Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:14, дипломная работа
Объект исследования: хозяйствующий субъект сферы розничной торговли – ИП Чечкина В.В.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка предложений по совершенствованию системы обеспечения экономико-правовой безопасности в сфере розничной торговли.
Эффективность рекомендаций – разработка мер по укреплению экономической безопасности хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности
хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли 9
1.1 Экономическая безопасность субъекта розничной торговли: понятие,
сущность 9
1.2 Факторы обеспечения экономической безопасности субъекта
розничной торговли 20
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности
субъекта розничной торговли 32
2 Анализ и оценка уровня экономической безопасности хозяйствующего
субъекта сферы розничной торговли (на примере ИП Чечкина В.В.) 47
2.1Анализ основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ИП Чечкина В.В. 47
2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности
ИП Чечкина В.В 59
2.3 Внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую
безопасность деятельности ИП Чечкина В.В 66
3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности
хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли 75
3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической
безопасности индивидуального предпринимателя 75
3.2 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности
индивидуального предпринимателя в сфере розничной торговли 79
3.3 Пути правового обеспечения экономической безопасности
индивидуального предпринимателя в сфере розничной торговли
(на примере ИП Чечкина В.В.) 86
Заключение 94
Список использованных источников 97
Розничная торговля решает следующие задачи:
– приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
– формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;
– демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
– осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
– организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
– организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
– организует уличную торговлю - торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;
– осуществляет мелочную торговлю - торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий [26, с. 111].
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:
– в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
– в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей
населения в товарах;
– в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей
путем организации пространственного их перемещения и подачи к
местам продажи;
– в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и
увеличения объема товаров;
– в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом
уровне;
– в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
– в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких
как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.);
– внутри магазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом
зале, совершенствование технологии торговли и улучшение
обслуживания покупателей;
– в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
– в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
– в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на дому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
– в удовлетворении потребностей населения в товарах;
– в доведении товаров до конечных покупателей путем организации
пространственного их перемещения и подачи к местам
непосредственной продажи;
– в поддержании баланса между предложением и спросом;
– в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и
увеличения объема производимых товаров;
– в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания
покупателей [20, с. 145].
Все это предопределяет потребность в новых теоретических подходах, научно-методических материалах и практических рекомендациях по ускорению темпов развития предприятия.
В условиях нестабильности, противоречивости реформационных процессов одной из важнейших задач науки и практики становятся разработка и реализация системы экономической безопасности предприятий.
Экономическая безопасность компании - это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий стабильного функционирования основных ее элементов. Экономическая безопасность компании - результат комплекса составляющих, ориентированных на преодоление финансово-экономических угроз компании. К источникам угроз экономической безопасности компании относятся негативные воздействия, связанные с состоянием финансовой конъюнктуры на рынках, научные открытия и технологические инновации, форс-мажорные обстоятельства и др.
Главная цель экономической безопасности предприятия - обеспечение ее устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящих условиях, создание высокого потенциала развития и роста корпорации в будущем [21, с.8].
Экономический успех субъекта розничной торговли зависит от комплексного подхода к решению проблемы безопасности финансовой, кредитной, правовой сферах деятельности. Такой же комплексности требует работа с кадрами. Сейчас все большую актуальность приобретает многоплановая работа не только по подбору, подготовке собственной команды, но экономическая безопасность переходит в плоскость защиты интеллектуальной собственности субъектов розничной торговли. Они заинтересованы в сохранении своих новых разработок, финансовых схем работы с клиентами и т.д.
Часто, сосредоточив усилия на сборе материала о потенциальных угрозах, организации не могут определить, а тем более прогнозировать поведение кадрового состава организаций. Наиболее подверженным воздействию конкурентов оказывается среднее руководящее звено. Именно на него приходится наибольшее число утечек информации в пользу деятельности конкурентов. Большой ущерб в экономическом отношении организации розничной торговли несут и от обиженных сотрудников. Обиды эти, как правило, это результат ошибок менеджмента по работе с кадрами, невнимание руководителя к микроклимату в коллективе организации [24, с. 200].
