Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Proekt Strategii social'no-jekonomicheskogo razvitija Privolzhskogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Необходимы комплексные, системные  меры поддержки малых сельских хозяйств – основы продовольственной безопасности округа и страны в целом.  На смену перекупщикам сельхозпродукции должны прийти кооперативные центры переработки и продажи.

В целях создания кооперативных центров переработки и продажи сельхозпродукции предполагается сформировать:

агропромышленные центры (комплексы, компании, фирмы), имеющие необходимые перерабатывающие мощности, логистические центры, оптово-розничные рынки, транспортную службу, ремонтное хозяйство;

агропромышленные бизнес-центры с  представительствами основных поставщиков техники, удобрений, средств защиты растений;

информационно – консультационные центры и другие элементы инфраструктуры.

Повышение финансовой устойчивости сельского  хозяйства будет осуществляться за счет мер по расширению доступа  сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 50%; завершения работ по межеванию земельных участков с их кадастровой оценкой и включения земли в залоговые операции как средства привлечения инвестиционных ресурсов в агробизнесе.

В целях развития рыночных механизмов необходимо шире развивать современные  онлайновые механизмы продажи сельскохозяйственной продукции и материально-технических  ресурсов для села.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате развития агропромышленного  комплекса будут созданы предпосылки для устойчивого развития сельских территорий, в том числе за счет развития социальной и инженерной инфраструктуры села, обеспечения улучшения жилищных условий в сельской местности. Особое внимание будет уделяться повышению обеспеченности сельского населения южных и юго-восточных регионов Приволжья питьевой водой (не менее 70% населения) и природным газом (не менее 60% населения).

Получат развитие агропромышленные кластеры, использующие новейшие технологии  в сельскохозяйственном машиностроении,  производстве и переработке продуктов питания, современные системы земледелия и животноводства. Научный потенциал подразделений российской академии медицинских наук, ориентированный на обеспечение емкого внутреннего рынка, позволит осуществлять взаимное развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности с ориентацией на решение проблемы питания, внедрение стандартов натурального типа питания и т. д.

Потребуется инвестиции в пищевые и перерабатывающие предприятия для обновления технологического оборудования, внедрения международной системы качества, разработки брендов, увеличения объемов и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

На территории округа необходимо создать сети маркетинговых центров по внедрению на российском и зарубежном рынке продукции агропромышленного кластера округа.

 

 

 

4.6. Строительство

 

Общая характеристика

 

Строительная отрасль и отрасль  строительных материалов  
в Приволжском федеральном округе достаточно развиты. В строительном комплексе округа занято более одного миллиона работающих. Основной рынок сбыта продукции строительных материалов и спрос на жилищное строительство в докризисный период имели тенденцию к росту, что было  
в значительной степени лимитировано техническими и инвестиционными возможностями отрасли строительных материалов.

 

Основные проблемы

 

Основными проблемами развития отраслей строительства  
и строительных материалов являются низкий спрос на недвижимость в целом и на жилье в частности из-за его недоступности большинству населения,  
в том числе из-за высоких ставок на ипотечные кредиты, а также недостаточный объем инвестиций в развитие производства современных строительных материалов, высокая степень износа основных фондов и оборудования действующих производств.

Также одной из проблем  строительной отрасли является недостаточный уровень использования механизмов государственно-частного партнерства, направленного на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основной целью развития отраслей строительства и строительных материалов является рост эффективности производства и производительных сил, в том числе увеличение объемов строительной продукции и обеспечение потребностей жилищного строительства, а также потребностей внутреннего  
и внешнего рынка стройматериалов.

Основными задачами развития отраслей строительства и строительных материалов являются модернизация и строительство новых производств  
по выпуску строительных материалов, а также внедрение в строительстве и производстве строительных материалов энерго- и ресурсоэффективных технологий.

Особое внимание  будет уделено  индустрии бюджетного, быстровозводимого,  доступного по стоимости малоэтажного жилья, в том числе проектам создания заводов по производству малоэтажных  быстровозводимых домов заводской готовности.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития отраслей строительства  и строительных материалов станут:

реализация межрегиональных инвестиционных проектов в строительстве и в отрасли строительных материалов  позволит восстановить наметившийся в докризисный период рост потребления, а также осуществить масштабные инвестиционные федеральные и региональные программы в дорожном, промышленном и жилищном строительстве, направленные на развитие регионов и округа в целом;

развитие государственно-частного партнерства с целью обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой будет способствовать снижению стоимости жилья, осуществлению строительства новых производств по выпуску строительных материалов и внедрению энергоэффективных технологий в производство строительных материалов.

4.7. Лесопромышленный  комплекс

 

Общая характеристика

 

Лесопромышленный комплекс является важным хозяйственно-экономическим  сектором Приволжского федерального округа. Возможности лесопромышленного комплекса округа во многом определяются богатыми сырьевыми ресурсами и достаточно развитым рынком труда в этой отрасли. Значительным преимуществом лесопромышленного комплекса округа является широкий рынок сбыта продукции (близость крупных городов Центрального федерального округа и Приволжского федерального округа, возможность экспорта продукции средних и высоких переделов в страны Европы, Центральной Азии, Ближнего Востока).

