Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46




Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76

Вложенные файлы: 1 файл

Murad.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

    Особое  значение в осуществлении такой  дипломатии приобретает подготовка высококвалифицированных кадров со знанием современной экономики и рыночных отношений.

    Мудрая  экономическая дипломатия всегда служила  и служит укреплению мира, стабильности, процветанию государства, росту  благосостояния народа. Она становится опорой тесного регионального и  межрегионального сотрудничества, создает естественные предпосылки для активизации интеграционных процессов  в  Евразийском пространстве. Опыт, накопленный Германией, Японией, Сингапуром, Малайзией, Египтом, Китаем и Индией, еще раз подтверждает то, что весьма успешно осуществляемая экономическая дипломатия помогает преодолевать натиск и негативное воздействие неминуемой глобализации, тем самым укрепляет могущество государства. Такая дипломатия служит утверждению доброй воли, взаимного доверия и взаимопонимания между народами.

    Дипломат  нашей эпохи для успеха своей  деятельности должен следить за развитием  международных отношений. Мониторинговая, маркетинговая и исследовательская  деятельность в области международных  отношений является одной из ее составных  частей. Она представляет собой также изучение внутреннего положения отдельных государств, поскольку оно отражается в международных отношениях. Так или иначе, экономическая дипломатия приобретает, соответственно, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

    Выделяют 4 сферы деятельности в области экономической  дипломатии:

    а) информационная, б) политико-нормативная, в) технико-консультативная (содействие торговле),  г) финансово-кредитная.

    а) На первый взгляд, это чисто техническое  дело: вспомогательный инструмент для подготовки аналитических материалов, предназначенных для повседневной работы и докладов своему руководству, а также продвижения аргументов в пользу разъяснения позиции своего правительства в стране пребывания. Но нельзя преуменьшать важности добывания достоверной информации относительно иностранных государств, кампаний, их ресурсов, торговли, их членов правительства и руководящих лиц и т.д. Поэтому одна из важнейших задач дипломата добыть максимум достоверной информации при минимуме выдачи информации о своей стране, кампании, ресурсах и т.д.  Но при этом важно уметь сохранять корректность и не нарушать общепринятые дипломатические нормы поведения и этикета. Другой важный элемент информационного направления экономической дипломатии – выработка навыков правильной интерпретации передаваемых сведений с учетом противоречивых интересов.

    Еще один из вариантов информирования: изложения фактов в форме предположительной  версии, облегчающей понимание доводов  оппонента.

    Таким образом, информационное направление имеет исключительно важное значение. Одни и те же факты могут быть по-разному прочитаны и интерпретированы в зависимости от множества причин, а отсутствие должной полноты информации может существенно исказить картину будущих переговоров.

    б)  Это направление включает разработку международных правовых инструментов. Непосредственная разработка и оформление международных правовых инструментов, касающихся «правил игры» на мировом рынке, является уделом межгосударственных организаций. Участники переговоров – дипломаты, черпают при этом доводы из двух источников: аналитиков-ученых и практиков-бизнесменов. 

    
    1. Взаимодействие  и координация  функций государственных  институтов власти в сфере поддержки бизнес структур
 

    Американский  исследователь Ф.Мошер (профессор из Беркли, штат Калифорния) в 50-х годах заметил, что «становится все труднее различать вопросы внутренней и внешней политики. Ныне не заметишь водораздела, который бы отделял от внутренних проблем наши заморские хозяйственные операции: последние плотно вплетены в ткань всех наших национальных проблем и программ». У этого замечания достаточно глубокие исторические корни. В 1927 году в США создали Зарубежную торговую службы, в 1930 году – Зарубежную сельскохозяйственную службу, в 1935 году- разрешили посылать представителей МВД, в чьем ведении находились природные ресурсы. Затем произошла серия реорганизаций, и в результате помимо государственного департамента международной деятельностью стали заниматься около 20 министерств и государственных агентств, в том числе экономических. По свидетельству С.Саймингтона, бывшего в 60-е годы сенатором, в одном из посольств США, которое он посетил, из 42 официальных представителей лишь 4 оказались сотрудниками госдепартамента.

    В качестве еще одного приложения приведено соглашение от 15 ноября 1961 г. между государственным департаментом и министерством торговли по вопросу о международной экономической деятельности. В соглашении, подписанном Дином Раском (государственным секретарем США) и Лютером Ходжесом (министром торговли), подчеркивается, что президент поручил всем правительственным учреждениям придавать первостепенное значение «обеспечению лидерства американской промышленности в расширении экспортных рынков». Государственному департаменту совместно с министерством торговли поручалось развивать «представительство и возможности» для продвижения торговых интересов. При этом на глав миссий (т.е. на руководителей политического аппарата) возлагался общий контроль и координация действий; а на министерство торговли – ответственность и обязанность руководства «деятельностью по поддержке внешней торговли внутри страны и за рубежом при должном учете интересов других ведомств». На этой основе образовывалась упоминавшаяся выше объединенная Зарубежная служба, а внутри нее государственный департамент при участии министерства торговли создавал Программу коммерческих специалистов. Из приведенных описаний становится ясно, что увязка ведомственных подходов с национальными интересами оказалась отнюдь не простой задачей. Это видно, в частности, из детального описания функций участников соглашения, повторяющихся прямых ссылок на указание президента, неоднократных предостережений против дублирования функций.

    На  министерство торговли было возложена  ответственность за поддержку промышленности и бизнеса США, внешней и внутренней торговли страны, научный и технический рост, «сбалансированность» транспортной системы, обеспечение «полностью прибыльного производства и полной эффективной занятости». Функции министерства обозначались в таких словах: обеспечивать бизнес и правительство информацией; оказывать им содействие; представлять потребности бизнеса. При выполнении указанных функций не делается различия между торгово-экономической деятельностью внутри страны и за рубежом, поскольку «такие операции зачастую настолько тонко переплетены, что их невозможно отделить друг от друга».

    Внешняя экономическая деятельность министерства торговли подразделялась на 2 части: 1) оказание услуг бизнесу в области  международной торговли, путешествий, инвестиций; 2) участие в формулировании внешнеторговой политики Соединенных Штатов.

    В первой части роль министерства торговли доминирующая, во второй – министерство признает приоритет государственного департамента и участвует вместе с другими ведомствами в формулировании внешней экономической политики.

    Применительно к торговому персоналу («торговым  специалистам») зарубежной службы министерство торговли обеспечивает выполнение ими  всех обязанностей по предоставлению услуг бизнесу; в части внешней  экономической политики – возлагает на них функцию обеспечения информацией, касающейся торгово-экономических интересов США в соответствующей стране. Естественно, министерство торговли обязалось регулярно консультироваться с государственным департаментом в отношении требуемой отчетности и необходимой информации.

    Роль  государственного департамента была определена президентом в качестве «центрального  звена» как на уровне ответственности, так и в деле координации всей международной экономической политики страны. Параметры взаимодействия с министерством торговли обозначились выше; что касается координации и консультаций с другими ведомствами, то госдепу вменялось в обязанность обеспечивать такому процессу «максимальную значимость и продуктивность». Особо оговаривалось, что «государственный департамент должен в обязательном порядке участвовать в осуществлении функции поддержки за рубежом коммерческой и торговой деятельности».

    В этой связи конкретизировались обязанности  государственного департамента в отношении  упоминавшейся выше Программы коммерческих специалистов.

    В этом контексте в задачи государственного департамента входило: а) выделение  группы карьерных коммерческих специалистов из состава зарубежной службы; б) увеличение числа назначенцев в состав резерва  зарубежной службы из состава сотрудников министерства торговли, а также из мира бизнеса; с) включение этих специалистов в Программу коммерческих специалистов.

    Функциональные  обязанности перечисляются в специальном приложении. К таким обязанностям относятся:

    1. Предоставление следующих видов услуг американским и местным бизнесменам, которые обратятся непосредственно за поддержкой (оказание помощи в налаживании деловых связей; обеспечение подходящей информацией о потенциальных покупателях, источниках поставок и других потенциальных деловых возможностях; помощь в подготовке и представлении деловых предложений; помощь в установлении контактов с местными правительственными чиновниками; подготовка быстрых и обоснованных ответов на запросы по торговым проблемам; оказание другой необходимой помощи, когда это необходимо).

    2.Продвижение  экспорта американских товаров,  обеспечение необходимой организационной  поддержки.

    3.Содействие  использованию возможностей для  частных инвестиций.

    4.Поддержание  контактов с иностранными бизнесменами  и правительственными чиновниками с целью защиты американских интересов.

    5.Для  целей должного информирования  американского и местного бизнеса  организация работы соответствующих  библиотек, ведение требуемых  файлов и пр.

    6.Максимальное  передвижение в зоне своей  деятельности с целью демонстрации американских коммерческих интересов.

    7.Всемирнове  продвижение американских стандартов  и спецификации, чтобы содействовать  американскому бизнесу в его  деятельности, участию в торгах  и т.п.

    8.Поддержка  участия американского бизнеса  в местных торговых ярмарках, выставках, в работе информационных центров, а также обеспечение необходимой информацией местных бизнесменов и правительственных представителей о проведении аналогичных мероприятий в США.

    На  МИД Великобритании возлагалась  задача обеспечения координации внешнеэкономического курсов. В 965 году здесь произошла объединение службы министерства иностранных дел, министерства по делам Содружества и института торговых комиссаров, действовавших в странах Содружества, в единую дипломатическую службу Ее Величества. В докладе подготовившей эту реорганизацию комиссии лорда Плаудена особо подчеркивается, что «коммерческую работу можно поручать только лучшим из состава дипломатической службы». Далее в докладе говорится: «МЫ видим в не очень отдаленном будущем, что каждый посол и верховный комиссар будут людьми, уже послужившими на коммерческих постах и детально ознакомившимися с тем, как содействовать увеличению экспорта и что для этого требуется. Каждый посол и верховный комиссар должны рассматривать коммерческую работу как одну из важнейших целей своей миссии и приданных ей служб».

    Были  публикации, согласно которым экономическими вопросами в министерстве иностранных  дел Великобритании занималась 1/3 всех сотрудников МИД страны, причем доля дипломатов с более высокими рангами была здесь выше, чем на политической, информационной или консульской работе.

    Согласно  публикациям, английские посольства получали запросы министерства торговли, относящиеся  к поиску возможностей для расширения торговых операций английских фирм. Для обслуживания таких запросов посольства имели специальные штаты сотрудников. Например, в английском посольстве во Франции имелась специальная группа из  12 человек, которые разъезжали по стране в поисках рынков сбыта для английских товаров. В среднем за год они помогали английским компаниям осуществлять 3 тыс. различных сделок. Кроме того, посольство получало до 150 запросов в неделю непосредственно от английских компаний. Эксперты подчеркивали, что такого рода деятельность посольств – важная составная часть политики Англии в соответствующих странах.

    Важное  место стало отводиться экономическим  вопросам в министерстве иностранных  дел Франции. Было создано генеральное  управление по экономическим и финансовым делам, которому, в частности, было вменено в обязанность давать заключения об экономических последствиях предпринимаемых Францией политических дел, а также об экономических, финансовых и технических аспектах политических связей с отдельными странами.

    Экономическим вопросам стало придаваться повышенное внимание при поступлении на учебу в Национальную школу администрации, занимающуюся, в частности, подготовкой кадров с перспективой работы в дипломатической области. Согласно данным о конкурсных экзаменах, такие специалисты подвергаются экзаменам по различным вопросам экономики, причем от результатов таких проверок в большой степени зависят перспективы дальнейшего продвижения дипломата по служебной лестнице. Судя по аналитическим докладам из американских источников, французский опыт «экономизации» дипломатической службы вызвал интерес в США; в частности, американских экспертов заинтересовал такой аспект практики МИД Франции, когда требования к экономическим знаниям предполагали наличие должного понимания специалистами также политической подоплеки и ясности в отношении реальных интересов на геополитическом и региональном уровнях.

    Помимо  рассмотренных выше механизмов взаимодействия дипломатической службы и бизнеса, еще до перехода к современному этапу  создавались дополнительная экономическая  инфраструктура торговой дипломатии. В системе такого рода инфраструктуры можно усмотреть несколько уровней.

Информация о работе Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности