Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться комплексно.

        Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на  увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с дисбалансом государственного бюджета. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

В настоящее время для государственных  бюджетов многих стран мира характерно превышение расходов над доходами, что порождает необходимость  детального изучения бюджетного дефицита и способов его сокращения . С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, более того, в отдельных случаях наблюдалось их превышение.

 К основным причинам, порождающим дефицит, относятся колебания ВВП, изменения в структуре государственных расходов и доходов, кризисные явления в экономике, чрезвычайные обстоятельства и др. Последствия, порождаемые дефицитом государственного бюджета, могут быть как положительные, так и отрицательные, в зависимости от направления использования данной части государственных расходов. Положительный эффект имеет бюджет развития, отрицательный – бюджет текущих расходов.

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита: повышение налоговых ставок, долговое финансирование (внутреннее и внешнее), монетизация дефицита, финансирование за счёт внешних займов или средств, полученных от продажи государственной  собственности.

При определении способа   финансирования бюджетного дефицита государство должно принимать во внимание возможные  позитивные и негативные последствия  его использования и выбирать тот метод, который в сложившейся  экономической ситуации даст лучшие результаты.

Долговое финансирование бюджетного дефицита приводит к появлению государственного долга, как внутреннего, так и  внешнего. Для государства имеет значение не столько абсолютный размер самого внутреннего долга, сколько его доля в совокупном доходе. Соотношение D/ВВП получило название «бремя государственного долга». При его положительной динамике всё большая доля совокупного дохода (ВВП) используется для погашения долга. Рост государственного долга влечет за собой  негативные экономические последствия.

Внешний государственный долг способен возникнуть в результате прямого  заимствования средств  у иностранных  государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний или  путём продажи им государственных  ценных бумаг. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего, поэтому  его лимит обычно устанавливается  законодательно.

В Республике Беларусь основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета и размера госдолга играет правительство. На уровне Президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Следует отметить, что на протяжении последних трех лет в стране  наблюдается значительный рост размеров бюджетного дефицита и государственного долга, особенно внешнего. Такое положение  в сфере внешней задолженности  оказывает негативное воздействие  на развитие национальной экономики  Беларуси по следующим направлениям.

  1. Усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.
  2. Сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост.
  3. Уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.
  4. Дестабилизация денежно-кредитной ситуации.
  5. Ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.

Повышение финансовой зависимости государства  от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения в нем инвесторов.    

Стабилизировать ситуацию можно путем:

- правильного  выбора принципов и приоритетов  формирования и использования  бюджетных средств, поиска путей  и механизмов повышения эффективности  использования доходов бюджета;

- своевременного  утверждения бюджета, более точного  и детального рассмотрения и  утверждения показателей бюджета,  исходя из реальных возможностей  экономики страны, что должно  обеспечить стабильные условия  для работы предприятий и организаций  народного хозяйства и объектов  социальной сферы;

- совершенствования  Налогового законодательства Республики  Беларусь, что обеспечило бы большую  собираемость налогов, а именно: дифференциация ставок налогов, исключение противоречивых положений в налоговом законодательстве, исключение двойного налогообложения субъектов хозяйствования, повышение требований к квалификации работников налоговых органов и проведение целенаправленной политики по формированию благоприятных взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В сложившейся ситуации исключительную важность приобретает задача по построению грамотной, научно обоснованной стратегии  и тактики управления внешней  задолженностью, ее увязка  с другими  направлениями экономической политики государства. Основной проблемой  в  этой области является недостаточная  координация и результативность деятельности отдельных институтов исполнительной власти (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь). Объективно возникает потребность  создания единой системы управления госдолгом, предполагающей четкое разграничение  деятельности, сфер компетенции всех ее структурных единиц.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И.М. Александров— 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.
  2. Бюджетно-налоговая политика : пособие / Д.А. Неверов. – Минск : БГЭУ, 2009. – 179 с.
  3. Государственное регулирование национальной экономики : курс лекций / Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. - Мн.: Акад. управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 199 с.
  4. Государственный бюджет : пособие для студентов / И.А. Еремеева [и др.]. - Минск : Экоперспектива, 2011. - 109 с.
  5. Государственный бюджет : учебник для студентов учреждений высшего образования по специальности "Финансы и кредит" / Т.В. Сорокина. - Минск : БГЭУ, 2012. - 618 с.
  6. Карякина, О.А. Финансы: курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 176 с.
  7. Макроэкономика / Н.И. Базылев - Минск : Современная школа, 2007. - 288 с.
  8. Макроэкономика : социально ориентированный подход : учеб.  для  студентов экон. специальностей / Э. А, Лутохина [и др.] ; под  ред. Э.А. Лутохиной – Мн. : ИВЦ  Минфина, 2005. – 400 с.     
  9. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь [и др.]. – 2-е издание. – Минск : БГЭУ, 2009. – 415 с.
  10. Макроэкономика : учеб. пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь. Л.Н. Новикова [и др.] ; под ред. проф. В.А. Воробьёва. – Минск : БГЭУ, 2009 – 270 с.
  11. Макроэкономика : Пер. с англ. / Н.Г. Мэнкью ; под ред. А.В. Сидорович, Р.Г. Емцов и др. – Москва: Изд-во МГУ, 1994. – 736 с.
  12. Макроэкономика: белорусский опыт и мировая практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / И.М. Лемешевский. – 3-е издание, доп. и перераб. – Минск <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" fon

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга