Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:14, дипломная работа
Объект исследования: хозяйствующий субъект сферы розничной торговли – ИП Чечкина В.В.
Цель выпускной квалификационной работы: разработка предложений по совершенствованию системы обеспечения экономико-правовой безопасности в сфере розничной торговли.
Эффективность рекомендаций – разработка мер по укреплению экономической безопасности хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования экономической безопасности
хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли 9
1.1 Экономическая безопасность субъекта розничной торговли: понятие,
сущность 9
1.2 Факторы обеспечения экономической безопасности субъекта
розничной торговли 20
1.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности
субъекта розничной торговли 32
2 Анализ и оценка уровня экономической безопасности хозяйствующего
субъекта сферы розничной торговли (на примере ИП Чечкина В.В.) 47
2.1Анализ основных показателей финансово-хозяйственной
деятельности ИП Чечкина В.В. 47
2.2 Оценка современного уровня экономической безопасности
ИП Чечкина В.В 59
2.3 Внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую
безопасность деятельности ИП Чечкина В.В 66
3 Правовой режим обеспечения экономической безопасности
хозяйствующего субъекта сферы розничной торговли 75
3.1 Общая правовая характеристика обеспечения экономической
безопасности индивидуального предпринимателя 75
3.2 Проблемы правового обеспечения экономической безопасности
индивидуального предпринимателя в сфере розничной торговли 79
3.3 Пути правового обеспечения экономической безопасности
индивидуального предпринимателя в сфере розничной торговли
(на примере ИП Чечкина В.В.) 86
Заключение 94
Список использованных источников 97
Вторая группа - внутренние причины, устранимые на уровне отрасли розничной торговли.
Опасности и угрозы могут классифицироваться и по объекту посягательства: персоналу, имуществу, технике, информации, технологиям, деловому имиджу, репутации и т.д.
По природе их возникновения можно выделить: политические, экономические, техногенные, правовые, криминальные, экологические, конкурентные, контрагентские и другие факторы. В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, опасности и угрозы можно подразделить на вызывающие трудности, значительные и катастрофические. А по степени вероятности — невероятные, маловероятные, вероятные, весьма вероятные, вполне вероятные [15, с. 122].
Опасности и угрозы выделяют в зависимости от сферы их возникновения. Различают внутренние и внешние опасности. Внешние опасности и угрозы возникают за пределами организации. Они не связаны с его производственной деятельностью. Как правило, это такое изменение окружающей среды, которое может нанести ущерб.
Все эти связи и отношения возникают в конкретных политических, социально-экономических, природно-климатических и других условиях, которые сложились как в масштабах всей страны, так и на уровне определенного конкретного региона. Именно конкретная ситуация в том или ином населенном пункте, регионе может оказать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности.
С точки зрения экономической безопасности в части закупок товара предприятие розничной торговли практически ничем не отличается от предприятий оптовой торговли.
В зависимости от организации продажи товара предприятия розничной торговли можно разбить на несколько категорий. Впрочем, деление это довольно условное и не претендует на полноту:
Рассмотрим критерии «нормальной» работы торгового зала универсама. При этом контроль качества товара, сроков его реализации отнесем к вопросам управления, а не безопасности. Будем считать, что продажа идет нормально, если:
Возможные нарушения:
Рассмотрим данные ситуации подробно. Товар может проноситься скрыто покупателем:
Методы предупреждения по выносу под одеждой:
Методы предупреждения по выносу в ручной клади:
Метод предупреждения по вывозу в тележках: визуальный контроль тележек кассирами и сотрудниками службы безопасности. Для обеспечения контроля могут использоваться зеркала, позволяющие кассиру видеть дно тележки, не вставая с рабочего места.
Товар неправильно идентифицируется на кассе. Возможные варианты:
Методы противодействия:
Кассир, находящийся в сговоре с покупателем, проносит товар мимо сканера без его фактического сканирования либо пропускает товар с неправильными штрих-кодами. При этом внешне вся ситуация выглядит нормально и от обычной «нормальной» продажи неотличима. Методы противодействия:
Безусловно, внимательность во время работы, как кассиров, так и сотрудников службы безопасности требует постоянной проверки и оценки. Одним из наиболее эффективных способов являются тестовые «покупки». Сотрудник службы безопасности, незнакомый кассирам торгового зала, собирает (либо получает готовую от службы безопасности) тележку, в которой имеются товары с переклеенными штрих-кодами, измененной упаковкой, перевесом товара и т.д. После этого он в роли обычного покупателя проходит через кассу.
Но это что касается угроз непосредственно при продаже товаров.
Под влиянием окружающей среды, различного рода факторов, может возникнуть большое число опасностей и угроз экономической безопасности. К этим опасностям и угрозам можно отнести:
Внутренние опасности и угрозы экономической безопасности в сфере розничной торговли возникают непосредственно в сфере хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли. Так, к основным факторам риска можно отнести:
Выявление и идентификация факторов риска, опасностей и угроз – одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности.
Обеспечение экономической безопасности предприятий розничной торговли не должно быть вопросом, который решается исключительно силами самих предприятий. Прежде всего, государство должно создать благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности. Именно малый бизнес (он самый большой в сегменте бизнеса) является тем двигателем, который заставляет экономику страны совершенствоваться и развиваться. Здесь речь идет не только о национальном и региональном законодательстве, но и о правоприменительной практике, обычаях делового оборота. К сожалению, в последние годы на правительственном уровне создаются условия, которые не способствуют развитию малого бизнеса (индивидуального предпринимательства). Должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий розничной торговли по обеспечению собственной безопасности. При этом ведение деятельности по обеспечению экономической безопасности должно быть обязательным. Должны быть разработаны положения, которые носят обязательный и (или) рекомендательный характер в отношении ведения предприятия таковой деятельности [28, с. 161].
Государство может и должно обеспечить предприятия розничной торговли теоретико-прикладными разработками в области экономической безопасности, отсутствие таких разработок может привести к неэффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности и в итоге к неконкурентоспособности предприятий.
1.3 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В качестве одной из целей оценки уровня экономической безопасности субъектов розничной торговли является диагностика его экономического состояния по системе показателей, учитывающих специфические отраслевые особенности, наиболее характерных для данного субъекта и имеющих для последнего важное стратегическое значение.
Основные показатели уровня экономической безопасности субъектов розничной торговли связаны с отраслевыми особенностями данных предприятий.
Среди основных показателей можно назвать уровень товарооборота предприятия, обеспеченность основными и оборотными фондами, уровень торговой надбавки, показатели по персоналу.
Применительно к специфике предприятия и в соответствии с фактическими и нормативными значениями его технико-экономических показателей и величиной их отклонения от барьерных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности состояние этого предприятия можно характеризовать как:
Осуществление стратегии стабильного и эффективного функционирования предприятия розничной торговли предполагает комплексное решение следующих задач управления: