Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.
Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..
Примечание - Источник: собственная разработка на основе приложения В.
Следует отметить резкое ухудшение данных показателей на начало 2012г. Если, отношение внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг на 01.01.2010 г. составило 131,8, то в 2011г. – рост по отношению к 2010г. составил 0,7%., и к 2012г. еще 6,8 п.п. Аналогичная ситуация проявляется и по такому показателю, как отношение внешнего долга к ВВП. Увеличение в период с 01.01.2010 г. по 01.01.2011 г. составило 2,3 п.п., а за период 2011-2012гг. указанный показатель вырос еще на 2,8% (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 – Валовой внешний долг по отношению к ВВП Республики Беларусь, в %
Примечание – Источник: [Приложение Г].
В целом объем валовой внешней задолженности в 2009-2012 гг. вырос почти на 100%. Следует отметить, что хотя размер белорусского суверенного долга не сравним с США, где он приближается к 100% ВВП, или Японии (200%), однако динамика его роста оказалась довольно стремительной.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в экономике Республики Беларусь на данном этапе сложилась не самая благоприятная обстановка, хотя Беларусь и вышла на положительное сальдо государственного бюджета, наблюдаются устойчивые темпы роста внешнего долга. Данная ситуация оказывает негативное влияние как на экономику всей страны в целом, так и на положение отдельных граждан.
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь
Анализируя составляющие государственного бюджета, на первый взгляд может показаться, что основным способом минимизации бюджетного дефицита является сокращение государственных расходов и увеличение доходов. Но на самом деле, все не так просто. Перед государством стоит задача не столько необоснованно повысить доходы путем увеличения налоговой нагрузки и устранения несрочных расходов, сколько поддержать баланс доходной и расходной части путем создания благоприятной налоговой политики и своевременного выполнения не терпящих отлагательств государственных программ.
Одна из основных проблем в данной области – эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.
Из анализа динамики и структуры доходной части бюджета видно, что выделяются две ее составляющие: налоговая и неналоговая. Отличие неналоговой составляющей заключается в целевой направленности отчислений и их временном характере.
Изучение доходной части бюджета показывает, что налоги являются основой формирования государственного бюджета. Не имея закрепления за конкретными видами расходов, они обеспечивают маневренность бюджетными ресурсами и бесперебойное финансирование предусмотренных мероприятий.
Деление бюджета на несколько частей искажает информацию об использовании бюджетных ресурсов: расходы одного и того же назначения могут финансироваться как непосредственно за счет средств бюджета, так и из фондов.
Значительная часть налоговых платежей формирует доходную базу местных бюджетов. Очевидно, что около половины всех налоговых поступлений зачисляется в доходы местных бюджетов.
Таким образом, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является снижение налоговой нагрузки.
В качестве наиболее кардинальных шагов можно отметить уменьшение ставок налогов, установление единой ставки подоходного налога в размере 12 % с 2009 года, ежегодное увеличение стандартных налоговых вычетов по подоходному налогу для физических лиц, снижение ставки налога на прибыль с 24 % до 18 % с 1 января 2012 года и другие.
Однако проблема высокого уровня налогообложения остается по-
прежнему
достаточно острой. Уровень налогообложения
остается самым высоким на территории
постсоветского пространства. А это
в условиях активной внешнеэкономической
деятельности и открытости экономики
создает существенные проблемы в
обеспечении
Возможными мерами являются:
а) отмена так называемых «оборотных налогов»;
б) серьезная научно обоснованная реформа в области налогообложения фонда оплаты труда.
Реформирование
подоходного налога, предусматривающее
увеличение доходов граждан, даст возможность,
во-первых, снизить бюджетную нагрузку,
во-вторых, - вовлечь доходы населения
в реальный сектор экономики. Оно
должно начинаться с определения
налогооблагаемой базы и величины ставок
налогового изъятия с учетом реальных
затрат на воспроизводство рабочей
силы, соответствующих процессам
выравнивания жизненного уровня населения
и повышения его
Таким образом, проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь в условиях экономической интеграции требуют принятия кардинальных решений по реформированию системы налогообложения на основе научно обоснованного подхода и фактического анализа налогообложения предприятий различных секторов экономики и форм собственности.
Финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников: инфляционных и неинфляционных.
Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Необходимо в дальнейшем развивать инфраструктуру фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо
также отметить, что ряд проблем
остается и в сфере внешнего долга
страны. Существует также проблема
с погашением и обслуживанием
кредитов предприятий. Очевидно, что
переложение платежей по долгам предприятий
на правительство формирует не что
иное, как скрытый внешний
06.05.2011 г.
постановлением Совета
Основными условиями достижения данных целей являются:
Реализация поставленных целей осуществляется с помощью выполнения ряда задач, к которым относят: осуществление системного анализа и контроля над состоянием внешнего долга и его составляющих; своевременная и скоординированная корректировка макроэкономической политики, недопущение превышения пороговых показателей; создание и совершенствование эффективной системы управления валовым внешним долгом, направленной на сглаживание графика выплат, минимизацию рисков; определения приоритетов кредитной политики государства, обеспечения своевременноговозврата предоставленных кредитов и другие.
Регулирование валового внешнего
долга должно осуществляться с учетом
того, что его рост является следствием
недостаточного притока прямых иностранных
инвестиций для финансирования, складывающегося
в Республике Беларусь дефицита счета
текущих операций. Таким образом,
регулирование внешних
В 2013-2014 годах по прогнозу внешний государственный долг снизится с 23% к ВВП до 20,4%. Соответственно, планируется, что по итогам 2013 года показатели финансовой безопасности будут находиться на приемлемом уровне, хотя необходимо отметить, что в 2013 году Беларусь входит в полосу пиковых выплат по внешнему государственному долгу. Ожидается двукратный прирост платежей по сравнению с текущим годом – до 3,1 млрд. USD (платежи по основному долгу – 2,3 млрд. USD, обслуживание госдолга – 0,8 млрд. USD).
Правительство ставит перед собой задачу рефинансирования части долгового портфеля. Планируется почти наполовину рефинансировать внешние обязательства, приблизив объем платежей к уровню текущего года.
Соответственно, в результате проведения данных операций, по основным показателям экономической безопасности страна будет находиться в стабильном положении:
Для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга