Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

г)     первоначальные размеры внешнего долга  незначительны;

д)  первоочередной задачей макроэкономической политики является снижение вероятной инфляции.

Финансирование  дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами. В таблице 1.4 представлены достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

 

Таблица 1.4 - Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета  за счет внутреннего долга

 

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как  денежная масса не изменяется, т.е. это  неинфляционный способ финансирования

По долгам надо платить. Очевидно, что  население не будет покупать государственные  облигации, если они не будут приносить  дохода, т.е. если по ним не будет  выплачиваться процент. Выплата  процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный  долг (т.е. чем больше выпущено государственных  облигаций), тем большие суммы  должны идти на обслуживание долга. А  выплата процентов по государственным  облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем  они больше, тем больше дефицит  бюджета. Получается порочный круг: государство  выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата  процентов по которым провоцирует  еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно  обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку  они высоколиквидны (их легко и  быстро можно продать – это  «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы  государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде  не является неинфляционным.

«Эффект вытеснения» частных инвестиций. Этот эффект заключается в том, что  увеличение количества государственных  облигаций на рынке ценных бумаг  приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку  государственных ценных бумаг (что  обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку  ценных бумаг частных фирм (что  обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает  финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может  привести к дефициту платежного баланса.


Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [5, с. 350-352].

 

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными  последствиями для экономики  по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной  для правительства, чем повышение налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли [8, с.364].

Этот  способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат  Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета  в долгосрочном периоде может  привести к еще более высокой  инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего  займа (выпуска государственных  облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами  займом в настоящем, который нужно  будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может  наступить момент в будущем, когда  дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и  расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет  гораздо больше, чем если проводить  ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию. 

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании  с долговым. 

В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

  • сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  • внутреннее предложение относительно эластично;
  • внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  • сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

Таким образом, в экономической теории различают  три концепции бюджетного дефицита государственного бюджета. Первая предполагает ежегодное балансирование бюджета, вторая – балансирование в пределах экономического цикла, а третья концепция  концентрирует внимание на обеспечение  стабильности экономики, а проблема бюджета в данном случае считается  второстепенной. Основными источниками финансирования государственного бюджета служат эмиссия и долговое финансирование как внутреннее, так и внешнее. Внутренне финансирование заключается в выпуске ценных бумаг государством и продаже их населению. Внешнее осуществляется за счёт кредитов правительств иностранных государств, что в свою очередь формируют государственный долг.

 

 

1.4 Государственный долг: причины, виды и последствия 

Долговое  финансирование бюджетных дефицитов  порождает государственный долг. В результате обобщения различных  дефиниций государственного долга, встречающихся в современной  экономической литературе, можно  выделить две основные группы его  трактовок.

Первая  группа учёных определяет государственный  долг как общую сумму всех положительных  бюджетов правительства за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране.

Вторая  группа авторов под государственным  догом понимает все непогашенные долговые обязательства государства  перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

В первом определении внимание фокусируется на причине возникновения долга, во втором – на механизме его  формирования.

Схема формирования государственного долга может быть представлена в следующем виде (рис.1.5):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 Формирование государственного долга

Примечание - Источник: [12, с. 329]

 

Используются  следующие показатели величины государственного долга:

1) отношение суммы государственного долга к ВВП или ВНП;

2) величина задолженности на душу населения;

3) отношение объема внешнего долга к ВВП;

4) отношение объема внешнего долга к сумме валютной выручки за год [4, с.75].

Считается, что превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза является опасным для стабильного  развития экономики и устойчивого денежного обращения [14, с. 293].

Причинами возникновения государственного долга можно считать:

    • дефицит бюджета;
    • макроэкономические диспропорции;
    • неэффективная экономическая политика государства
    • завышенные государственные расходы;
    • отсутствие полноценных и доступных источников финансирования;
    • неэффективная налоговая система.

Все это  приводит к спадам в производстве. В период падения деловой активности автоматически срабатывают встроенные стабилизаторы: налоговые поступления сокращаются и вызывают бюджетный дефицит. Попытки уменьшить его путем продажи государственных ценных бумаг и государственных кредитов создают и увеличивают государственный долг. Другой причиной образования государственного долга является милитаризация экономики и войны. В этот период  для экономики характерна переориентация части ресурсов на нужды военного производства (вооружение, содержание  военнослужащих). Поскольку военный сектор является не производственным, а только потребляющим, правительство изыскивает средства для его финансирования.

          Можно выделить следующие функции  госдолга:

  • фискальная, т.е. мобилизация недостающих денежных средств и создание финансовой базы, необходимой для выполнения государством принятых на себя обязательств;
  • стабилизирующая, которая предполагает прямое воздействие государства на макроэкономические процессы;
  • аллокативная – формирование финансовой базы для последующего экономического роста путём перераспределения ресурсов во времени и между отраслями производства, хозяйствующими субъектами, частными институтами и государством;
  • стимулирующая – ускорение экономического роста с помощью государственных инвестиций, осуществляемых за счёт заимствованных средств;
  • контрольная – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении [12, с .349].

Государственный долг состоит из внутреннего и  внешнего долга – а наращивание  этих частей долга ведёт к разным последствиям. На основании этой классификации можно сформулировать еще одно определение - государственный долг – совокупность внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга на определенный момент времени [15, с.112].

Рассмотрим  внутренний государственный долг и  его последствия для государства.

Внутренний государственный долг – это долг правительства перед населением своей страны, связан с заимствованием денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Внутренней долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие [12, с. 350].

Рассмотрим, как бюджетные дефициты связаны  с государственным долгом.

Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с общим дефицитом, который  может быть рассчитан:

 

                                                                       (1.3)

 

где – общий бюджетный дефицит;

D – государственный долг;

  r – реальная ставка процента, выплачиваема по государственному долгу;

G – государственные расходы;

        T – налоги.

Формула (1.3) показывает, на какую сумму увеличится государственный долг в текущем  году. Её можно переписать следующим  образом:

                                                                                         (1.4)

Именно  сумму  должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился государственный долг, в случае излишка бюджета (T>G), государственный долг уменьшится. Данная формула (1.4), также является следствием того, что при сбалансированном бюджете (T=G) государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов по нему [23, с. 106].

Важное  значение имеет не столько абсолютный размер внутреннего долга, сколько  его доля в совокупном доходе («бремя государственного долга»), и, чтобы  она не возрастала, разница между  темпами роста долга и дохода должна быть равно нулю [10, c.84].

Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Это постоянно действующий финансовый инструмент. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга