Сельское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда.

Содержание

Введение
1.Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции
2.Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
3.Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

 

     Основными причинами спада сельскохозяйственного производства являются:

1. Финансовая  неустойчивость отрасли, обусловленная   нестабильностью  рынков сельскохозяйственной  продукции,  сырья и продовольствия, диспаритетом цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией.

2. Недостаток  у сельскохозяйственных товаропроизводителей  собственных средств  для  формирования оборотных и обновления  основных фондов.

3. Малодоступность  кредитов, необходимых для обновления  основных фондов и формирования  оборотных средств, вызванная  просроченной задолженностью по  кредитам и задолженностью по  налоговым платежам.

4. Зарастание  сельскохозяйственных угодий кустарником  и мелколесьем, вызванное отсутствием денежных средств, необходимых для расширенного воспроизводства.

5. Снижение  плодородия почв из-за небольших  объемов известкования и фосфоритования, применения минеральных удобрений, разрушения мелиоратив-ных систем.

6. Неудовлетворительное  техническое и технологическое  обеспечение большинства сельскохозяйственных  организаций района, высокая степень  износа  материально-технической  базы.

7. Уровень  бюджетной поддержки не позволяет  компенсировать потери от инфляции  и  диспаритета цен, своевременно и в полном объеме пополнять оборотные средства.

8. Дефицит квалифицированных кадров специалистов и работников массовых профессий, вызванный низким  уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Цели  и задачи  развития сельского  хозяйства района на 2012-2016 годы.

      Основные цели Программы - создание  условий эффективной работы сельскохозяйственных  организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных  хозяйств населения, достижение  роста  производства основных  видов сельскохозяйственной продукции,  укрепление экономики аграрного  сектора, создание более благоприятной  инвестиционной среды  в сельском  хозяйстве, повышение устойчивости  развития сельских территорий.

       Приоритетным направлением сельскохозяйственного производства   в 2012-2016 годах считать развитие отрасли животноводства.

       Для достижения  поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

  1. Воспроизводство и повышение эффективности использования  земель сельскохозяйственного назначения, увеличение доли фактически используемой пашни в общей площади пашни района.
  2. Создание условий для развития отраслей растениеводства и животноводства, увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции, формирование молочного и мясного скотоводства, совершенствование   льноводства.
  3. Содействие технической и технологической модернизации  сельского хозяйства, строительство и реконструкция производственных объектов, обновление парка сельскохозяйственной техники.
  4. Концентрация земельных участков  из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей  в собственности  поселений и обеспечение эффективного управления  земельными участками, поступившими в  муниципальную собственность.
  5. Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство, финансовое оздоровление и реорганизация убыточных сельхозпредприятий, увеличение удельного веса прибыльных хозяйств в общем  числе.
  6. Повышение кадрового потенциала АПК района, способного обеспечить эффективное функционирование отрасли в современных условиях.
  7. Повышение доступности кредитов и займов для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребительской кооперации и граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.
  8. Создание предпосылок устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, личных подсобных хозяйств, содействие развитию сельскохозяйственного и несельскохозяйственного малого бизнеса, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

 

 

Показатели  развития сельского хозяйства на 2012-2016 годы

 

Целевые индикаторы

2010

год

факт

2011

год

оценка

2012

год

2013

год

2014

год

2015

год

2016

год

Индекс физи- ческого объема продукции сельского хозяйства в % к 2011 году - всего

 

 

 

 

 

90,6

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

106,5

 

 

 

 

 

117,6

 

 

 

 

 

121,5

 

 

 

 

 

123,5

 

 

 

 

 

125,0

Производство сельскохозяйственной  продукции в хозяйствах всех категорий, тонн

Зерно (после доработки)

12568

25514

24037

24930

26107

27200

29750

Картофель

4631

10000

8800

9000

9300

9400

9500

Овощи - всего

1600

1600

1600

1605

1650

1700

1720

Льноволокно

16

125

110

120

130

135

140

Молоко

5561

4931

5543

5703

5874

5950

6000

Скот и птица (реализация в живом  весе)

1588

1501

1518

1573

1777

1800

1818

Яйца, млн.шт.

118947

108578

128002

154002

155002

155500

156000

в  т.ч. с/х предприятий, тонн

Зерно (после доработки)

10361

23102

21597

22380

23387

24200

26400

Картофель

3

           

Овощи - всего

5

           

Льноволокно

16

125

110

120

130

135

140

Молоко

855

758

1370

1530

1701

1775

1825

Скот и птица (реализация в живом  весе)

498

484

501

551

755

770

780

Яйца, млн.шт.

116415

106576

126000

152000

153000

153500

154000


 

 

Показатели  экономического развития отрасли на 2012-2016 годы

 

 

Показатели

Ед. изм.

2011 г. 

оценка

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Доля  фактически используемой пашни  в общей площади пашни *

%

24,5

27,1

30,2

33,3

38,7

44,0

Удельный вес прибыльных  сельхозорганизаций в общем числе

%

63

85

85

92

92

92

Рост (снижение) объема  производства скота и птицы в живом весе в хозяйствах всех категорий к  предыдущему году

%

94,5

101,1

103,6

112,9

101,3

101,0

Рост (снижение) объема  производства молока в  хозяйствах всех категорий к предыдущему году

%

88,7

112,4

102,9

102,8

101,3

100,8


 

* Доля фактически  используемой пашни в общей  площади пашни  района  рассчитана  с учетом  ввода  земель ООО  «Агропромышленная компания»

 

 

 

Проблема функционирования сельского  хозяйства и производства качественной сельскохозяйственной продукции 

Как отмечалось ранее, предметом аграрного  права является прежде всего определенная совокупность общественных отношений, непосредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и реализацией. Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, от состояния которой зависит обеспечение населения продуктами питания, а промышленности — сырьем. Именно сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности на контрактной основе выполняют заказы на закупку и поставку товарной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (См.: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»). Товарной — значит, по качеству соответствующей государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым усло­виям, устанавливаемым государственными контрактами.

Проблемы функционирующего сельского  хозяйства — это проблемы национальной безопасности, в частности продовольственной  независимости страны (продовольственной  безопасности). Одними из составляющих продовольственной безопасности являются качество и безопасность пищевой продукции.

Вопросы качества продовольствия непосредственно  связаны со здоровьем населения  — важным фактором развития страны.

В Российской Федерации за последние  годы по данной проблеме принят пакет  нормативных правовых актов'. Например, Федеральные законы от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»2, от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки»3, от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»4; и другие акты, регламентирующие качество и безопасность пищевых продуктов посредством:

- применения мер государственного  регулирования в области обеспечения  качества и безопасности пищевых  продуктов;

- проведения субъектами, осуществляющими  деятельность по про­изводству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохи­мических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации;

- проведения производственного  контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов;

- применения мер по пресечению  нарушений требований нормативных  документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности к лицам, виновным  в совершении указанных нарушений.

Производители обязаны предоставлять  покупателям или потребителям, а  также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную  информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.

Федеральные органы исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора (Государственный ветеринарный надзор направлен на разработку вете­ринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства.) обеспечивают граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и др. информацией о качестве и безопасности пищевых продуктов, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, о подтверждении их соответствия требованиям нормативных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пищевых продуктов.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ст. 10) «О защите прав потребителей»2 содержит специальную норму об информации о товарах, которая должна содержать:

- сведения об основных потребительских  свойствах товаров в отношении  продуктов питания;

- сведения о составе (в том  числе наименование использованных  в процессе изготовления продуктов  питания пищевых добавок, биологически  активных добавок, о наличии  компонентов, полученных с применением  генно-инженерно-модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 0,9%);

- пищевой ценности, назначении, об  условиях применения и хранения  продуктов питания, о дате и  месте изготовления и об упаковке (расфасовке) продуктов питания,  а также сведения о противопоказаниях  для их применения при отдельных  заболеваниях. Перечень товаров,  информация о которых должна  содержать противопоказания для  их применения при отдельных  заболеваниях, утверждается Правительством  РФ.

Совершенствование процесса производства сельскохозяйственной продукции невозможно без материального (морального) стимулирования, поскольку производство качественной продукции влечет за собой значительные дополнительные затраты.

В целях увеличения объема производства и реализации качественной продукции  крайне необходимо экологизировать весь процесс выращивания растениеводческой и животноводческой продукции, изыскивать новые подходы, например, предоставляя производителям кредитные и налоговые льготы.

 

На процесс производства продукции  сельского хозяйства влияют как  естественные (природные) факторы, так  и особенности правового положения  субъектов отношений по ее производству — производителей. Это предопределяет необходимость выработки новой  концепции форм влияния государства  на производство качественной продукции  с учетом его перспективного развития, сочетая механизмы публично-правового  и частноправового регулирования.

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных  прав граждан на охрану здоровья и  благоприятную окружающую среду  является обеспечение санитарно-эпидемиологического  благополучия населения.

В Законе № 52-ФЗ (ст. 15) перечислены  санитарно-эпидемиологические требования к продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и технологиям их производства.

Пищевые продукты должны удовлетворять  физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное  воздействие.

Информация о работе Сельское хозяйство