Сельское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда.

Содержание

Введение
1.Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции
2.Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
3.Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье в процессе их производства, хранения, транспортировки  и реализации населению должны соответствовать  санитарным нормам.

3.  Производство, применение (использование)  и реализация населению новых  видов (впервые разрабатываемых  и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным нормам.

Граждане, индивидуальные предприниматели  и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых  добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарные правила и  проводить мероприятия по обеспечению  их качества.

Не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность  для человека пищевые продукты, пищевые  добавки, продовольственное сырье, немедленно снимаются с производства или реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье должны быть использованы их владельцами в  целях, исключающих причинение вреда  человеку, или уничтожены.

Продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации и предназначенная  для реализации населению, не должна: оказывать вредное воздействие  на человека и среду обитания; допускаться  к ввозу на территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии ее санитарным нормам.

Отдельные виды продукции, которые  впервые ввозятся на территорию Российской Федерации и перечень которых  устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию нашей  страны подлежат государственной регистрации.

Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к  продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок продукции.

Отдельные статьи Закона № 52-ФЗ регулируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими  организмами и их токсинами, в  том числе условия работы в  области генной инженерии (обязательность санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам и государственная регистрация  веществ и продукции). Статья 44 Закона посвящена государственному санитарно-эпидемиологическому  надзору.

Порядок государственного надзора  и контроля в области обеспечения  качества и безопасности пищевых  продуктов предусмотрен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре  и контроле в области обеспечения  качества и безопасности пищевых  продуктов»1. В постановлении помимо органов и учреждений Государственной  санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным  санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам пищевой ценности пищевых продуктов, безопасности пищевых продуктов, перечислены  другие органы исполнительной власти, выполняющие функции в данной области. Например, на органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации возложен государственный  ветеринарный надзор за соответствием  ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:

- пищевых продуктов животного  происхождения (мяса и мясопродуктов,  молока и молокопродуктов, сырых  яиц и продуктов их первичной  переработки, рыбы и морепродуктов,  меда и продуктов пчеловодства);

- условий заготовки пищевых  продуктов животного происхождения,  подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию  Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;

- пищевых продуктов животного  и растительного происхождения  непромышленного изготовления и др.

Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании Федерального закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и в соответствии с Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденными приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 481 осуществляет   государственную   регистрацию   лекарственных средств для животных.

Зарегистрированные в установленном  порядке лекарственные средства для животных включаются в Реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, который на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 2008 г. № 450 находится в ведении Министерства сельского хо­зяйства РФ.

Цель ведения реестра — государственный  контроль за безопасным использованием кормов, полученных из модифицированных организмов.

В случае выявления негативного  воздействия корма, полученного  из модифицированных организмов, на здоровье животных, подтвержденного проведенной  в установленном порядке экспертизой, государственная регистрация корма  может быть аннулирована Федеральной  службой по ветеринарному и фитосанитарному  надзору (с соответствующей записью  в реестре).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и  его территориальные органы производят государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием  государственным стандартам, например: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при  ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке  и поставке.

С 1 ноября 2005 г. контроль качества зерна  и продуктов его переработки  при ввозе в Российскую Федерацию  и вывозе из нее осуществляют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

В полномочия Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по техническому регулированию  и метрологии и др. входят меры по обеспечению взаимодействия, усилению и повышению эффективности государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью продукции при ее изготовлении и обороте.

Улучшение качества сельскохозяйственной продукции является национальной проблемой  всех государств независимо от их политического  и экономического строя. Поэтому  в Основных направлениях агропродовольственной  политики Правительства РФ на 2001-2010 годы, во исполнение Плана первоочередных мероприятий по реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК», производство качественной сельскохозяйственной продукции — первостепенная задача.

Постановлением Правительства  РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной  программе развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» одобрена программа  по развитию сельского хозяйства, основными  целями которой являются: повышение  конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, сохранение и  воспроизводство используемых в  сельскохозяйственном производстве земельных  и других природных ресурсов.

 

Наряду с действующим Федеральным  законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сельскохозяйственное производство остро нуждается в  стандартах на технологические операции для комплексного управления качеством  продукции, в разработке модели экологически устойчивого аграрного производства на основе системы мер по предотвращению деградации земель, системы экологических ограничений землепользования и землевладения, мер по охране земель при различных формах земельной собственности3. Экологическое (биологическое, органическое, альтернативное) сельское хозяйство — одно из направлений сельского хозяйства, при котором не используются генно-модифицированные организмы, синтетические химические удобрения и средства защиты. Все процессы производства в соответствии с сертификатом обеспечивают замкнутый цикл при достижении природо- и ресурсосберегающего эффекта.

 

Сертифицированное экологически чистое сельское хозяйство практикуется в  десятках стран мира и является одним  из самых быстрорастущих сегментов  аграрного рынка. По потреблению  экологических продуктов сельского  хозяйства на душу населения мировыми лидерами являются Швейцария и США. Самыми большими площадями под экологическое  сельскохозяйственное производство располагают  Австралия, Аргентина и Китай1.

 

В настоящее время не существует общепринятой международной классификации  нового рынка экологически безопасной продукции, охватывающей все сферы  производства и услуг. 32 страны имеют  утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию. В России есть международный  экологический фонд, который ведет  лишь Реестр производителей и поставщиков  натуральной и безопасной экологической  продукции.

 

В связи с повышением спроса на экологически чистую сель­скохозяйственную продукцию в Европе к 2010 г. 30% сельскохо­зяйственных земель планируется использовать под органическое земледелие. В настоящее время более 10% австрийского сельского хозяйства — органическое. Органическое сельское хозяйство — наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике и единственный растущий сектор в экономике Великобритании, в которой существует 445 органических ферм (в Англии и Уэльсе). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического земледелия занимает 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органического земледелия составляет 25 млрд долл. в год.

 

XXI. век объявлен веком биотехнологий,  однако реальных достижений в  сфере агробиотехнологий, производстве экологически чистой продукции растениеводства в России пока немного. Следует ожидать, что начавшийся в последние годы рост сельскохозяйственного производства даст мощный импульс биотехнологическим инновациям, поскольку именно инновации в мировом сельском хозяйстве и пищевой промышленности давно стали решающим конкурентным преимуществом транснациональных корпораций.

 

Другими словами, производство качественной сельскохозяйственной продукции зависит  от здоровой земли', чистого воздуха, чистой воды и многих других факторов. Только совместными усилиями возможно решение глобальной комплексной  международной проблемы — производство качественного продовольствия.

 

2.Инструменты и направления  государственного регулирования  рынка сельскохозяйственной продукции

Оценивая  современное состояние аграрного  законодательства Республики Беларусь на фоне развития других отраслей права  можно констатировать его статичность  и неразвитость. Конкретно для  отрасли имеется 5 законов и ряд  Указов и Декретов Республики Беларусь. К Законам относится: "О приоритетном социально-культурном и экономическом  развитии села и агропромышленного  комплекса"(1991г.), который носит  чисто декларативный характер и  принят без учета необходимости  разработки механизмов по реализации объявленных приоритетов; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве(1991г.), ряд положений  которого вступают в противоречии с  принятым позже Гражданским кодексом Республики Беларусь; "О племенном  деле в животноводстве"( 1994г.); "О ветеринарном деле"( 1994г.); "О патентах на сорта растений"( 1995г.); "О семенах"(1997г.), которые регламентируют исключительно технологические аспекты агропромышленного производства.

Поскольку аграрное право является скорее производной  отраслью по отношению к другим традиционным отраслям права, то ряд общественных отношений в АПК регулируется широким спектром и других законодательных  актов. С вступлением в силу нового Гражданского кодекса Республики Беларусь в 1999г. очевидным стала неопределенность юридического статуса подавляющего большинства субъектов предпринимательской  деятельности в агропромышленной сфере: колхозов, совхозов, части реформированных  предприятий, государственных предприятий  республиканской и коммунальной собственности и крестьянских(фермерских) хозяйств.

Принятые  в развитие Кодекса Декрет Президента Республики Беларусь №11 от 16 марта 1999г., № 22 от 16 ноября 2000г. и Указ Президента республики Беларусь №49 от 2 февраля 2001г. об утверждении Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного кооператива) не внесли полной ясности в перспективы  дальнейшего правового развития сельскохозяйственных организаций и их адаптации к формирующейся рыночной среде. Возможности по кооперации и интеграции с предприятиями других сфер АПК ограничиваются еще действующим в настоящее время Законом СССР "О кооперации" (1988г.). Проект Закона об адаптации сельского хозяйства к рыночным условиям обсуждался в парламентских комиссиях, но до настоящего времени не принят.

Управление  предприятием представляет собой деятельность соответствующих органов и должностных  лиц, направленную на обеспечение эффективного использования материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов в целях получения прибыли, удовлетворения социальных и экономических интересов  работников предприятия. Субъектами управленческих правоотношений являются органы управления, должностные лица, трудовой коллектив. Работники предприятия обладают лишь управленческой правоспособностью, которую могут реализовать через  участие в собраниях, выборах, которые  являются основной формой осуществления  полномочий трудового коллектива предприятия.

Объектом  управленческих правоотношений выступают  производственные процессы, имущественные  и социальные отношения в коллективе. Управление осуществляется на основе сочетания принципов коллегиальности  и единоначалия.

Так, собственник  мог осуществлять управление непосредственно, через уполномоченный орган управления предприятием, но субъектом управленческих отношений мог выступать трудовой коллектив. В настоящее время  применяются общие положения  Гражданского кодекса, в соответствии с которым органом управления является руководитель, который назначается  собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему  подотчетен. [1]

Информация о работе Сельское хозяйство