Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.
Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..
Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2012 гг. представлены в Приложении А.
Поскольку государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей, то для изучения его динамики понадобится рассмотреть динамику доходов и расходов по отдельным статьям.
Стоит отметить, что основную долю доходов консолидированного бюджета (около 90 %) занимают налоговые поступления (Приложение Б).
Рисунок 2.2 Структура доходов консолидированного бюджета за 2011-2012 гг.
Примечание – Источник [19, с. 2].
Согласно рисунку 2.2. за 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18%. Неналоговые доходы за 2012 год составила 19,6 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличились на 2,6% в реальном выражении.
Рисунок 2.3. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РБ за 2011-2012 гг.
Примечание – Источник : собственная разработка на основании источника [19, с. 2].
На основании рисунка 2.3. можно утверждать, что формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.
Поступление доходов в течение года имеет неравномерный характер (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
Примечание – Источник: [19, с. 3].
Из графика видно, что основная доля доходов приходится на конец года – декабрь-месяц. Также высока доля доходов, поступающих в апреле, июле, октябре. Это можно объяснить тем, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые поступления. Отметим, что налоговая система республики совершенствуется путем снижения налоговой нагрузки, в том числе постепенно перестраиваясь на поквартальную уплату налогов. Следовательно, доля доходов в месяце, следующем за отчетным кварталом, значительно выше, чем в остальные.
Далее перейдём к анализу расходов государственного бюджета Республики Беларусь. Бюджетная политика в 2012 году была направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.
Рисунок 2.5 – Структура расходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг.
Примечание – Источник: [19, с. 4]
Согласно рисунку 2.5 основную долю расходов консолидированного бюджета за 2011 - 2012 гг. занимают национальная экономика, образование, общегосударственные расходы. Рост бюджетных расходов на национальную экономику обусловлен, главным образом, исполнением обязательств по компенсации процентов по кредитам банков реальному сектору экономики.
Далее рассмотрим расходы бюджета согласно экономической классификации.
Рисунок 2.6 Экономическая классификация расходов консолидированного бюджет, в % к итогу
Примечание – Источник: [19, с. 5].
По экономической классификации основную долю в расходах занимают заработная плата и начисления на зарплату работников бюджетного сектора – 44,3 трлн. руб. По сравнению с 2011 годом такие расходы увеличились на 17,9% в реальном выражении, составив 28,6% от общего объема бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 34,2 трлн. руб. бюджетных средств, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6%.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.
Доходная часть консолидированного бюджета формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы.
При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
Основными задачами в области политики расходов бюджета является сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики, обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, реализация программы жилищного строительства, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей
Управление
внешним государственным долгом
Республики Беларусь осуществляется в
соответствии с Бюджетным Кодексом
Республики, законом о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год и Указом Президента Республики
Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об
утверждении Положения о
Основными кредиторами Беларуси являются Международный валютный фонд, Россия, Германия, США, Международный банк реконструкции и развития (рисунок 2.7).
Рисунок 2.7 - Географическая структура внешнего долга Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка по данным [22].
Внутренний государственный
Обслуживание внутреннего государственного долга предполагает выплату процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности [6, с.157].
Внутренний государственный долг с начала 2012 года увеличился на 980,6 млрд. рублей, по состоянию на 1 ноября 2012 года составив 18,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей. Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году обусловлено ослаблением курса белорусского рубля и эмиссией государственных долгосрочных облигаций. По состоянию на 1 января 2013 года внутренний государственный долг составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей.
Для Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации актуальным является вопрос о регулировании размеров внешнего долга. В приложениях В и Г представлены основные абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь, а также его структура в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за период 2010-2013 гг..
Внешний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 12,0 млрд. долларов США при установленном лимите 14,3 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 209,9 млн. долларов США.
Несмотря на привлечение кредитов МБРР, АКФ ЕврАзЭС и банков Китая, увеличение внешнего государственного долга по сравнению с началом 2012 года незначительно, что обусловлено погашением части основного долга по кредиту «стэнд-бай» МВФ, а также погашением дебютного выпуска облигаций Республики Беларусь, размещенных на территории Российской Федерации [20].
Размер внешнего государственного долга постоянно меняется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам (таблица 2.3).
Таблица 2.3 - Внешний государственный долг Республики Беларусь, млн. долларов США
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | |||
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
01.01.2012 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) |
7 77,8 |
9 486,2 |
12 332,1 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
261,3 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
12 593,4 |
Примечание – Источник: [20].
Так, на 01.01.2011 г. внешний долг
страны увеличился по отношению к
аналогичному периоду 2010 г. на 1 795,8 млн.
долл. США, а с 01.01.2011г. по 01.01.2012г. –
на 2 906,2 млн. долл. США. Основным источником
образования внешней
Лимиты внешнего и внутреннего государственного долга ежегодно устанавливаются законом о республиканском бюджете. На 2013 год утверждены: лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 34 трлн. рублей; лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 14,3 млрд. долларов США С каждым годом планируемый показатель внешнего долга увеличивается по сравнению с предыдущим годом. Но реальный внешний долг Республики Беларусь ниже запланированного показателя. Лимит внутреннего долга также меняется в сторону увеличения из года в год.
Для того,
чтобы сделать вывод о
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ, млн. долларов США
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу РБ (млн. долл. США) | ||||
Показатели кредитоспособности |
Норматив МБРР |
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
01.01.2012 г. |
- отношение внешнего госдолга к экспорту товаров и услуг, % |
220 |
31,8 |
32,5 |
39,3 |
- отношение внешнего госдолга
к валовому внутреннему |
50 |
15,5 |
17,8 |
20,6 |
- отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг, % |
25 |
1,3 |
2,6 |
3,6 |
Примечание – Источник: [20]
Согласно таблице 2.5, не смотря на, казалось бы, огромные размеры внешнего долга, показатели кредитоспособности гораздо ниже нормативов, что, конечно, дает право делать вывод о том, что размеры государственного долга Беларуси не являются катастрофичными. Но также заметен и их постоянный рост, связанный с привлечением дополнительных ресурсов в Республику Беларусь и соответственно ростом внешнего долга.
Анализируя структуру валового внешнего долга по секторам экономики, можно отметить, что наибольший удельный вес занимают долговые обязательства других секторов и сектора органов государственного управления (приложение В). При этом, за последние пять лет наблюдается рост доли внешних обязательств Правительства Республики Беларусь. На 1 июля 2012 года внешний долг сектора государственного управления сложился в объеме 12,7 млрд. долларов (38,3 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала года на о,3 млрд. долларов (на 2,7%). На 1 июля 2012 года внешний долг других секторов уменьшился на 3,7% и составил 13,6 млрд. долларов (40,9% валового внешнего долга страны).
В структуре валового внешнего долга Республики Беларусь в последнее время наблюдается устойчивая тенденция смещения сроков заимствования от краткосрочных к долгосрочным обязательствам. На 1 июля 2012 года в общем объеме валового внешнего долга долгосрочные обязательства на срок выше одного года составили 59,3 % или 19,7 млрд. долларов, и увеличились за январь-июнь 2012 года на 64,2 млн. долларов, или на 6,6 % и сложились в размере 13,5 млрд. долларов (40,7%). Структура валового внешнего долга по срокам погашения представлена на рисунке 2.8:
Рисунок 2.8 - Структура валового внешнего долга по срокам погашения
Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга