Сельское хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Переход на новые формы хозяйствования сделал необходимым формирование аграрного рынка труда. Становление сельскохозяйственного рынка труда в стране, приобретение им цивилизованной формы и управляемости предполагает разработку и проведение научно обоснованной государственной политики занятости сельского населения; создание инфраструктуры рынка аграрного труда; информированность сельского населения и его мобильность в выборе места трудовой деятельности; использование современных методов регулирования аграрного рынка труда.

Содержание

Введение
1.Основные проблемы и особенности производства сельскохозяйственной продукции
2.Инструменты и направления государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции
3.Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

главная.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

В колхозе  все органы управления и должностные  лица являются выборными и сменяемыми, при этом высшим органом управления является общее собрание членов колхоза, а правление, председатель и ревизионная  комиссия ему подотчетны. Высший орган управления колхозом – общее собрание членов колхоза или собрание членов уполномоченных. Перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, не является исчерпывающим.

Только  общее собрание вправе решать следующие  вопросы: принятие устава, внесение в него изменений и дополнений; избрание органов управления – председателя, правления, ревизионной комиссии; прием в члены кооператива, выход и исключение; принятие локальных нормативных актов; определение размеров вступительных и паевых взносов, порядка распределения доходов, утверждение планов деятельности; реорганизация, прекращение деятельности кооператива. [2]

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость  присутствия государственного регулирования  в аграрной сфере. Субъекты предпринимательской  деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать  на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость  урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения.

Государство берет на себя функции регулирования  отношений, складывающихся на продовольственном  рынке. Характерной чертой белорусской  практики управления АПК является отождествление понятий «государственное регулирование» и «государственное управление». Однако следует иметь в виду, что между  данными категориями прослеживаются четкие различия.

Существует  два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная  и достаточно жесткая налоговая  политика, которая позволяет государству  успешно решать его социальные  задачи, а также перераспределять  часть национального дохода в  целях более сбалансированного  развития производительных сил  общества:

2) создание  наиболее благоприятных условий  хозяйствования в приоритетных  отраслях экономики, развитие  которых дает наибольшую выгоду  обществу в целом.

Государственные органы вправе назначать и снимать  с работы руководителей организаций  государственной формы собственности  согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности. В такой ситуации председатель колхоза так и останется зависимым скорее не от избирающих его колхозников, а от райисполкома. [2]

В связи  с регламентацией правового положения  колхоза не общим, а специальным  нормативным правовым актом, а именно - Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2001 № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения  деятельности колхозов (вместе с "Примерным  уставом колхоза (сельскохозяйственного  производственного кооператива)")», целесообразно правовой режим имущества  сельскохозяйственных предприятий  и правовое регулирование трудовых отношений рассмотреть именно на примере сельскохозяйственного  производственного кооператива  – колхоза.

В сельском хозяйстве до 90-х гг. правовое регулирование  имущественных отношений осуществляется путем совмещения двух форм собственности: государственной и колхозно-кооперативной. Государственная собственность  рассматривалась в качестве ведущей, как собственность всего народа, возникшая в результате национализации.

Особенности колхозно-кооперативной собственности  были связаны с особенностями  внутренней организации управленческих отношений в колхозах, в основе которой лежали отношения членства. Колхозно-кооперативная собственность характеризовалась как групповая и принадлежала каждому колхозу в отдельности, возникала как результат добровольного отказа крестьян от личной собственности и передачи ее в общую.

В настоящее  время признается равенство государственной  и частной форм собственности. Изменились и правовые отношения собственности  на землю, и, как результат, существенным образом расширилась сфера имущественных  отношений с участием сельскохозяйственных предприятий.

Имущество колхоза составляют его основные фонды и оборотные средства, а  также акции и иные ценные и  приравненные к ним бумаги. Для  осуществления своей деятельности колхоз создает, планомерно использует и пополняет основные и оборотные  фонды. Кроме того, в целях заинтересованности членов колхоза в улучшении использования  фондов, повышении экономической  эффективности производства часть  вновь создаваемых за счет собственных  средств основных фондов, как в  натуральном, так и в денежном выражении, может зачисляться в  специальный фонд - долевой фонд членов колхоза. Средства этого фонда  в денежном выражении распределяются между членами колхоза и зачисляются  на их личные счета пропорционально  конкретному трудовому вкладу. На эти средства из чистого дохода ежегодно начисляются проценты, размер которых  определяется общим собранием (собранием  уполномоченных) членов колхоза.

Основные  и обротные фонды, кроме созданных за счет средств паевых взносов, имущественных вкладов, долевого фонда, являются неделимыми. Они не подлежат распределению между членами колхоза и используются только по целевому назначению по решению общего собрания (собрания уполномоченных) членов колхоза. Право распоряжаться имуществом, произведенной продукцией и денежными средствами колхоза принадлежит только колхозу - его органам управления.

Членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16-летнего возраста, признающие Устав колхоза и принимающие  личное трудовое участие в его  деятельности. С лицом, принятым в  члены колхоза, заключается трудовой договор (контракт) о приеме на работу, на него заводится членская книжка и трудовая книжка. Все работы в  колхозе выполняются как личным трудом его членов, так и граждан, работающих в колхозе по трудовому  договору (контракту).

Член  колхоза имеет право пользоваться имуществом колхоза, в том числе  колхозными сенокосами и пастбищами, средствами механизации и транспортом, для личных нужд в установленном  в колхозе порядке, получать в  колхозе долю дохода (прибыли) или  продукции, подлежащих распределению  на его денежные и имущественные  взносы, а также средства долевого фонда, если это предусмотрено Уставом  колхоза.

Доходы, получаемые членами колхоза ежегодно в виде процентов, накапливаются  на их личных счетах, заносятся в  членскую книжку и используются по усмотрению самих членов колхоза. При  выходе на пенсию за членом колхоза  пожизненно сохраняется его часть  в долевом фонде, на которую начисляются  проценты, или по желанию члена  колхоза выплачивается денежная сумма в размере стоимости  его части долевого фонда. [2]

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий  вывод: все члены колхоза обязаны  принимать трудовое участие в  деятельности колхоза, следовательно, каждый член колхоза является его  работником. В то же время для  выполнения работ могут привлекаться другие лица, работающие в колхозе  по трудовому договору (контракту). Однако, говоря о праве работников на часть имущества сельскохозяйственного  предприятия, подразумевается именно право его членов на часть имущества.

 

1. Теоретические основы экономического механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства

Экономический механизм представляет собой совокупность методов и рычагов экономического воздействия на товаропроизводителей с целью усиления мотивации их производственной и инвестиционной деятельности. Основные элементы экономического механизма – цены, налоги, кредит, бюджет, страхование.

 

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства  на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и  продовольствия. А также на производственно-техническое  обслуживание и материально-техническое  обеспечение АПК [3,с.229].

 

Задачами государственного регулирования  являются стабилизация и повышение  эффективности агропромышленного  производства, обеспечение продовольственной  безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание  экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.

 

Государственное регулирование сельскохозяйственного  производства осуществляется по следующим  основным направлениям:

 

дотирование производства продукции  животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды;

 

дотирование племенного животноводства. элитного семеноводства. производства гибридных семян кукурузы. подсолнечника и сахарной свеклы;

 

компенсации части затрат на электрическую  и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов; минеральных удобрений и средств химической защиты растений;

 

финансирование государственных  мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;

 

формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции  и продовольствия;

 

поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;

 

защита интересов отечественных  товаропроизводителей при осуществлении  внешнеэкономической деятельности;

 

развитие науки и осуществление  научной деятельности в сфере  агропромышленного производства;

 

развитие социальной сферы села.

 

В условиях становления рыночных отношений  экономическими рычагами государственного регулирования являются:

 

цены – целевые, гарантированные (защитные), залоговые;

 

налоги – льготные, дифференцированные;

 

кредит – льготный, товарный, поддержка  процента по ссудам коммерческих банков;

 

бюджет – ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;

 

интервенция сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – закупочные и товарные;

 

страхование – частичная уплата страховых взносов;

 

таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

 

аграрное законодательство [3,с.230]

 

Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство практически всей продукции животноводства и отдельных видов продукции  растениеводства убыточно, то есть рыночная цена ниже себестоимости. Поэтому  возникает необходимость гарантированных  цен, устанавливаемых органами государственной  власти на уровне, обеспечивающем хотя бы минимально допустимую рентабельность производства.

 

В настоящее время в стране активно  используются такие ценовые рычаги централизованного регулирования  АПК, как установление закупочных цен  на продукцию, реализуемую в счет государственного заказа, применение предельных отпускных цен на социально  значимые товары, контроль применения торговых надбавок, также применяются  и иные меры – ограничение темпов увеличения отпускных цен в соответствии с прогнозным индексом инфляции, регулирование  цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на аграрных рынках.

 

Основными проблемами, связанными с  несовершенством ценового регулирование, являются низкий уровень доходов товаропроизводителей для ведения расширенного воспроизводства, неспособность сформировать собственные фонды развития, а также нестабильность цен.

 

Регулирование ценообразования - воздействие  на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных  органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно – финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования. Косвенное воздействие на ценообразование осуществляется посредством кредитного, налогового тарифного регулирования. Это обусловлено потребностями обеспечения продовольственной безопасности страны

 

Основой экономических отношений  на рынке сельскохозяйственной продукции  сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения. Однако в ряде случаев в целях  регулирования рынка продукции  и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить  гарантированные и целевые цены.

 

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие применяются, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству по квотам и др.

 

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается  органами государственной власти. Гарантированная  цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки  получение доходов, достаточных  для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период. Гарантированные цены являются разновидностью государственных тарифов, включая затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Информация о работе Сельское хозяйство