В Приволжском федеральном округе основными точками роста лесного комплекса станут предприятия по глубокой переработке древесины  
в Кировской области, Нижегородской области, Пермском крае, Республике Башкортостан и Удмуртской Республике.

 

Основные проблемы

 

Основными проблемами в развитии лесного  комплекса, сдерживающими экономический  рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, являются:

недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, слабый контроль за использованием лесов и недостаточный объем  лесохозяйственных мероприятий, обусловленный  низким техническим уровнем и дефицитом кадрового состава;

недостаточное развитие мощностей  по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.

Основные факторы, обусловившие появление  проблем в развитии лесопромышленного комплекса, следующие:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта при слабо развитой инфраструктуре отдаленных от транспортных узлов лесных территорий;

низкий исполнительский и технический уровень лесохозяйственных работ, а также высокий уровень нелегального оборота древесины.

недостаточная емкость внутреннего рынка лесобумажной продукции, обусловленная низким уровнем покупательной способности населения  
на протяжении 15-ти последних лет;

недостаток мощностей по глубокой переработке древесины, способных переработать в конкурентоспособную продукцию низкокачественную, лиственную и тонкомерную древесину, а также древесные отходы лесозаготовок и деревообработки, использование устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью;

недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность и общее технологическое отставание от мирового уровня  
с отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов в лесном комплексе.

 

Основные цели, задачи и направления развития

 

Основными целями стратегического развития лесопромышленного комплекса в Приволжском федеральном округе являются:

обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;

удовлетворение потребностей внутреннего  рынка в высококачественной и  конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства;

снижение доли импортируемой продукции  на внутреннем рынке;

повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;

обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Вышеуказанные цели сформулированы в  соответствии с инновационным сценарием, который является наиболее предпочтительным для развития лесного комплекса.

Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов, повышение  уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья, развитие материально-технической базы лесного хозяйства на площадях, не переданных в аренду;

научно-инновационное развитие и  кадровое обеспечение лесного хозяйства  и лесной промышленности;

развитие инфраструктуры в регионах для реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов;

оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду.

Приоритетными направлениями развития лесного комплекса в период  
до 2020 г. являются:

развитие мощностей по глубокой механической, химической  
и энергетической переработке древесины;

организация рационального, многоцелевого, непрерывного  
и неистощительного использования лесов;

создание лесохозяйственного кластера, обеспечивающего развитие деревообработки, мебельного производства, производства столярных изделий  
в направлении комплексного использования лесных ресурсов на принципах рационального лесопользования, увеличения глубины переработки древесины, модернизации целлюлозно-бумажной промышленности, развития производства строительных и мебельных заготовок.

 

Ожидаемые результаты

 

Результатами развития лесопромышленного  комплекса станут:

реализация крупных межрегиональных  инвестиционных проектов в сфере лесного хозяйства;

эффективное использование сырья на основе современных энерго-  
и ресурсоэффективных технологий по  глубокой  переработке древесины;

создание новых рабочих мест в лесопромышленном комплексе;

обеспечение максимально полного  использования отходов производства (в том числе виде древесного топлива для развития малой биоэнергетики).

За пределы округа будет вывозиться в основном готовая продукция, что позволит добиться максимальной эффективности лесопромышленного комплекса. Лесопромышленный комплекс увеличит свой вклад в процесс формирования бюджетов разных уровней.

4.8. Легкая  промышленность

 

Общая характеристика

 

В Приволжском федеральном округе в 2009 году произведено 12,3%  
от общероссийского объема производства обуви, 36,3% мехов и изделий из натурального меха, 73,6% юфтевых кожтоваров, 37,9% жестких кожтоваров, 82% искусственных мягких кож, 89,5% пленочных материалов,  
63,4% товарного выпуска однониточной шерстяной пряжи, 16% шерстяных тканей, 65% штапельной пряжи из химических волокон, 28,9% шелковых тканей, 93% тканей из химических волокон, 78% трикотажного полотна,  
31% трикотажных изделий, 30% чулочно-носочных изделий, 18% швейных изделий.

В Приволжском  федеральном округе среди отраслей легкой промышленности особо выделяются льняная (города Нижний Новгород и  
Димитровград), шерстяная (города Ульяновск и Пенза), кожевенная и кожевенно-обувная (города Ульяновск, Богородск, Киров), меховая и овчинно-шубная (города Казань и Слободской), ковровая (г. Димитровград).  
В городах Горбатове и Саранске производятся пенька и шпагат, в г. Чебоксарах расположен крупный хлопчатобумажный комбинат. Во многих городах развита швейная и трикотажная промышленность. В г. Оренбурге ткут шелковые и автомобильные ткани, производят искусственный мех.

 

Основные проблемы

 

Основными системными проблемами отраслей легкой промышленности, требующими скорейшего  решения, являются:

техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;

низкий уровень инновационной  и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности товаров, в низкой доле  
«ноу-хау» и инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынке;

высокий удельный вес импорта, ставший  причиной усиления стратегической и  товарной зависимости  от зарубежных стран;

отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, выражаемое в обострении конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями;

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года