Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: собственная разработка на основе приложения В.

 

Следует отметить резкое ухудшение  данных показателей на начало 2012г. Если, отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и  услуг на 01.01.2010 г. составило 131,8, то в 2011г. – рост по отношению к 2010г. составил 0,7%., и к 2012г. еще 6,8 п.п. Аналогичная  ситуация проявляется и по такому показателю, как отношение внешнего долга к ВВП. Увеличение в период с 01.01.2010 г. по 01.01.2011 г. составило 2,3 п.п., а за период 2011-2012гг. указанный показатель вырос еще на 2,8% (рисунок 2.9).


 

 

 

 

     

 

 

Рисунок 2.9 – Валовой внешний долг по отношению к ВВП Республики Беларусь, в %

Примечание – Источник: [Приложение Г].

 

В целом объем валовой внешней  задолженности в 2009-2012 гг. вырос почти  на 100%. Следует отметить, что хотя размер белорусского суверенного долга  не сравним с США, где он приближается к 100% ВВП, или Японии (200%), однако динамика его  роста оказалась довольно стремительной.

Подводя итог вышеизложенному, следует  отметить, что в экономике Республики Беларусь на данном этапе сложилась  не самая благоприятная обстановка, хотя Беларусь и вышла на положительное сальдо  государственного бюджета, наблюдаются устойчивые темпы роста внешнего долга. Данная ситуация оказывает негативное влияние как на экономику всей страны в целом, так и на положение отдельных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

 

          Анализируя составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основным способом минимизации бюджетного дефицита является сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Но на самом деле, все не так просто. Перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения несрочных расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.

         Одна из основных проблем в данной области – эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание  финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой,  в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

       Из анализа динамики и структуры доходной части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.

        Изучение доходной части бюджета показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.

        Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов.

        Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.

          Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки.

        В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие.

        Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-

прежнему  достаточно острой. Уровень налогообложения  остается самым высоким на территории постсоветского пространства. А это  в условиях активной внешнеэкономической  деятельности и открытости экономики  создает существенные проблемы в  обеспечении конкурентоспособности  белорусских товаров на традиционных рынках России и стран СНГ. Поэтому требуются коренные реформы в области налогообложения и бюджетной политики.

Возможными  мерами являются:

а) отмена так называемых «оборотных налогов»;

б) серьезная  научно обоснованная реформа в области  налогообложения фонда оплаты труда.

Реформирование  подоходного налога, предусматривающее  увеличение доходов граждан, даст возможность, во-первых, снизить бюджетную нагрузку, во-вторых, - вовлечь доходы населения  в реальный сектор экономики. Оно  должно начинаться с определения  налогооблагаемой базы и величины ставок налогового изъятия с учетом реальных затрат на воспроизводство рабочей  силы, соответствующих процессам  выравнивания жизненного уровня населения  и повышения его благосостояния.

        Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности.

         Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных.

          Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

         При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

         Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

        Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.

Необходимо  в дальнейшем развивать инфраструктуру фондового рынка, главным образом  за счет активизации работы таких  финансовых институтов, как центральный  депозитарий и фондовая биржа.

Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием  кредитов предприятий. Очевидно, что  переложение платежей по долгам предприятий  на правительство формирует не что  иное, как скрытый внешний государственный  долг и увеличивает дефицит бюджета.

06.05.2011 г.  постановлением Совета Министров  и Национального банка Республики  Беларусь была утверждена Концепция  управления внешним долгом Республики  Беларусь.  В соответствии с  которой, были определены основные цели управления валовым внешним долгом.  К ним, главным образом относится поддержание его на безопасном для страны уровне, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами, формирование положительной кредитной истории страны, обеспечение ее инвестиционной привлекательности.

Основными условиями достижения данных целей  являются:

  • стабилизация внешнеторговой позиции;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • наращивание денежного предложения (эмиссии) с учетом соблюдения целевых параметров уровня инфляции;
  • формирование и поддержание на достаточном уровне золотовалютных резервов.

Реализация  поставленных целей осуществляется с помощью выполнения ряда задач, к которым относят: осуществление системного анализа и контроля над состоянием внешнего долга и его составляющих; своевременная и скоординированная корректировка макроэкономической политики, недопущение превышения пороговых показателей; создание и совершенствование эффективной системы  управления валовым внешним долгом, направленной  на сглаживание графика выплат, минимизацию рисков; определения приоритетов кредитной политики государства, обеспечения своевременноговозврата предоставленных кредитов и другие.

Регулирование валового внешнего долга должно осуществляться с учетом того, что его рост является следствием недостаточного притока прямых иностранных  инвестиций для финансирования, складывающегося  в Республике Беларусь дефицита счета  текущих операций. Таким образом, регулирование внешних заимствований  государственными органами должно также  предусматривать мероприятия, следствием которых является сокращение отрицательного сальдо внешней торговли, а также  приток инвестиций, не связанных с  долговыми заимствованиями. В первую очередь к ним относятся меры, направленные на поддержание и развитие экспорта, мероприятия по импортозамещению, а также созданию благоприятных  условий для ведения бизнеса  в целях притока прямых иностранных инвестиций.

В 2013-2014 годах по прогнозу внешний государственный  долг снизится с 23% к ВВП до 20,4%. Соответственно, планируется, что по итогам 2013 года показатели финансовой безопасности будут  находиться на приемлемом уровне, хотя необходимо отметить, что в 2013 году Беларусь входит в полосу пиковых выплат по внешнему государственному долгу. Ожидается двукратный прирост платежей по сравнению с текущим годом – до 3,1 млрд. USD (платежи по основному долгу – 2,3 млрд. USD, обслуживание госдолга – 0,8 млрд. USD).

Правительство ставит перед собой задачу рефинансирования части долгового портфеля. Планируется  почти наполовину рефинансировать  внешние обязательства, приблизив  объем платежей к уровню текущего года.

Соответственно, в результате проведения данных операций, по основным показателям экономической  безопасности страна будет находиться в стабильном положении:

  • внешний государственный долг – 21,1% к ВВП (порог не более 25%);
  • внутренний государственный долг – 3%(не более 20%);
  • платежи по обслуживанию государственного долга – 7,8% к доходам республиканского бюджета (не более 10%);
  • платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга – 5,1% к валютной выручке (не более 10%).

Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить  мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

  1. Повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.
  2. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.
  3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.
  4. Развитие территориально-регионального хозрасчета.
  5. Оптимизацию объема и реструктуризацию расходов государственного бюджета в целом, и в первую очередь – направляемых в реальный сектор экономики.
  6. В целях изыскания дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и  расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие  систему защищенности населения.
  7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
  8. Совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере.
  9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.
  10. Реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.
  11. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.
  12. Развитие рынка государственных ценных бумаг, что позволит финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.
  13. Принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их  помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга