных
предприятия.
В 2011 г. была
объявлена новая программа приватизации
для 244 государственных предприятий на
2011 – 2013 гг. В соответствии с этой программой
правительство запланировало продать
180 малых и средних предприятий в 2011 г.
В действительности только 39 предприятий
из нового списка были проданы за общую
сумму приблизительно USD 43 млн., 893 существующих
предприятий были проданы за общую сумму
USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза – белорусская
газовая инфраструктура и транспортная
компания – за USD 2.5 млрд.
В начале
2012 г. появился дополнительный список
19 больших государственных предприятий,
которые должны быть приватизированы
в 2012 г.
В конечном
итоге, в марте 2012 Президентом было
принято решение о том, что
любое государственное предприятие
может быть приватизировано, при
условии, что инвестор предлагает
высокую цену за активы, что
означает, что инвестор готов
выполнить экономические и социальные
требования (среди прочего увеличение
производственных мощностей и
никаких временных увольнений
в течение первых нескольких
лет). Согласно закону о приватизации,
любое соглашение о приватизации
свыше суммы USD 50.000 должно быть
принято Президентом.
Таким образом,
в Беларуси уже нет плана
приватизации и перечней продаваемых
предприятий, можно приватизировать
любое предприятие, если есть
инвестор, определена цена объекта.
В настоящее время готовятся
проекты распоряжений Президента
по продаже акций некоторых
предприятий на аукционах и
конкурсах. До конца текущего
года ряд объектов планируется
выставить на продажу. За более чем
десятилетний период проявились как положительные,
так и отрицательные итоги разгосударствления
и приватизации. К положительным итогам
можно отнести:
- начался и продолжается процесс формирования
многоукладной экономики с различными
формами собственности и видами предприятий;
- новый, более динамичный и эффективный
характер приобрели взаимоотношения между
предприятиями: на смену директивам и
указаниям из центра приходят самостоятельные
контакты на взаимном интересе и выгоде;
- изменились отношения между предприятиями
и банками, основывающиеся в рыночной
экономике на самостоятельности, самоокупаемости,
с повышением рисков в кредитной политике;
- сложились новые отношения предприятий
с госбюджетом, так как серьезно меняются
источники финансирования предприятий:
от безвозвратных бюджетных субсидий
и дотаций до кредитов на принципах возвратности,
платности, срочности;
- новую роль приобрели страховые учреждения,
которые работают на свой коммерческий
риск.
Отрицательным моменты
разгосударствления и приватизации:
- разгосударствление и приватизация сами
по себе не привели к подъему национальной
экономики;
- они длятся дольше намеченных сроков;
- общество оказалось не готово к приватизации
гласной и под контролем на начальных
стадиях этого процесса;
- иностранные инвесторы составили небольшой
удельный вес в приватизации [9, с. 54].