Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:17, дипломная работа
Цель работы: разработка модели внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- раскрыть содержание и принципы финансирования образовательных услуг
- рассмотреть особенности финансирования образовательных услуг
- выбрать методику анализа финансирования образовательного учреждения
-провести экспресс-диагностику финансирования образовательного учреждения. На основе расчета финансовых коэффициентов проанализировать тенденции изменения показателей.
- разработать модель внебюджетного финансирования образовательного учреждения
- исследовать существующую проблему экономической безопасности учреждения
- описать инновационную программу учреждения
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Содержание и принципы финансирования образовательных услуг
1.2 Особенности финансирования образовательных услуг
1.3 Выбор методики анализа финансирования образовательного
учреждения
2. ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ МОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
2.1 Анализ структуры финансовых потоков учреждения
2.2 Тенденции финансовых показателей учреждения
3. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Разработка концептуальных аспектов модели внебюджетного образования
3.2 Прогноз показателей финансирования внебюджетного образования
4. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ
Список используемой литературы
Глоссарий
образовательные учреждения федерального подчинения и объекты их инфраструктуры;
образовательные учреждения, учредителями которых являются органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, в части целевой подготовки кадров по образовательным программам начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования на основании конкурсного распределения государственного заказа на подготовку кадров по образовательным программам соответствующего уровня профессионального образования;
средства на капитальное строительство и реконструкцию образовательных учреждений, объектов их инфраструктуры в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой;
образовательные учреждения, объекты их инфраструктуры, находящиеся за рубежом, учрежденные в соответствии с международными соглашениями, на паритетных началах;
из бюджетов субъектов
Российской Федерации
образовательные учреждения, находящиеся в подчинении субъектов Российской Федерации, объекты их инфраструктуры;
образовательные учреждения общего образования, объекты их инфраструктуры в части средств, направляемых на заработную плату работникам образования, обеспечение оборудованием и инвентарем;
негосударственные образовательные учреждения общего образования, имеющие государственную аккредитацию, в части реализации основных образовательных программ в соответствии с государственным образовательными стандартами по нормативам финансирования, установленным для государственных и муниципальных образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;
средства на капитальное строительство и реконструкцию образовательных учреждений, объектов их инфраструктуры;
образовательные учреждения федерального подчинения, образовательные учреждения ведения органов местного самоуправления и негосударственные образовательные учреждения , имеющие государственную аккредитацию, в части реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта;
из бюджетов органов местного самоуправления:
образовательные учреждения, находящиеся в подчинении органов местного самоуправления (муниципальные образовательные учреждения), объекты их инфраструктуры;
муниципальные образовательные учреждения, объекты их инфраструктуры в части оплаты коммунальных расходов в соответствии с местными нормативами;
средства на капитальное строительство и реконструкцию муниципальных образовательных учреждений, объектов их инфраструктуры.
Схема бюджетного финансирования
государственных и
Российская Федерация обеспечивает защиту статей бюджетов, устанавливающих объемы финансирования образовательных учреждений.
Государство ежегодно устанавливает
минимальные федеральные
Правительство Российской Федерации не реже одного раза в квартал принимает решение о необходимости увеличения минимальных федеральных стандартов вследствие высоких темпов инфляции и по другим экономическим причинам.
К внебюджетному финансированию образовательного учреждения относится:
Прибыль, полученная от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательного учреждения, а также добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, иные доходы, получение которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются источниками внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
Внебюджетные доходы и приобретаемое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение образовательного учреждения и учитываются отдельно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера финансирования образовательного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
Платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
Внебюджетное финансирование образования осуществляется через счета, которые образовательные учреждения вправе открывать в банковских и иных кредитных организациях.
Органы федерального казначейства Российской Федерации не вправе контролировать расходование образовательным учреждением его внебюджетных доходов.
Стремясь увеличить объем финансовых и иных материальных ресурсов, направляемых на нужды образовательных учреждений, государство оказывает всемерную поддержку инвестиционной деятельности, объектами которой являются вновь создаваемые, реконструируемые и модернизируемые основные фонды образовательных учреждений, научно-техническая продукция, используемая в образовательном процессе.
Инвесторы самостоятельно определяют направления вложений инвестиций. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности, получающими государственную поддержку, определяются инвестиционным договором.
Государственное регулирование и поддержка инвестиционной деятельности в сфере образования могут осуществляться в виде: финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета; предоставления финансовой помощи в форме бюджетных ссуд; предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; оказания методической помощи в создании инфраструктуры образовательного бизнеса; сдачи в аренду субъектам инвестиционной деятельности имущества, находящегося в государственной собственности; участия в экспертизе отдельных инвестиционных проектов; предоставления государственных гарантий за счет средств бюджета, имущества и имущественных прав Российской Федерации
Финансовое обеспечение
инновационных процессов в
Образовательные учреждения вправе осуществлять финансирование инновационных процессов за счет средств, полученных ими из внебюджетных источников.
Образовательное учреждение
обязано уплачивать установленные
законом налоги и сборы. Государство
и местное самоуправление, признавая
образование в качестве одного из
важнейших приоритетов
Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают содействие образовательной и иной деятельности негосударственных образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и не ведущих предпринимательской деятельности, в частности: снижают ставки арендной платы по договорам аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности зданий, заключенным уполномоченными органами с негосударственными образовательными учреждениями; распространяют на негосударственные образовательные учреждения льготные тарифы на тепло- и энергоснабжение, на оплату коммунальных услуг, за пользование услугами связи в размерах, предусмотренных для государственных образовательных учреждений.
Рассмотрев теорию и
Так как, в основу работы положено изучение и анализ финансирования государственного образовательного учреждения, далее более подробно остановимся на особенностях организации финансирования в государственных образовательных учреждениях.
Очень важно сразу определить, из каких элементов состоит система образования. В соответствии со статьей 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [4 c. 2]
Одним из элементов системы
были названы образовательные
К основным характерным чертам образовательного учреждения, уже закрепленным в действующем законодательстве, могут быть отнесены следующие: некоммерческий тип организации, осуществляющей образовательную деятельность; наличие в оперативном управлении образовательного учреждения имущества, переданного учредителем для осуществления образовательного процесса; право собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или самостоятельное распоряжение этими доходами; право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное имущество; определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы. [4 c. 2]
Этот набор характерных признаков определяет индивидуальность образовательного учреждения.
Основанием для отнесения
учебных заведений к некоммерче
Тем самым, законодательно установлен фактически единственный тип и вид организации, которая может осуществлять образовательную деятельность -учреждение.
В отличие от коммерческой организации среди основных целей деятельности учреждения получение прибыли отсутствует по определению. Но, учреждению предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы. Такое дополнение, по сути дела, сводит на нет все различия между коммерческими и некоммерческими организациями с точки зрения основной цели их деятельности.
Определение, таким образом, сводится к простой формулировке: «Учреждение - это такая организация, объем коммерческих доходов, которой не превышает определенного процента от всей суммы поступлений средств». Причем, каких-либо подходов к определению процента до настоящего времени не разработано и в законодательных актах этот вопрос не рассматривается.
Законом «Об образовании»
образовательным учреждениям
Существующий статус образовательного учреждения, таким образом, содержит, как минимум, четыре неразрешенных противоречия: отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности не исключает ее получения, т.е. в качестве неформализованной цели извлечение прибыли фактически присутствует; разрешение предпринимательской деятельности прямо ставит перед образовательными учреждениями цель извлечения прибыли; нет критериев, определяющих соответствие коммерческой деятельности тому или иному виду основной деятельности учреждения; нет качественных отличий некоммерческих организаций в форме учреждения от коммерческих. [51. c. 12