Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Бюджет  состоит из доходной и расходной частей и в каждой стране имеет свои особенности. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются государством средства. 
         В странах с рыночной экономикой структура расходов и доходов государства можно представить следующим образом (таблица.1.1):

 

Таблица 1.1 – Доходы и расходы государства 
       

Доходы

Расходы

Налоги ( в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор) - 75-85 %;

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия - 40-50 %;

Неналоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственного сектора в экономике, торговли - 5-8 %;

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому  хозяйству, расходы на осуществление  государственных программ - 10-20 %;

Взносы в государственные фонды  социального страхования, пенсионный, страхование от безработицы - 10-12 %;

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая  содержание дипломатических служб  и займы иностранным государствам - 10-20 %;

 

Административно – управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и пр. - 5-10 %;

 

Платежи по государственному долгу - 7-8 %;


         Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [23, с.384].

       Очевидно, что доходы бюджета по источникам классифицируются по следующим группам: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

       Расходы государственного бюджета классифицируются с учётом сфер деятельности государства. Существуют и другие варианты классификации: по степени влияния государственных расходов на процессы национального воспроизводства ( тогда различают текущие расходы и расходы капитального характера); по целевому признаку ( например в США: национальная оборона, материальные ресурсы, людские ресурсы, прочие функции); в разрезе министерств и ведомств – т.е. по получателю бюджетных средств [12, с.340]. 
       Таким образом, планирование и использование государственного бюджета и его составляющих является важным направлением государственной экономики.

 

          1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика

 

Бюджет  выглядит как баланс доходов и  расходов, где в каждой части выделяют свои разделы, статьи и т.п. При планировании и исполнении государственного бюджета возможно возникновение ситуации трёх типов: 
         1) баланс бюджета, когда расходы равны доходам;

        2) профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают его расходы; 
         3) дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются больше доходов.

Бюджетный дефицит можно определить как систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использование для финансирования расходов, не обеспеченных собственными доходами [ 5, с. 65]

По международным  стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 3 % ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

        

 

Рисунок 1.2. – Пределы размера бюджетного дефицита

Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [ 2, с.68]

 

 

 

 

  Формула бюджетного дефицита (BD) в абсолютных цифрах :

 

  BD = G – T                                                                                          

                                                                                                                      (1.1)                                                                    

где     D – бюджетный дефицит; 
           G – государственные расходы; 
           Т - налоги и прочие сборы.

Рассмотрим  на рисунке 1.3 простейшую модель формирования дефицита и профицита государственного бюджета. При этом следует указать, что угол наклона налоговой функции  Т определяется величиной налоговой  ставки t. Также налоговая функция Т является возрастающей, так как с увеличением совокупного дохода возрастает и поступление налогов в бюджет. Угол наклона функции государственных расходов G есть величина постоянная, так как государственные расходы на текущий год не зависят от объёма совокупного дохода.

Допустим, что в точке Е при уровне совокупного дохода Y0 бюджет является сбалансированным, т.е. его доходная и расходная часть равны. Если же государственные расходы больше налоговых поступлений в бюджет при уровне дохода Y1, который меньше Y0, на величину MN, то образуется бюджетный дефицит. В том случае, когда налоги превышают госрасходы на величину KL при уровне дохода Y2, который больше Y0, то образуется бюджетный профицит.

 

Рисунок 1.3 – Бюджетный дефицит  и излишек

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе источника [3, с 142].

 

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, которое  надо не обязательно рассматривать  как чрезвычайное событие. Само наличие  дефицита – неотрицательный факт в экономике. Он может быть обусловлен государственным регулированием экономики  и отражать, например, необходимость  осуществление крупных государственных  вложений в развитие отраслей хозяйства  с целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре национальной экономики.

Но чаще всего дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, финансовые трудности, непродуманные  политические решения, нарушение экономических  связей, неэффективность налоговой  системы и т.д. [ 4, с.65]. 

Рассматривая   причины   возникновения дефицита,  очевидно  можно  ответить   на   вопрос   о   желательности   или нежелательности бюджетного дефицита.

         Можно выделить следующие причины бюджетного дефицита:

1. Осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурная перестройка. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут   способствовать в будущем подъему  экономики и росту доходов  бюджета.

2.  Бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну и к увеличению объемов трансфертных платежей, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту.

3. Превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

4.  Резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом инфляции сверх предусмотренной величины (доходы госбюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено покупать по  более высоким ценам и т.д.)

5.   Расширение трансфертных платежей, введение льгот и принятие других популярных мер в предвыборные годы.

С учётом экономической природы дефицита выделяются структурный, циклический  и военный дефицит [8, с. 126].

Структурный дефицит – разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экономической системы. Это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов экономики.

Циклический дефицит – дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, сокращение налоговых поступлений и увеличение государственных трансфертов в результате экономического спада. Он свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества [10, с.81-82]. Количественно циклический дефицит равен разнице между фактическим и структурным дефицитом. С повышением в стране уровня безработицы увеличивается и циклическая составляющая дефицита.

Военный дефицит связан с военными приготовлениями, с увеличением государственных заказов по снабжению армии техникой, амуницией и т.п., а также с ведением военных действий [12, с.345].

Также можно  рассмотреть и другие классификации  дефицита. По способу воздействия  на социально-экономические процессы различают пассивный и активный дефицит. Пассивный дефицит возникает в ситуации падения налоговых поступлений в бюджет в условиях снижения экономической активности в стране, когда средства, привлечённые для финансирования дефицита, используются на финансирование текущих расходов бюджета. Активный бюджетный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. В этом случае средства, привлекаемые под бюджетный дефицит, используются на финансирование инноваций, инвестиций. Развитие новых технологий, что в перспективе позволит увеличить доходы бюджета.

В зависимости  от учёта обслуживания государственного долга бюджетный дефицит бывает первичным и вторичным. Дефицит, рассчитываемый как разница между  доходами и расходами без учёта  процентов по госдолгу, называется первичным,  а с учётом процентов – вторичным.

По отношению  к плану выделяют плановый и неплановый бюджетный дефицит.

В зависимости  от причин возникновения дефицит  бывает чрезвычайным, кризисным, антикризисным и межбюджетным.

По характеру  возникновения – случайный и действительный дефицит.

По продолжительности  его подразделяют на временной и хронический [5, с.442-443].

Те сведения, которые сообщаются широкой публике  правительством, являются официальным  дефицитом. В процессе анализа всегда требуется большая или меньшая  корректировка официальных данных, имеющих свойство быть всегда заниженными.

Количественная  оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита.

2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

          Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, а не номинальный процент. Завышение бюджетного  дефицита   связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный              Номинальный        Величина                           Темп                                                                      дефицит          =     дефицит        -         государственного     x     инфляции.           (1.2)                         госбюджета            госбюджета             долга на начало года

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом государственного бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Примерами квазифискальных операций являются:

1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2) накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд - просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.;

3)   финансирование центральным банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству; рефинансирование центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д. [14, с. 329].

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Из этого  следует, что  абсолютные  размеры  бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга