Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности дефицита государственного бюджета, путей его формирования и преодоления.
Данное определение цели предполагает решение следующих задач:
1)определить сущность дисбаланса государственного бюджета, его причины и последствия;
2)рассмотреть подходы к управлению бюджетным дефицитом;
3)раскрыть суть государственного долга, изучить его виды;
4)проанализировать динамику и структуру дефицита государственного бюджета Беларуси, определить оптимальные источники его финансирования;
5)изучить особенности формирования государственного долга Республики Беларусь, динамику внешнего долга страны.
6)выделить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом Республики Беларусь в сложившейся экономической ситуации.

Содержание

Введение……………………………………………..………………………….
1Теоретические основы и характеристики бюджетного дефицита и государственного долга………………………………………………………
1.1 Сущность и структура государственного бюджета……………………....
1.2 Бюджетный дефицит и его характеристика………………………………
1.3 Государственный долг: причины, виды и последствия………….…........
1.4 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования………………………………………………………………
2 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Динамика консолидированного бюджета и бюджетного дефицита….....
2.2 Анализ государственного долга и его основных показателей.....……….
3 Регулирование и минимизация бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.............................................
Заключение……………………………………………….……………..……..
Список использованных источников………………………………………...
Приложение А Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг ……………………………………….
Приложение Б Доходы консолидированного бюджет Республики Беларусь за 2011-2012 гг…………………………..….………………………
Приложение В Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2009-2013 г…..…….
Приложение Г Абсолютные и относительные показатели валового внешнего долга за 2009-2013 гг……………….........……………………..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсач.docx

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что не всегда наличие дефицита бюджета свидетельствует  об отрицательных ситуациях в  экономике. Он не страшен в количественно  допустимых границах. Однако количество не должно переходить в отрицательные  качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением средств  на выполнение социально значимых программ. Необходимо также отметить, что в  современном мире нет государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось с  бюджетным дефицитом.

 

         1.3 Концепции регулирования бюджетного дефицита и способы его финансирования

 
         Следует ещё раз отметить, что бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данном году расходы государственного бюджета превышают его доходы.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного  бюджета. Исторически в отношении  состояния государственного бюджета  выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного  по фазам экономического цикла (на циклической  основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета  состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения  сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты).Эта концепция связана также с равенством Рикардо, в соответствии с которым дефицит государственных доходов, возникший в результате сокращения налогов, не будет вытеснять частные инвестиции, поскольку потребители увеличат свои сбережения, чтобы финансировать более высокие налоговые платежи в будущем.

Однако  при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  ежегодно балансируемый бюджет в  основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность  фискальной политики государства, имеющей  антициклическую, стабилизирующую  направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый  бюджет на самом деле углубляет колебания  экономического цикла. Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка  идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета [13, с. 216].

Вторая  концепция  - это концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической  основе заключается в том, что  иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом  в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся  в период бума (наиболее высокой  деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета.

В данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета [16, с.214].

Третья  концепция получила наибольшее распространение, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эту концепцию принято называть концепция функциональных финансов. Его представители утверждают, что главное целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, поэтому можно не обращать внимания на бюджетный дефицит. Во-первых, макроэкономическое равновесие приведёт к экономическому росту, а он – к увеличению национального дохода и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит, по их мнению, не сказывается негативно на развитие экономики [7, с.215].

 В  целом сама идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Вторая  и третья концепции лежат в  основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны. Такая политика предполагает:

а) наличие  четкой программы финансовых мероприятий  в рамках денежного потенциала страны;

б) контроль за развитием бюджетного дефицита и  поиск источников его покрытия;

в) выделение  бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический  эффект.

Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита.

В большинстве  стран используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

1) кредитно-денежная  эмиссия (монетизация);

2) долговое  финансирование (внутреннее и внешнее);

3) увеличение  налоговых поступлений в госбюджет,  а также доходов от приватизации, продажи госимущества [1, c.290].

Последний, третий способ вряд ли можно отнести  к способам, используемым исключительно  для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в  целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в  большей степени относятся первый и второй способы.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в  том, что государство (Центральный  банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает  превышение своих расходов над доходами.

Рассмотрим  достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета в таблице 4.1.

 

Таблица 1.2 - Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета

 

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства

Недостатки

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения  денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление  цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее  воздействие на экономику и может  служит средством выхода из состояния  рецессии

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это  инфляционный способ финансирования.

Это мера, которую можно осуществить  быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая  продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает  в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать  в любой момент и в любом  необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую  сумму).

Этот метод может оказать дестабилизирующее  воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в  результате роста денежной массы  стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту  деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.


Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [5, с.298-301].

 

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего  банковского финансирования) нередко  возникает сеньораж - доход государства  от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста  денежной массы над темпом роста  реального ВВП, что приводит к  повышению среднего уровня цен. В  результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие  цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает  так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками  сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что  характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы  для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

         Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей [5, c. 98].

В целом  монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь  в виду, что это небезопасный для  экономики способ. Национальными  правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

  1. имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;
  2. возможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны;
  3. валютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;
  4. экономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен.

Финансирования  бюджетного дефицита осуществляется с  помощью внутренних и внешних  источников, их классификация представлена на рисунке 1.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.4 - Классификация источников финансирования дефицита бюджета

Примечание  – Источник: собственная разработка на основе источника [2, с. 79]

 

Очевидно, что основным источником финансирования дефицита бюджеты становятся внутренние и внешние займы в виде кредитов от кредитных организаций, выпуска государственных ценных бумаг, бюджетных и правительственных ссуд.

Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

При этом, чем более открытой является переходная экономика и чем более жестким - ее валютный курс, тем в меньшей  степени внешнее долговое

финансирование  окажется инфляционным, но тем сильнее  будет его воздействие на платежный  баланс.

Достоинства и недостатки внешнего финансирования бюджетного дефицита представлены в таблице 1.3

 

Таблица 1.3 - Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета  за счет внешнего долга

 

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего долга

Достоинства

Недостатки

1) Возможность получения крупных  сумм

2) Неинфляционный характер

1) Необходимость возвращения долга  и обслуживания долга (т.е. выплаты  как самой суммы долга, так  и процентов по долгу)

2) Невозможность построения финансовой  пирамиды для выплаты внешнего  долга

3) Необходимость отвлечения средств  из экономики страны для выплаты  внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего  объема производства и спаду  в экономике

4) При дефиците платежного баланса  возможность истощения золотовалютных  резервов страны


Примечание - Источник: собственная разработка на основании источника [5, с. 345-346].

 

 

          Привлечение средств из иностранных источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

а)    удается организовать концессионное  финансирование;

б)  на внутреннем рынке ощущается дефицит  капитала при высокой внутренней норме прибыли;

в) торговый баланс относительно благополучен при  наличии благоприятных перспектив расширения рынка;

Информация о работе Управление дефицитом бюджета и проблемы государственного долга