Роль импортной продукции на алкогольном рынке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 14:02, дипломная работа

Краткое описание

Расходы на алкогольную продукцию остаются одной из наиболее значимых статей в бюджете россиян. На покупку алкогольных напитков (включая слабоалкогольные коктейли и пиво) приходится порядка 6% общих доходов россиян, или порядка 20% общих расходов на продовольствие и напитки (для сравнения, в странах Восточной Европы доля расходов на алкоголь от суммарных доходов не превышает 5%, а в Западной Европе составляет менее 2%). Как показывает статистика GfK RUS, доля потребления алкоголя в России находится на среднем с точки зрения мировых показателей (включая Европу) уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 7
1.1. Мировой рынок алкогольной продукции 7
1.2. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей 13
1.3. Страновая структура производства алкогольной продукции 22
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЮ 28
2.1. Объем производства алкогольной продукции в России 28
2.2. Импорт водки и ликероводочных изделий 38
2.3. Правовое регулирование рынка алкогольной продукции 49
2.4. Проблемы импорта алкогольной продукции в Россию 57
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ 65
3.1. Тенденции и перспективы развития импорта алкогольной продукции 65
3.2. Правовые направления совершенствования импорта алкогольной продукции 69
3.3. Организационные направления совершенствования импорта алкогольной продукции 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
ЛИТЕРАТУРА 84

Вложенные файлы: 1 файл

диплом алкоголь.doc

— 616.00 Кб (Скачать файл)

Все представленные в рейтинге отечественные водочные бренды в 2010 году продемонстрировали отрицательную динамику: это касается и «5 озер» (-1,5%), и «Путинка» (-3%), и «Парламент» (-5%). На этом фоне цифры роста «Ямской» и «Русского стандарта» выглядят вполне внушительно.

На фоне восстановления глобальной экономики мировое потребление вина наконец-то прекратило снижаться, свидетельствуют данные Международной организации винограда и вина (OIV). Правда, в ряде европейских стран — Португалии, Испании, Италии, Греции, переживающих кризис, — потребители вынуждены экономить и меньше пить популярных там вин.

Согласно отчету OIV, в 2010 году в мире было выпито около 236,3 млн. гектолитров (гл) вина. Таким образом, мировое потребление вина осталось на уровне 2009 года, прекратив наконец кризисное падение.

Однако в ряде стран зоны евро, до сих пор переживающих серьезные бюджетные проблемы, потребление вина продолжает уменьшаться на фоне снижения занятости и доходов населения. Так, в Испании, Греции, Португалии безработица находится на крайне высоком уровне (более 20, 14 и 11% соответственно). Кроме того, правительства этих стран были вынуждены принять жесткие меры урезания бюджетных расходов, в том числе сокращения пенсий и зарплат бюджетников.

Так, в Испании в прошлом году потребление вина снизилось на 6%, до 10,6 млн. гл, в Греции — на 2,5%, до 3 млн. гл, а в Португалии — на 1,5%, до 4,4 млн. гл. Самыми пьющими в мире остались французы, выпившие 29,4 млн. гл вина5.

Мировые продажи вина достигли в истекшем году почти 93 млн. гл, что почти на 7% больше, чем годом ранее. «Впервые за последние 15 лет это восстановление связано главным образом с традиционными европейскими странами-экспортерами, а не со странами из Южного полушария и США.

Единственное, что омрачает радость европейских виноделов, это необходимость сокращать производство. Из-за кризиса перепроизводства по настоянию Еврокомиссии ежегодно ведущие страны-экспортеры сокращают площади виноградников. В прошлом году подобное наблюдалось во всех ведущих странах-производителях — Франции, Испании, Италии, Португалии и Греции.

Рост отрасли в первую очередь произошел за счет того, что вина стали популярными в таких странах, как Китай, Индия, Вьетнам, население которых стремится к познанию такого прекрасного напитка, которым является вино.

В европейских странах государство выплачивает виноделам дотации, призывая их сокращать плантации виноградников из-за перепроизводства вина.

Поэтому на рынке вина заметна тенденция роста закупок европейскими виноделами виноматериалов с целью выпуска вин под известными брендами. При этом отметим, что в мире потребления вина стала заметна потребность новых решений и брендов, «чего-то свежего и необычного».

 

 

    1. Классификация алкогольной продукции и предпочтений потребителей

 

Среди множества продуктов, созданных и потребляемых людьми, алкогольная продукция занимает совершенно особое и значительное положение по своему разнообразному влиянию на человеческое общество и общественные отношения. Не являются исключением и налоговые правоотношения, поскольку государство издавна видело в спиртных напитках источник для пополнения казны.

У слова «алкоголь» несколько значений. Во-первых, в специальной литературе под ним имеется в виду одноатомный спирт. Во-вторых, под алкоголем понимают органические соединения, содержащие в молекуле гидроксильную группу - ОН. И наконец, в-третьих, термин «алкоголь» употребляется в качестве синонима вина, спиртного напитка, винного спирта и т.д.6 В последнем значении слово «алкоголь» используется с 1526 г., когда Парацельс ввел его для обозначения винного спирта.

 В настоящее время в российском  законодательстве имеется сразу  несколько различных легальных определений алкогольной продукции. Учитывая положения ст. 15 Конституции РФ, начнем с международных актов.

В Гельсингфорской конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19.08.1925, ратифицированной ЦИК СССР 10.07.1929, поясняется, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие его, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18%...».

Однако современное российское законодательство содержит иное определение алкогольной продукции. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»7 алкогольной признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.

Таким образом, главным критерием алкогольной продукции является наличие в ней этилового спирта, превышающее 1,5% объема готовой продукции.

Кроме того, в Законе № 171-ФЗ используется и составное понятие алкогольной продукции, раскрывающееся через определения ее видов. Выделяются следующие виды алкогольной продукции: этиловый питьевой спирт; спиртные напитки (в том числе водка); вино (в том числе натуральное).

Несколько модифицированное составное понятие алкогольной продукции используется в законодательстве о налогах и сборах.

Так, на основании пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ8 к алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов. При этом пиво названо в качестве самостоятельного подакцизного товара (пп. 4 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Аналогичное понятие алкогольной продукции приведено в п. 3 Списка подакцизных товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект, реализуемый резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 № 1859.

Как видим, ни специальный «алкогольный» Закон, ни НК РФ не относят пиво к алкогольной продукции. Более того, в п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗ прямо указано на то, что действие данного Закона не распространяется на деятельность по производству и обороту пива. Из сферы действия «алкогольного» законодательства также выведена деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. Можно сделать вывод, что такие напитки также не относятся к алкогольной продукции.

Это полностью согласуется с положениями ст. 1 Федерального закона от 07.03.2005 № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»10 о том, что в пиве содержание этилового спирта может быть и меньше 1,5% объема готовой продукции, т.е. у пива отсутствует главный критерий для отнесения его к алкогольной продукции.

Отметим, что в международно-правовых актах пиво также не рассматривается в качестве алкогольной продукции. Так, в соответствии с Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков11 пиво не классифицируется как алкогольный напиток, а в Гельсингфорской конвенции прямо указано, что пиво не включается в число алкогольных товаров.

Однако в силу ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»12 пиво отнесено к алкогольной продукции.

Вместе с тем, учитывая, что последним из названных законов регулируются достаточно специфичные отношения (в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека), следует признать, что в целях налогообложения пиво к алкогольной продукции не относится.

В специальной литературе приводятся различные основания классификации алкогольной продукции13. Но, несомненно, большую ценность имеет нормативная (легальная) ее классификация.

Анализ гл. 22 НК РФ и Закона № 171-ФЗ показывает, что законодательство в целях налогообложения разделяет все спиртные напитки на три категории:

1) с объемной долей этилового спирта до 9% включительно;

2) от 9 до 25% включительно;

3) свыше 25%.

В налоговом праве Гонконга в зависимости от содержания этилового спирта все алкогольные напитки подразделяются на две категории: крепостью менее 30% и более 30%14.

Такая классификация (в зависимости от объемной доли этилового спирта) имеет огромное практическое значение. В частности, в зависимости именно от содержания этилового спирта в алкогольной продукции:

    • установлены размеры налоговых ставок (п. 1 ст. 193 НК РФ);
    • предусмотрена обязанность по маркировке алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками (п. 2 ст. 12 Закона № 171-ФЗ);
    • отличаются надписи на федеральных специальных марках15;
    • на федеральных специальных марках указывается или не указывается предельная вместимость тары алкогольной продукции16;
    • формируется заявка о фиксации в Единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, маркируемой федеральными специальными марками17;
    • применяется различный цвет федеральных специальных марок18;
    • присвоены коды бюджетной классификации и т.д.19

В зависимости от содержания этилового спирта все алкогольные напитки подразделяются на группы, которые в свою очередь, в зависимости от используемого сырья и технологии, делятся на подгруппы:

    • высокоалкогольные (до 96 % об.) — этиловый спирт;
    • крепкие (3...65 %об.) — водки, ром, виски, коньяки;
    • среднеалкогольные (9...30 % об.) — ликероводочные изделия, вина;
    • слабоалкогольные (1,5...8 %об.) — пиво, коктейли, винные напитки.

Подгруппы делятся на виды, разновидности и отдельные наименования. Классификационными признаками являются применяемое вспомогательное сырье (например, набор пряностей и ароматических растений для бальзамов) или специфичные технологические приемы (выдержка в дубовых бочках коньяков, рома, виски). Зачастую название основного компонента вспомогательного сырья положено в основу наименования соответствующего алкогольного напитка.

В зависимости от наличия и продолжительности выдержки все алкогольные напитки можно подразделить на три группы:

    • без выдержки — этиловый спирт, водки;
    • с кратковременной выдержкой (до 1 мес.) — ликероводочные изделия;
    • с длительной выдержкой (от 3 мес. до 10 лет и более) — коньяки, вина, ром, виски, джин.

Водка представляет собой крепкий алкогольный напиток, полученный обработкой специальным адсорбентом водно-спиртовой смеси крепостью 40...45, 50% и добавлением различных ингредиентов (сахар, инвертный сироп, мед, лимонная кислота, перманганат калия, гидрокарбонат натрия, ацетат натрия и др.) или без них, с последующей фильтрацией.

В соответствии с ТН ВЭД России водки относятся к товарной позиции 2208, где она определяется как «водка, получаемая в результате дистилляции перебродившего сусла из сельскохозяйственного сырья (например, злаков, картофеля) и иногда подвергнутая дальнейшей обработке активированным или древесным углем».

Субпозиции водки (2208 60 — водка) имеют следующие коды:

♦ с концентрацией спирта 45,4% об. или менее в сосудах емкостью:

- 2 л или менее - 2208 60 1100; - более 2 л-220860 1900;

♦ с концентрацией спирта более 45,4 % об. в сосудах емкостью:

- 2 л или менее - 2208 60 9100; - более 2л-220860 9900.

До недавнего времени ассортимент отечественных водок был ограничен действующими стандартами и ТУ. В основном производилась водка Московская особая, Столичная (40, 50 и 56%). Несколько позднее стали выпускать водку «Пшеничную», «Русскую», «Сибирскую», «Петровскую» и др.

К обыкновенным относятся водки, являющиеся водно-спиртовыми смесями. К ним относятся водки: Обыкновенная, Старорусская, Экстра, Пшеничная, Сибирская водка крепостью 40, 50, 56 % об.

Водки в зависимости от технологии производства и состава в соответствии с ГОСТ Р 51355-99 подразделяют на водки, водки особые. Некоторые авторы представляют также водки витаминизированные.

По использованию основного сырья — пищевого этилового спирта — все водки можно разделить на водки, приготовленные с использованием спирта «Высшей очистки», «Экстра», «Люкс», «Альфа» и «Супер», «Базис»; по составу и оформлению — на водки обычные и класса «Премиум».

В перспективе, в связи с появлением на Российском рынке экзотических водок, полученных на фруктовых спиртах, классификация водок расширится и разделится на водки зерновые (крахмального сырья) и фруктовые.

По техническому регламенту ЕС все водки подразделяются на водки зерновые и плодовые, с добавлением ароматических добавок из натурального сырья и на ароматизаторах идентичных натуральным.

Информация о работе Роль импортной продукции на алкогольном рынке России