Так, например, своеобразный рекорд по промышленному шпионажу принадлежит специалисту по продажам из Южной Кореи по фамилии Ким. Он перешел из Motorola в HTC, передав новому работодателю информацию, которую юристы Motorola оценили в $90 млн. А спустя всего четыре месяца, собрав сведения о работе HTC, устроился на работу в Apple, предположительно предложив американскому работодателю инсайд уже о двух конкурентах. Однако в хай-тек-компаниях, хрестоматийным считается и дело менеджера по глобальным поставкам Apple Пола Шина Девайна. На протяжении пяти лет, с 2005 по 2010-й, он передавал тайваньским и корейским фирмам ценовые ориентиры и технические характеристики «яблочных» продуктов, за что получил более $1 млн. Примечательно, что Девайн вел всю переписку с сообщниками с рабочего компьютера.
По данным аналитиков InfoWatch, в 2011-м компании по всему миру потратили $0,5 млрд. на нейтрализацию последствий утечек информации — и, очевидно, не зря. По итогам 2012 года доля корпоративных утечек в общем объеме зарегистрированных утечек информации сократилась с 45 до 41%, тогда как правительственные данные, напротив, воровали на 9% чаще. Всего в 2012 году в мире произошло 934 случая крупных утечек информации, на 16% больше, чем годом ранее, 6% из этого количества составили украденные коммерческие секреты [41].
Безопасность - это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.
Сущность экономической безопасности для субъектов розничной торговли заключается в обеспечении состояния наиболее лучшего использования её ресурсов по предотвращению угроз и созданию условий стабильного, эффективного функционирования и получения прибыли.
Система экономической безопасности субъектов розничной торговли проявляется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
Существуют различные определения понятия «экономическая безопасность». Например, по определению Г.Б. Клейнера «экономическая безопасность предприятия - это такое состояние хозяйственного субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и в основном обеспечивает достижение целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска».
В этом определении уже появляются два немаловажных момента - критерий обеспечения безопасности, достижение целей бизнеса, а также учитываются факторы внешних условий: конкуренция, хозяйственный риск. Также отмечено и условие достижения целей бизнеса, эффективность использования ресурсов.
Согласно В.К. Сенчагову, сущность экономической безопасности проявляется в том, что экономическая безопасность представляет собой такое состояние экономического субъекта, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборотный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Стоит также привести определение безопасности предприятия, данное А.П. Судоплатовым и С.В. Пекаревым: «безопасность предприятия - это такое состояние его правовых экономических и производственных отношений, а также материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов, которое выражает способность предприятия к стабильному функционированию». Здесь, что важно, отсутствует ссылка, на какие бы то ни было угрозы.
У многих из вышеприведенных определений есть одна общая черта: чисто идеологически понятие «угрозы, опасности, нежелательных изменений, непредвиденных обстоятельств» предполагается «более первичным», нежели понятие «экономической безопасности», поскольку на нем базируется определение последнего.
Принимая меры по обеспечению экономической безопасности в сфере розничной торговли, следует учитывать как внешние, так и внутренние факторы риска. К основным негативным воздействиям внутреннего характера относятся неэффективное финансовое планирование деятельности и неквалифицированное управление.
Основными задачами обеспечения экономической безопасности в сфере розничной торговли управления являются:
Экономическая безопасность обеспечивается экономическими методами и средствами внеэкономического характера, а также экономическими средствами, в том числе с привлечением финансовых ресурсов.
Использование корпоративных ресурсов, необходимых для выполнения целей малого бизнеса, достигается путём предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность через обеспечение:
Основополагающей целью экономической безопасности организаций розничной торговли является обеспечение устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста в будущем. Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов, необходимое для выполнения целей бизнеса, достигается путём предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность и достижения основных функциональных целей экономической безопасности.
Уровень экономической безопасности организаций розничной торговли зависит от того, насколько эффективно его руководство способно избегать возможных угроз и ликвидировать вредные последствия отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.
Источниками отрицательных влияний на экономическую безопасность организаций розничной торговли, могут быть:
– сознательные или бессознательные действия отдельных должностных
лиц и субъектов хозяйствования (органов государственной власти,
международных организаций, конкурентов);
– стечение объективных обстоятельств (состояние финансовой