Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 05:17, курсовая работа
Цель данной работы выявить проблемы и определить основные направления оптимизации применения упрощенной системы налогообложения на примере индивидуального предпринимателя Лапшиновой Т.С. Исходя из цели определим следующие задачи выпускной квалификационной работы:
раскрыть экономическую сущность и правовую базу упрощенной системы налогообложения;
изложить порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, основные элементы упрощенной системы налогообложения;
оценить результаты применения и перспективы развития упрощенной системы налогообложения в России;
дать организационно-экономическую характеристику индивидуальному предпринимателю Лапшиновой Т.С.;
описать применение упрощенной системы налогообложения индивидуальным предпринимателем;
выявить проблемы и определить основные направления оптимизации применения упрощенной системы налогообложения.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 Нормативно-правовые и экономические вопросы при применении упрощенной системы налогообложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1 Сущность упрощенной системы налогообложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..6
1.2 Условия перехода на упрощенную систему. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
1.3 Учет и отчетность при упрощенной системе налогообложения. . . . . . . . . 21
2 Анализ практики применения упрощенной системы налогообложения ИП Лапшиновой Т.С.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.1 Организационно-экономическая характеристика индивидуального предпринимателя Лапшиновой Т.С.. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
2.2 Практика применения УСН ИП Лапшиновой Т.С.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.3 Анализ правильности выбора оптимального режима налогообложения ИП Лапшиновой Т.С . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . .
10) Государственная пошлина3
11) Таможенная пошлина 4
12) Транспортный налог. Декларация по транспортному налогу, предоставляется только организациями являющимися плательщиками налога сдается в налоговую инспекцию до 1 февраля.
13) Земельный налог. Декларация по земельному налогу сдается до 1 февраля.
14) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
15) Водный налог.5
16) Налог на добычу полезных ископаемых. Сравнительный анализ упрощенной системы налообложения и общей налоговой системы приведены ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Сравнительный анализ УСН и общей системы налогообложения
Налог |
УСН |
Общая система налогообложения |
Налог на прибыль |
--- |
20 % |
НДС |
--- |
10%, 18% |
Налог на имущество |
--- |
максимально 2.2% |
Страховые взносы в пенсионный фонд |
14% - в 2010 году; 26% - с 01.01.2011 г. |
14% - в 2010 году; |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
0% - в 2010 году; |
2,9% |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование |
0% - в 2010 году; |
3,1% - в 2010 году; 5,1% - с 01.01.2011 г. |
Налог, уплачиваемый при УСН |
6% от доходов (минус сумма
страховых взносов в |
--- |
Прочие налоги |
Согласно законодательству |
Налоги, уплачиваемые приупрощенной системе налогобложения в качестве налогового агента:
1)НДФЛ;
2) Налог на прибыль организаций - выплата дивидендов юридическим лицам. При выплате дивидендов физическим лицам организация не является налоговым агентом по налогу на прибыль, поэтому требование налоговых инспекций сдавать декларации по прибыли является незаконным.
3) НДС. Декларация по НДС, в случае, если организация является налоговым агентом по НДС сдается в налоговую инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Упрощенная система налогообложения задумывалась в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Об этом не раз заявляли и высшие органы государственной власти.6
По сравнению с действовавшей ранее существующей системой упрощенное налогообложение имеет некоторые преимущества, например количественное снижение суммы налогов, уплачиваемых предприятиями, применяющими УСН. Круг предприятий, которые могут перейти на упрощенную систему налогообложения, значительно расширился. Вследствие чего, значительно увеличился уровень денежных поступлений, при достижении которого предприятия теряли право на применение УСН. Уменьшилось количество видов предприятий, которые не могут применять УСН по роду своей деятельности. Если по старому законодательству применять УСН могли фирмы, численностью не более 15 человек, то теперь предел средней численности работников в размере 100 человек. Ликвидирован несправедливый запрет на применение УСН организациями, созданными на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий.
Фирмы также получили право сами выбирать вид налогообложения по УСН, что тоже является косвенным снижением налогового бремени. Было отменено приобретение патента на применение УСН. При этом поступление налогов в бюджетную систему страны увеличилось, за счет возрастания количества предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Для перехода на УСН достаточно подать заявление о переходе, указать размеры своих доходов и предоставить расчеты о стоимости основных средств и нематериальных активов. Ликвидированы условия о наличии патента, отсутствии задолженности по налогам и сборам и т.д.
Для уплаты УСН достаточно подать декларацию с расчетом суммы авансовых или итоговых платежей по упрощенному налогу. Не требуется предварительно предоставлять в налоговые органы расчет доходов по УСН, выписку из книги доходов и расходов и т.д.
К достоинствам УСН для фирм можно отнести значительную экономию на налогах и налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;
УСН предусматривает освобождение от обязанности по уплате налогов на прибыль и на имущество организаций, а также ЕСН единый налог исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.7
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них УСН означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.
УСН предусматривает право не вести бухгалтерский учет за исключением основных средств и нематериальных активов.
Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету. В связи с тем, что упрощенная система представляет собой особый вид организации и ведения учета, положения большинства нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, применяемых при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе бухгалтерского учета основных принципов управленческого и налогового учета является необходимым условием полезности данной системы для субъектов малого бизнеса.
К недостаткам УСН, в частности, относят вероятность утраты права работать по УСН.
Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизируемого имущества и т.п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения. При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения.
Еще один недостаток - отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения. Перед переходом на УСН необходимо восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям
Перечень затрат, которые учитывают при расчете УСН, является закрытым. Поэтому фирмы, применяющие УСН, при выбранном объекте налогообложения «доходы минус расходы» не смогут отразить многие затраты.
Из перечня расходов, учитываемых при налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы. Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая сохраняет старый режим учета.
У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности.
Введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1% от величины доходов), не позволяет низко рентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль в размере 24% им более выгодна.
При выборе системы налогообложения «доходы минус расходы» предприятиям трудно отстаивать подтверждение расходов, влияющих на уменьшение налоговой базы, в спорах с налоговыми органами.
Подводя итоги главы, отметим, что упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе при всех ее существующих недостатках в целом способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.
При введении современной системы упрощенного налогообложения в РФ был обобщен мировой опыт развития малого предпринимательства. При этом можно отметить такие преимущества перед аналогичными системами упрощенного налогообложения развитых стран как более низкие налоговые ставки, возможность выбора различных систем упрощенного налогообложения. Отметим также, что в некоторых странах переходной экономики (например, в Украине) отсутствуют налоговые системы аналогичные российской упрощенной системе налогообложения. Среди положительного опыта применения упрощенной системы налогообложения в странах с переходной экономики отметим систему налогообложения республики Казахстан в которой предприниматели при применении упрощенной системы налогообложения имеют большую возможность выбора.
1.2 Условия перехода на упрощенную систему
Упрощенная система налогообложения не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется в случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации [1]. Применять УСНО могут только те организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным ст. 346.12 и ст. 346.13 [1]. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ в 2010-2012 не превысил 45 млн. рублей.8
Лимит для перехода на Упрощенку (по данным Минфина): для применения УСН с 01.01.06 лимит дохода за 9 месяцев 2005 года - 15 млн. руб
для применения УСН с 01.01.07 лимит дохода за 9 месяцев 2006 года - 16,980 млн. руб. (15 млн. руб. х 1,132)
для применения УСН с 01.01.08 лимит дохода за 9 месяцев 2007 года - 18,615 млн. руб. (15 млн. руб. х 1,241)
для применения УСН с 01.01.09 лимит дохода за 9 месяцев 2008 года - 20,100 млн. руб. (15 млн. руб. х 1.34)
для применения УСН с 01.01.10 лимит дохода за 9 месяцев 2009 года - 43 428 077,21 руб. (15 млн. руб. х 1.538 х 1,34 х 1,241 х 1,132)
для применения УСН с 01.01.11 лимит дохода за 9 месяцев 2010 года - 45 млн. руб.
для применения УСН с 01.01.12 лимит дохода за 9 месяцев 2011 года - 45 млн. руб.
Величина предельного размера
доходов организации, ограничивающая
право организации перейти на упрощенную
систему налогообложения, подлежит индексации
на коэффициент - дефлятор, устанавливаемый
ежегодно на каждый следующий календарный
год и учитывающий изменение потребительских
цен на товары (работы, услуги) в
Российской федерации за предыдущий
календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы,
которые применялись ранее. Коэффициент
– дефлятор определяется и подлежит официальному
опубликованию в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор:
2006 - 1.132 Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 года N 284
2007 - 1.241 Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 360
2008 - 1.34 Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2007 года № 357
2009 - 1.538 Приказ Минэкономразвития России от 12 ноября 2008 года № 395