Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.
Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..
Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует об отрицательных ситуациях в экономике. Он не страшен в количественно допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств на выполнение социально значимых программ. Необходимо также отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось с бюджетным дефицитом.
1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования
Следует ещё раз отметить, что бюджетный
дефицит – это та сумма, на которую в данном
году расходы государственного бюджета
превышают его доходы.
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция
ежегодного сбалансированного бюджета
состоит в том, что независимо
от фазы экономического цикла каждый
год расходы бюджета должны быть
равны доходам. Это означает, что,
например, в период спада, когда доходы
бюджета (налоговые поступления) минимальны,
государство для обеспечения
сбалансированности бюджета должно
снижать государственные
Однако
при более тщательном рассмотрении
этой проблемы становится очевидным, что
ежегодно балансируемый бюджет в
основном исключает или в значительной
степени уменьшает
Вторая
концепция - это концепция государственного
бюджета, балансируемого на циклической
основе заключается в том, что
иметь сбалансированный бюджет ежегодно
необязательно. Важно, чтобы бюджет
был сбалансирован в целом
в течение экономического цикла:
бюджетный излишек, увеличивающийся
в период бума (наиболее высокой
деловой активности), когда доходы
бюджета максимальны, должен использоваться
для финансирования дефицита бюджета,
имеющего место в период рецессии
(минимальной деловой
В данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета [16, с.214].
Третья концепция получила наибольшее распространение, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эту концепцию принято называть концепция функциональных финансов. Его представители утверждают, что главное целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведёт к экономическому росту, а он – к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит, по их мнению, не сказывается негативно на развитие экономики [7, с.215].
В целом сама идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.
Вторая
и третья концепции лежат в
основе финансовой политики, ориентированной
на бюджетный дефицит и
а) наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;
б) контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
в) выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита.
В большинстве стран используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
3) увеличение
налоговых поступлений в
Последний,
третий способ вряд ли можно отнести
к способам, используемым исключительно
для финансирования дефицита бюджета.
Он широко применяется и просто в
целях пополнения доходов бюджета.
Поэтому к собственно источникам
финансирования дефицита бюджета в
большей степени относятся
Эмиссионный
способ финансирования дефицита государственного
бюджета. Этот способ заключается в
том, что государство (Центральный
банк) увеличивает денежную массу, т.е.
выпускает в обращение
Рассмотрим достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета в таблице 4.1.
Таблица 1.2 - Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. | |
Достоинства |
Недостатки |
Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии |
В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. |
Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму). |
Этот метод может оказать |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [5, с.298-301].
В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
В условиях
повышения уровня инфляции возникает
так называемый "эффект Танзи"
- сознательное затягивание
Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей [5, c. 98].
В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:
Финансирования бюджетного дефицита осуществляется с помощью внутренних и внешних источников, их классификация представлена на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4 - Классификация источников финансирования дефицита бюджета
Примечание – Источник: собственная разработка на основе источника [2, с. 79]
Очевидно, что основным источником финансирования дефицита бюджеты становятся внутренние и внешние займы в виде кредитов от кредитных организаций, выпуска государственных ценных бумаг, бюджетных и правительственных ссуд.
Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.
При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей степени внешнее долговое
финансирование окажется инфляционным, но тем сильнее будет его воздействие на платежный баланс.
Достоинства и недостатки внешнего финансирования бюджетного дефицита представлены в таблице 1.3
Таблица 1.3 - Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внешнего долга
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего долга | |
Достоинства |
Недостатки |
1) Возможность получения крупных сумм 2) Неинфляционный характер |
1) Необходимость возвращения 2) Невозможность построения 3) Необходимость отвлечения 4) При дефиците платежного |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [5, с. 345-346].
Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:
а) удается организовать концессионное финансирование;
б) на внутреннем рынке ощущается дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;
в) торговый
баланс относительно благополучен при
наличии благоприятных
Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга