Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа
Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.
Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46
Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76
Особое значение в осуществлении такой дипломатии приобретает подготовка высококвалифицированных кадров со знанием современной экономики и рыночных отношений.
Мудрая экономическая дипломатия всегда служила и служит укреплению мира, стабильности, процветанию государства, росту благосостояния народа. Она становится опорой тесного регионального и межрегионального сотрудничества, создает естественные предпосылки для активизации интеграционных процессов в Евразийском пространстве. Опыт, накопленный Германией, Японией, Сингапуром, Малайзией, Египтом, Китаем и Индией, еще раз подтверждает то, что весьма успешно осуществляемая экономическая дипломатия помогает преодолевать натиск и негативное воздействие неминуемой глобализации, тем самым укрепляет могущество государства. Такая дипломатия служит утверждению доброй воли, взаимного доверия и взаимопонимания между народами.
Дипломат
нашей эпохи для успеха своей
деятельности должен следить за развитием
международных отношений. Мониторинговая,
маркетинговая и
Выделяют 4 сферы деятельности в области экономической дипломатии:
а) информационная, б) политико-нормативная, в) технико-консультативная (содействие торговле), г) финансово-кредитная.
а) На первый взгляд, это чисто техническое дело: вспомогательный инструмент для подготовки аналитических материалов, предназначенных для повседневной работы и докладов своему руководству, а также продвижения аргументов в пользу разъяснения позиции своего правительства в стране пребывания. Но нельзя преуменьшать важности добывания достоверной информации относительно иностранных государств, кампаний, их ресурсов, торговли, их членов правительства и руководящих лиц и т.д. Поэтому одна из важнейших задач дипломата добыть максимум достоверной информации при минимуме выдачи информации о своей стране, кампании, ресурсах и т.д. Но при этом важно уметь сохранять корректность и не нарушать общепринятые дипломатические нормы поведения и этикета. Другой важный элемент информационного направления экономической дипломатии – выработка навыков правильной интерпретации передаваемых сведений с учетом противоречивых интересов.
Еще один из вариантов информирования: изложения фактов в форме предположительной версии, облегчающей понимание доводов оппонента.
Таким образом, информационное направление имеет исключительно важное значение. Одни и те же факты могут быть по-разному прочитаны и интерпретированы в зависимости от множества причин, а отсутствие должной полноты информации может существенно исказить картину будущих переговоров.
б)
Это направление включает разработку
международных правовых инструментов.
Непосредственная разработка и оформление
международных правовых инструментов,
касающихся «правил игры» на мировом рынке,
является уделом межгосударственных организаций.
Участники переговоров – дипломаты, черпают
при этом доводы из двух источников: аналитиков-ученых
и практиков-бизнесменов.
Американский исследователь Ф.Мошер (профессор из Беркли, штат Калифорния) в 50-х годах заметил, что «становится все труднее различать вопросы внутренней и внешней политики. Ныне не заметишь водораздела, который бы отделял от внутренних проблем наши заморские хозяйственные операции: последние плотно вплетены в ткань всех наших национальных проблем и программ». У этого замечания достаточно глубокие исторические корни. В 1927 году в США создали Зарубежную торговую службы, в 1930 году – Зарубежную сельскохозяйственную службу, в 1935 году- разрешили посылать представителей МВД, в чьем ведении находились природные ресурсы. Затем произошла серия реорганизаций, и в результате помимо государственного департамента международной деятельностью стали заниматься около 20 министерств и государственных агентств, в том числе экономических. По свидетельству С.Саймингтона, бывшего в 60-е годы сенатором, в одном из посольств США, которое он посетил, из 42 официальных представителей лишь 4 оказались сотрудниками госдепартамента.
В качестве еще одного приложения приведено соглашение от 15 ноября 1961 г. между государственным департаментом и министерством торговли по вопросу о международной экономической деятельности. В соглашении, подписанном Дином Раском (государственным секретарем США) и Лютером Ходжесом (министром торговли), подчеркивается, что президент поручил всем правительственным учреждениям придавать первостепенное значение «обеспечению лидерства американской промышленности в расширении экспортных рынков». Государственному департаменту совместно с министерством торговли поручалось развивать «представительство и возможности» для продвижения торговых интересов. При этом на глав миссий (т.е. на руководителей политического аппарата) возлагался общий контроль и координация действий; а на министерство торговли – ответственность и обязанность руководства «деятельностью по поддержке внешней торговли внутри страны и за рубежом при должном учете интересов других ведомств». На этой основе образовывалась упоминавшаяся выше объединенная Зарубежная служба, а внутри нее государственный департамент при участии министерства торговли создавал Программу коммерческих специалистов. Из приведенных описаний становится ясно, что увязка ведомственных подходов с национальными интересами оказалась отнюдь не простой задачей. Это видно, в частности, из детального описания функций участников соглашения, повторяющихся прямых ссылок на указание президента, неоднократных предостережений против дублирования функций.
На министерство торговли было возложена ответственность за поддержку промышленности и бизнеса США, внешней и внутренней торговли страны, научный и технический рост, «сбалансированность» транспортной системы, обеспечение «полностью прибыльного производства и полной эффективной занятости». Функции министерства обозначались в таких словах: обеспечивать бизнес и правительство информацией; оказывать им содействие; представлять потребности бизнеса. При выполнении указанных функций не делается различия между торгово-экономической деятельностью внутри страны и за рубежом, поскольку «такие операции зачастую настолько тонко переплетены, что их невозможно отделить друг от друга».
Внешняя экономическая деятельность министерства торговли подразделялась на 2 части: 1) оказание услуг бизнесу в области международной торговли, путешествий, инвестиций; 2) участие в формулировании внешнеторговой политики Соединенных Штатов.
В
первой части роль министерства торговли
доминирующая, во второй – министерство
признает приоритет государственного
департамента и участвует вместе
с другими ведомствами в
Применительно к торговому персоналу («торговым специалистам») зарубежной службы министерство торговли обеспечивает выполнение ими всех обязанностей по предоставлению услуг бизнесу; в части внешней экономической политики – возлагает на них функцию обеспечения информацией, касающейся торгово-экономических интересов США в соответствующей стране. Естественно, министерство торговли обязалось регулярно консультироваться с государственным департаментом в отношении требуемой отчетности и необходимой информации.
Роль
государственного департамента была определена
президентом в качестве «центрального
звена» как на уровне ответственности,
так и в деле координации всей
международной экономической
В этой связи конкретизировались обязанности государственного департамента в отношении упоминавшейся выше Программы коммерческих специалистов.
В этом контексте в задачи государственного департамента входило: а) выделение группы карьерных коммерческих специалистов из состава зарубежной службы; б) увеличение числа назначенцев в состав резерва зарубежной службы из состава сотрудников министерства торговли, а также из мира бизнеса; с) включение этих специалистов в Программу коммерческих специалистов.
Функциональные обязанности перечисляются в специальном приложении. К таким обязанностям относятся:
1. Предоставление следующих видов услуг американским и местным бизнесменам, которые обратятся непосредственно за поддержкой (оказание помощи в налаживании деловых связей; обеспечение подходящей информацией о потенциальных покупателях, источниках поставок и других потенциальных деловых возможностях; помощь в подготовке и представлении деловых предложений; помощь в установлении контактов с местными правительственными чиновниками; подготовка быстрых и обоснованных ответов на запросы по торговым проблемам; оказание другой необходимой помощи, когда это необходимо).
2.Продвижение
экспорта американских товаров,
3.Содействие
использованию возможностей
4.Поддержание
контактов с иностранными
5.Для
целей должного информирования
американского и местного
6.Максимальное передвижение в зоне своей деятельности с целью демонстрации американских коммерческих интересов.
7.Всемирнове
продвижение американских
8.Поддержка участия американского бизнеса в местных торговых ярмарках, выставках, в работе информационных центров, а также обеспечение необходимой информацией местных бизнесменов и правительственных представителей о проведении аналогичных мероприятий в США.
На МИД Великобритании возлагалась задача обеспечения координации внешнеэкономического курсов. В 965 году здесь произошла объединение службы министерства иностранных дел, министерства по делам Содружества и института торговых комиссаров, действовавших в странах Содружества, в единую дипломатическую службу Ее Величества. В докладе подготовившей эту реорганизацию комиссии лорда Плаудена особо подчеркивается, что «коммерческую работу можно поручать только лучшим из состава дипломатической службы». Далее в докладе говорится: «МЫ видим в не очень отдаленном будущем, что каждый посол и верховный комиссар будут людьми, уже послужившими на коммерческих постах и детально ознакомившимися с тем, как содействовать увеличению экспорта и что для этого требуется. Каждый посол и верховный комиссар должны рассматривать коммерческую работу как одну из важнейших целей своей миссии и приданных ей служб».
Были публикации, согласно которым экономическими вопросами в министерстве иностранных дел Великобритании занималась 1/3 всех сотрудников МИД страны, причем доля дипломатов с более высокими рангами была здесь выше, чем на политической, информационной или консульской работе.
Согласно публикациям, английские посольства получали запросы министерства торговли, относящиеся к поиску возможностей для расширения торговых операций английских фирм. Для обслуживания таких запросов посольства имели специальные штаты сотрудников. Например, в английском посольстве во Франции имелась специальная группа из 12 человек, которые разъезжали по стране в поисках рынков сбыта для английских товаров. В среднем за год они помогали английским компаниям осуществлять 3 тыс. различных сделок. Кроме того, посольство получало до 150 запросов в неделю непосредственно от английских компаний. Эксперты подчеркивали, что такого рода деятельность посольств – важная составная часть политики Англии в соответствующих странах.
Важное место стало отводиться экономическим вопросам в министерстве иностранных дел Франции. Было создано генеральное управление по экономическим и финансовым делам, которому, в частности, было вменено в обязанность давать заключения об экономических последствиях предпринимаемых Францией политических дел, а также об экономических, финансовых и технических аспектах политических связей с отдельными странами.
Экономическим вопросам стало придаваться повышенное внимание при поступлении на учебу в Национальную школу администрации, занимающуюся, в частности, подготовкой кадров с перспективой работы в дипломатической области. Согласно данным о конкурсных экзаменах, такие специалисты подвергаются экзаменам по различным вопросам экономики, причем от результатов таких проверок в большой степени зависят перспективы дальнейшего продвижения дипломата по служебной лестнице. Судя по аналитическим докладам из американских источников, французский опыт «экономизации» дипломатической службы вызвал интерес в США; в частности, американских экспертов заинтересовал такой аспект практики МИД Франции, когда требования к экономическим знаниям предполагали наличие должного понимания специалистами также политической подоплеки и ясности в отношении реальных интересов на геополитическом и региональном уровнях.
Помимо рассмотренных выше механизмов взаимодействия дипломатической службы и бизнеса, еще до перехода к современному этапу создавались дополнительная экономическая инфраструктура торговой дипломатии. В системе такого рода инфраструктуры можно усмотреть несколько уровней.