Сельское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда.

Содержание

Введение
1.Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции
2.Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
3.Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

 

Важным направлением совершенствования земельного законодательства должно также стать максимальное использование возможностей, предоставленных  Гражданским Кодексом в сфере  регулирования земельных правоотношений, например, возможности передачи по наследству права аренды земельного участка, что актуально для крестьянских (фермерских) хозяйств, передачи в залог  права аренды земельных участков.

 

Нуждается в  развитии и институт аренды земель сельскохозяйственного назначения, учитывая, что для сельскохозяйственных предприятий исключается право  собственности на землю .

 

Кроме того, необходимо разработать серию законодательных  и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие республиканских структур в лице Минсельхозпрода, продуктовых  комплексов, концернов, холдингов, агропромышленных объединений и предприятий АПК  по производству и сбыту продукции, формировании и поддержанию продуктовых  рынков, улучшению удовлетворения потребительского спроса. В данной ситуации немаловажное значение имеет принятие закона "О  продуктовых подкомплексах и агропромышленных объединениях", который бы определил права и обязанности различных вертикально-горизонтальных объединений и их членов по производству и переработке сельхозпродукции.

 

В целом настоятельно требуется надлежащее развитие аграрного  или сельскохозяйственного законодательства как отрасли в целом. Действующее  законодательство в области сельского хозяйства нуждается в унификации и систематизации. Существует объективная необходимость в принятии унифицированных нормативных актов в сфере государственного регулирования агропромышленного производства, поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, обеспечения продовольственной безопасности, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, создания стабильного механизма кредитования сельскохозяйственных предприятий, и в первую очередь, долгосрочного кредитования, обеспечения развития различных отраслей сельскохозяйственного производства (семеноводства, растениеводства, животноводства, пчеловодства и т. п.)

 

Среди негативных факторов, влияющих на положение дел  в агропромышленном комплексе страны, - отсутствие благоприятного инвестиционного  климата для частного инвестора, отсутствие рынка ценных бумаг и  финансовых посредников, отсутствие гарантий собственности на интеллектуальный труд, неразвитость инновационного бизнеса, невозможность получения коммерческих доходов от чисто инновационной  деятельности.

 

Актуально сегодня  законодательное регламентирование  правоотношений собственности в  АПК, и в том числе государственной  собственности, где должны быть оговорены  специфические права товаропроизводителей, собственников, владельцев, пользователей  и государства относительно новых  форм собственности и хозяйствования, особенно применительно к кооперативным  формам и акционерным обществам, в которых имеется государственное  имущество. Данное законодательство должно стать составной частью специального кооперативного и акционерного права  Республики Беларусь, которое следует  разработать по примеру экономически развитых стран.

 

Необходим также  комплекс республиканских законов  и нормативных актов, которые  бы определяли взаимодействие государства  и других заинтересованных структур на информационном рынке АПК, их права  по сертификации рыночной информации, регулированию функционирования информационных сетей, соблюдению коммерческой тайны, поддержанию нравственности, объективности  и чистоты информации, выработке  правил раскрытия конфиденциальной информации и т. п.

 

Нынешнее  состояние экономики и процессы развития ее в условиях рыночных отношений  требуют не только от государственных  структур, но и от общества в целом  поиска рациональной, эффективной системы  ведения сельского хозяйства.

 

[13. С.108-124]

3. Рынок земли  в РБ. Особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.

Обретение республикой  независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.

 

Согласно  Закону Республики Беларусь «О праве  собственности на землю» 1993 г. и Кодексу  Республики Беларусь о земле 2005 г., собственность  на нее выступает в государственной  и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Этими законами государственная собственность сохранена для ведения крупного товарного сельского хозяйства, частная разрешена для ведения всех видов личных подсобных хозяйств (ЛПХ) населения, т. е. для развития мелкотоварного и любительского сельского хозяйства. С 1993 г. доля первой сокращается, второй -увеличивается. На них приходится соответственно примерно 80 и 20% общей площади сельхозугодий республики. [5 С.2]

 

Таким образом было положено начало созданию нормативно-правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана правомерность существования частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.

 

Известно, что  Беларусь при общественной собственности  на землю и сельхозпредприятия к 1990 г. по производству зерна, молока, мяса и картофеля в расчете на душу населения (см. табл.) вышла на одно из первых мест в мире. И по производству яиц и льноволокна на душу населения  мы также были в числе первых! Занимая менее 1,7% сельхозугодий  бывшего СССР, Беларусь к 1990 г. довела свою долю в общесоюзном производстве: зерна - почти до 4%, картофеля - 15, льноволокна - 25, мяса - 6, молока - почти 7%. В 1986-1990 гг. среднегодовой темп прироста производитель-Производство зерна, молока, мяса и картофеля на душу населения в 1990 г., кг

 

 

 

 

Перспективные направления развития агропромышленного  комплекса Республики Беларусь

 

Перспективы перехода Республики Беларусь к рынку  связываются с преобразованиями отношений собственности, надеждами  на постепенный отход государства  от концепции командно-административной экономики, адаптацию организаций  АПК к новым условиям, развитие рыночной инфраструктуры, инвестиционных процессов и т.д. На этом фоне ввиду различия интересов происходит рост экономической обособленности организаций АПК, что, в свою очередь, ставит под сомнение необходимость функционирования комплекса как единого объекта государственного регулирования и управления в перспективе.

Происходит  организационное рассеивание сектора: часть организаций АПК, подведомственных Министерству сельского хозяйства  и продовольствия как главному отраслевому  органу государственного управления, уходят под юрисдикцию других органов. Например, Концерн "Белпищепром" и концерн "Белмелиоводхоз" сегодня напрямую подчинены Совету Министров Республики Беларусь. Но в тоже время, при нынешних темпах и прогрессе аграрных реформ в Беларуси, АПК как организационное оформление вертикальной интеграции сельского хозяйства с тяготеющими к нему отраслями, остается по-прежнему актуальным.

Принятие  Программы совершенствования АПК  Республики Беларусь на 2001-2005гг. (одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 2001г, №256) представляет собой  попытку государства развить  в будущем пятилетии идею межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. В соответствии с целью данной Программы, ориентирующей на повышение  эффективности и роста объемов  агропромышленного производства, совершенствование  экономических отношений между  юридическими лицами в АПК рассматривается  в качестве одной из задач, обеспечивающих ее достижение.

В январе-мае  2011 г. в хозяйствах всех категорий производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 9,3 трлн. рублей и увеличилось по сравнению с январем-маем 2010 г. в сопоставимых ценах на 2,9%. (показано на рисунке 3.1). [21]

 

Рисунок 3.1 - Динамика производства продукции сельского хозяйства по Республике Беларусь (в сопоставимых ценах в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, объем производства продукции  за этот период увеличился на 4,1%.

На 1 июня 2011 г. всего заготовлено кормов из трав 315,5 тыс. тонн кормовых единиц, что на 22% меньше, чем на 1 июня 2010 г. Сенажа заготовлено 979,4 тыс. тонн (на 21,2% меньше), силоса – 96,7 тыс. тонн (на 54,9% меньше), сена – 46 тыс. тонн (на 45,2% больше). В январе-мае 2011 г. в хозяйствах всех категорий реализовано скота и птицы на убой (в живом весе) 613,5 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем за аналогичный период 2010 года, произведено молока – 2638,2 тыс. тонн (на 0,8% больше), яиц получено 1587,6 млн. штук (на 7,1% больше). [21]

По сравнению  с январем-маем 2010 г. производство мяса и яиц в хозяйствах всех категорий увеличилось во всех областях, производство молока снизилось в Минской и Могилевской (на 1% в каждой).

В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, производство (выращивание) скота и птицы за этот период составило 601 тыс. тонн, что на 6,8% больше, чем за аналогичный период 2010 года, молока – 2418,9 тыс. тонн (на 2,5% больше), яиц 1071,5 млн. штук (на 10,2% больше). В структуре производства (выращивания) скота и птицы (в живом весе) удельный вес крупного рогатого скота составляет 42%, свиней – 30%, птицы – 28%. В январе-мае 2011 г. удельный вес реализованного молока от его производства по республике составил 85,6% против 83,6% за январь-май 2010 г. [21]

Однако  на сегодняшний день наряду с положительными тенденциями наиболее актуальными  проблемами аграрного законодательства Республики Беларусь, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали:

  • неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского(фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;
  • неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;
  • неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле (1999г.), Законом о санации и банкротстве (2000г.) положений применительно к сфере АПК;
  • отсутствие четкого законодательного оформления: агропромышленного производства как объекта государственного регулирования и управления; баланса функций государственных органов управления и организаций АПК при реализации агропродовольственной политики, а также методов ее осуществления; правил поведения сторон в трансакциях государства и организаций;
  • неурегулированность ряда экономических отношений возникающих в процессе интеграции агропромышленного производства;
  • большой удельный вес временных и локальных (ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.

Законодательными  актами, формирующими основу государственного регулирования агропромышленного  производства, призванными служить  делу аграрной реформы в Беларуси могли бы стать: Закон или равный ему по правовой силе законодательный  акт "О государственном регулировании  агропромышленного производства в  Республике Беларусь". Этим нормативно-правовым актом необходимо согласовать юридическое  и экономическое понимание таких  базовых организационных категорий, как "агропромышленное производство", "государственное регулирование  агропромышленного производства", "сельское хозяйство", "производитель  сельскохозяйственной продукции"и ряд других.

Уточнение понятийного аппарата должно быть положено за основу при последующем совершенствовании  нормативно-правовой базы. Требуют  четкой регламентации вопросы государственного регулирования в сфере агропродовольственной  политики; финансирования агропромышленной сферы; ценообразования, кредитования, расчетов и страхования; внешнеэкономической  деятельности; государственной поддержки  научной деятельности и развития социальной сферы села.

Сегодня уже разработан и представлен  для рассмотрения Парламентом Республики Беларусь Проект данного нормативно-правового  акта. Несмотря на декларативный характер отдельных положений, изложенных в  нем и требующих дальнейшей разработки механизмов по их реализации в подзаконных  актах, его принятие имело бы по истине огромное значение для прогресса аграрной реформы в Беларуси.

Закон "О  сельскохозяйственной кооперации и  интеграции в Республике Беларусь"В Законе необходимо предусмотреть весь механизм создания и функционирования кооперативов, а также возможности по их внутренней и внешней интеграции с другими организациями АПК, ее потенциальные формы и комбинации на договорной основе или в различного рода объединениях. Следует учесть многоготраслевой характер АПК и то, что в процесс интеграции могут быть включены юридические лица различных организационно-правовых форм и видов деятельности.

Закон или  равный ему по правовой силе законодательный  акт "О реорганизации сельскохозяйственных организаций". Считаем нецелесообразным принятие ряда норм, регламентирующих реформирование, трансформацию и  реструктуризацию отдельных организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций. Выходом из создавшейся ситуации могло бы стать принятие одного закона, как это сделано например, в Украине - Закон Украины "О сельскохозяйственном предприятии" (1996г.). Данным законом следовало бы учесть особенности создания, функционирования и ликвидации всех видов сельскохозяйственных предприятий, предусмотреть конкретные меры и сроки по их оздоровлению.

Информация о работе Сельское хозяйство