Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Некоторые экономисты утверждают, что рост внутреннего  долга не может привести к банкротству  нации, так как это долг самим  себе, однако нельзя недооценивать  негативные последствия внутреннего  долга. Они могут заключаться в том, что:

- снижается эффективность экономики,  поскольку отвлекаются средства  из производственного сектора,  как на обслуживание долга,  так и на выплату самой суммы  долга;

-    наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных  ценных бумаг (облигации) может  привести к сокращению основного  капитала; 
         -    усиливается неравенство в доходах;

- создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год. Это может привести к всплеску инфляции в будущем; дефицит госбюджета может стать хроническим явлением; необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов как основного источника доходов бюджета, что в перспективе может привести к сокращению производства, изменению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну [12, с. 215].

Внешний государственный долг – это финансовый долг правительства страны перед иностранными государствами, зарубежными банками и международными организациями.

Для измерения  государственного долга и  оценки его влияния на экономику используют  такой показатель как его доля внешнего дола в ВВП.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам:

  • в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;
  • путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для  страны, чем внутреннего. При внешнем  долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни  населения. При предоставлении займа  страна-кредитор может потребовать  выполнения ряда условий, которые неудобны для страны-заёмщика. Большой внешний  долг снижает международный авторитет  страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. В связи  с негативными последствиями  внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит [16, 216].

Негативные  последствия внешнего долга состоят  также в том, что: при хроническом  дефиците торгового (платежного) баланса  появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге  привести к валютному кризису, возникает  угроза долгового кризиса. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущее поколение, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены. Однако роль государственного долга в развитии экономики страны необходимо также рассматривать и с позиции полезности использования его механизма.

Таким образом, самой главной выгодой для  государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность  привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять  относительный размер долга - в процентах  к ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

Госдолг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора  только при условии устойчивого  экономического роста, который в  свою очередь состоит из чередующихся периодов повышения и понижения  деловой активности хозяйствующих  субъектов. В период экономического спада целесообразно снижать  размер государственного долга, поскольку  в этом случае государственная задолженность  оказывает весомое отрицательное  влияние, как на государственные  финансы, так и на экономику в целом.

Рост  бремени госдолга вызывает необходимость  управления им. Выделяют следующие  формы пересмотра государственного долга:

- конверсия  – изменение условий займов  относительно доходности, размеров  выплачиваемых по нему процентов.  Различают несколько методов  конверсии: добровольная, принудительная  и факультативная. При добровольной  конверсии владелец облигации  имеет право выбора: либо согласиться  с новыми условиями, либо погасить  облигацию. При принудительной  конверсии владелец облигаций  обязан согласиться с новыми  условиями займа, а при факультативной  конверсии кредитор может либо  согласиться, либо отказаться  от новых условий займа;

- консолидация  – преодоление срока действия  кратко- и среднесрочных займов  путём объединения ранее выпущенных  средне- и краткосрочных займов  в один долгосрочный заём;

- рефинансирование  – погашение старой задолженности  путём выпуска новых займов. Поэтому  можно сказать, что консолидированный  государственный долг есть результат  рефинансирования;

- унификация  – это объединение нескольких  займов в один, когда облигации  ранее выпущенных займов обмениваются  на облигации нового займа.  Такая мера предусматривает уменьшение  количества видов обращающихся  одновременно ценных бумаг, что  упрощает работу и сокращает  расходы государства по системе  государственного кредита;

- аннулирование  – полный отказ от уплаты  долга. Аннулирование государственного  долга объявляется в случае  финансовой несостоятельности государства.  Во-вторых, аннулирование задолженности  может явиться следствием прихода  к власти новых политических  сил, которые по определённым  причинам отказываются признать  финансовые обязательства предыдущих  властей.

Итак, рассмотрев понятие, сущность такого явления, как государственный долг, причины и последствия его образования мы можем сделать вывод, что роль государственного долга в жизни государства довольно неоднозначна и обуславливается его отрицательными и положительными последствиями для экономики. В конечном счёте государственный долг может принести экономически весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется ответственное и профессиональное управление им. Однако, значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост или рост расходов по его обслуживанию ведет к сокращению инвестиций в производственный капитал.

Таким образом, как следствие негативных явлений в экономике дефицит госбюджета, является основной причиной возникновения государственного долга, что в свою очередь, создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку это оказывает непосредственное влияние на денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной и непроизводственной сферы. Соответственно для погашения негативного влияния государственных заимствований на экономику страны, усиления положительного влияния на экономический рост необходимо эффективно управлять государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь

 

          2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита

 
   

Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент. 

Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.

Если  отследить планируемые ежегодно размеры государственного бюджета и бюджетного дефицита (таблица 2.1) в соответствии с законами на очередной финансовый год, то можно сделать вывод о том, что ежегодно увеличивались как планируемые доходы, так и планируемые расходы бюджета. Соответственно возрастала и сумма планируемого бюджетного дефицита.

Таблица 2.1 - Планируемые размеры дефицита государственного бюджета Республики Беларусь на 2009-2013 гг., млрд. руб.

 

Годы

     2009

2010

2011

2012

       2013

Доходы бюджета

54 899,3

35 522,4

33 611,4

92 771, 9

121 720, 3

Расходы бюджета

57 699,3

38 222,4

39 611,4

92 771, 9

121 720, 3

Дефицит бюджета

2 800

2 700

6 000

0

0


Примечание – Источник: cобственная разработка.

 

Поскольку с 1 января 2010 года из состава республиканского бюджета выведен Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь, то наблюдается снижение, как государственных  расходов (на 10 786,1 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом), так и доходов (на 14 053,4 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом). На 2012 год государственный бюджет был утвержден по расходам в сумме 92 771, 9 млрд. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92 771, 9 млрд. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год был установлен в сумме 0 (ноль) рублей. Также как и на 2013 года размер дефицита республиканского установлен в сумме ноль рублей.

На 2013 год  государственный бюджет утвержден  по расходам в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 121 720 312 608 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2013 год установлен в сумме 0 (ноль) рублей [18].

Несмотря на ежегодно планируемые размеры бюджета и бюджетного дефицита наблюдается превышение размеров реальных доходов и расходов над планируемыми (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Основные показатели выполнения консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2009-2012 гг.

 

Годы

2009

2010

2011

2012

млрд.руб.

% к ВВП

млрд.руб.

в % к ВВП

млрд.руб.

в % к ВВП

млрд.руб

в % к ВВП

Доходы бюджета

62 807,6

45,7

48 754,2

29,6

85 608,4

28,8

157 954

29,9

Расходы бюджета

63 765,9

46,4

52 979,8

32,2

79 428,2

26,7

155 168

29,4

Дефицит, профицит бюджета

(-;+)

- 958,3

- 0,7

- 4 335,6

- 2,6

+ 6 180,2

+ 2,1

+ 2 786

+ 0,5


Примечание – Источник: собственная разработка [19, с.23].

 

 Очевидно, что в 2010 году реальный дефицит превысил планируемый на 1 525,6 млрд. рублей, но не превысил установленного показателя в 2-3 % от ВВП. В 2012 году дефицит бюджета, планируемый в сумме ноль рублей, выполнен с профицитом 2 786 млрд.рублей. Причины этих несоответсвий являются изменения в течение финансового года, частая корректировка Закона о бюджете, а также  негативные влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику республики с 2009 года, Динамику дефицита бюджета за 2009-2012 гг. показывает рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 – Динамика бюджетного дефицита в РБ за 2009-2012 гг.

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе таблицы 2.2.

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга