Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46




Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76

Вложенные файлы: 1 файл

Murad.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

     лад, избирает форму своего вхождения  в рынок, находит себе агента либо представителей, и идет дальше самостоятельно.

    Больше  вопросов возникает ввиду больших  изменений в области информации. В наши дни в информации нет недостатка, она скорее избыточна. Она быстро распространяется, в изобилии публикуется, ее всегда можно получить во все более многочисленных центрах документации, как внутри страны, так и за границей. Везде в мире имеются банки данных, куда можно обратиться за справкой. Статистика приведена к единым нормам, международные организации публикуют единообразные серии, дающие возможность делать сравнения как в пространстве, так и во времени. За исключением еще отгороженных от внешнего мира, еще не утративших отпечаток необычности стран, слишком далеких и потому редко посещаемых, где говорят на малоизвестных языках, торговый советник уже не обладает исключительностью исходной информации. В то же время по мере того, как рынки дробятся на все более мелкие секторы и как следствие этого становится все более узкой специализация производимых изделий, спрос переключается на более сложную, более научно обоснованную информацию, все более похожую на работу по индивидуальным заказам. Так, больше интереса вызывает теперь не просто рынок одежды, а, допустим, рынок детской одежды, разделенный к тому же по возрастным категориям. Самая ценная информация в большей мере касается рынка вполне определенного товара, чем рынка определенного рода деятельности или какой-либо категории товаров. Такая вполне целенаправленная и индивидуализированная информация должна стать объектом специального поиска и изучения, для чего требуется больше времени, чем то, которым располагают торговые отделы посольств, находящиеся в долгу — статус государственной службы обязывает — перед всеми предприятиями, способными воспользоваться их советами.

    Другая  перемена заметна в растущем числе  предприятий, разбирающихся в международной  экономике. Крупные предприятия не могут уже избежать внешнего мира и среди них редко встречаются нуждающиеся в том, чтобы их держали за ручку, когда они делают первые шаги на международной арене. Как правило, они располагают либо средствами, либо возможностями справиться самостоятельно. Предприятия помельче, ориентированные на более узкие, но вполне ими освоенные рынки, уже знают, что делать, во всяком случае из самого главного. В их число входят высококонкурентные малые и средние предприятия. В целом, стало меньше тех, кто действительно нуждается в традиционном снабжении информацией, зато возрастающий спрос на нее сопровождается теперь более высокими требованиями.

    Наконец, и это новое явление, все более  многочисленные поставщики услуг в состоянии удовлетворять нужды предприятий. Помимо торговых палат в зарубежных странах, стоящих особняком из-за своего почти институционального статуса, о котором пойдет речь ниже, помимо уже упоминавшихся банков данных, имеется великое разнообразие советов предприятий по вопросам управления, экспорта, капиталовложений, налоговым и юридическим, консультантов по связям и продвижению товаров, устроителей торговых выставок и профессиональных салонов, и много другого. В их пользу говорят выгодные стороны их специализации, предприятиям не составляет труда прибегнуть к их услугам и тем самым снять часть забот с плеч торгового советника.

    В свое время виды материальной и финансовой помощи предприятиям, чтобы помочь им справиться с исключительно высокими требованиями внешних рынков, были многочисленны и разнообразны. Во всех или почти во всех странах эта помощь объяснялась двумя причинами. Во-первых, плохо изученные, малоощутимые и с трудом поддающиеся оценке риски внешнего рынка во всем мире значительнее таковых на внутреннем рынке, а от нередко сопровождающей их политической опасности нельзя оградиться обычными способами. Во-вторых, несходство механизмов финансирования, образовавшихся в большинстве стран, само по себе влекло за собой столь значительные нарушения правил конкуренции, что экспортные кредиты стали одной из наиболее болезненных точек международной конкуренции. Дело зашло так далеко, что предприятиям, не способным обеспечить одинаковый уровень с предложениями соперников, грозило неизбежное разорение. Поскольку вмешательство государства, стремившегося дать им такую возможность, просто помогало им справиться с трудностью, которую они не были в состоянии устранить, то предприятия к такой поддержке относились, как к чему-то само собою разумеющемуся. Действительно, в эпоху обособленных финансовых рынков эти различия в возможностях внешнего финансирования проистекали от различий экономического положения и внутренней политики разных стран, которые в каждой из них определялись прежде всего уровнем внутреннего накопления, процентными ставками, состоянием платежного баланса, валютной и финансовой политикой. Внутренние рынки не кроились по единой мерке, а на внешних царили конкуренция и арбитражные суды.

    Два эти обстоятельства дополнялись  почти всеобщим стремлением к поощрению экспорта (в те времена капиталовложения не особенно ценились и никто не задумывался о политике в области импорта). Причины тому были разные: то нехватка валюты, то неурегулированность внешних платежей, то курс на интернационализацию деятельности предприятий, но любая политика исходила из убеждения, что экспорт следует поддерживать не только потому, что дело это непростое, но также и потому, что он особенно благотворен для страны.

    Наконец, стало ясно, что в менее развитых странах запасы валюты и даже внутренние накопления недостаточны для выделения денег на нужды развития, то есть на ввоз средств производства. Порою они были слишком скудны даже для простого сохранения места национальной экономики в мировом товарообмене. Возникла, таким образом, необходимость восполнить их нехватку с помощью внешнего финансирования на исключительно благоприятных условиях — за счет финансовых вливаний или чрезвычайно щедрых торговых кредитов.

    В итоге совокупное действие усилий, направленных на решение четырех задач: оградиться от наиболее опасных рисков, уравнять условия конкуренции, содействовать экспорту и открыть недостаточно денежные рынки повлекло за собой долгую череду операций, подробное описание которых навеяло бы скуку, однако напоминание наиболее существенного даст о них общее представление.

    Наиболее  важной чертой этих мер является взятие на себя государством забот об устранении политического риска. Речь идет о защите от последствий заранее не оговоренных мер, принимаемых каким-либо правительством и ведущих к расторжению договора, препятствующих его оплате или выполнению, либо лишающих предприятие его капиталовложений. Особенность этого риска в том, что обычно не представляется возможным обезопасить себя от него. Не следует путать неограниченные полномочия государств с самоуправством или беззаконием. Правительство, парламент могут на вполне законном основании прибегнуть к совершенно оправданной мере, радикально нарушающей условия договора либо причиняющей огромный вред: изменение налоговой системы, введение контроля за валютным обменом, обязательное реинвестирование прибыли, национализация, и т.д. За исключением незначительных операций в хорошо изученных странах с предсказуемым политическим курсом, предприятия не могут позволить себе такой риск, во многих случаях угрожающий самому их существованию, а посему они стараются застраховаться от него. Но застраховаться от превратностей политической жизни невозможно, было бы затруднительно подсчитать на рациональной основе сумму премий и выплат на покрытие таких рисков. Действуя по разным каналам, чаще всего прибегая к государственному страхованию кредитов (КОФАСЕ во Франции, Гермес в Германии, ЕСГД в Великобритании, ИНА в Италии), государства берут на себя расходы, связанные с таким риском, в объеме и на условиях, менявшихся с течением времени и в зависимости от страны.

    Если  политический риск, включающий невыплату  долга государством-должником или зависящими от него учреждениями изначально и почти всегда обеспечивался государственными гарантиями, неплатежеспособность иностранного частного должника стала гарантироваться не сразу, а постепенно, в то время, как нужда в таких гарантиях была настоятельна. Неполнота финансовой информации об иностранных покупателях и отсутствие конкретного знакомства с ведением ими дел, трудности в обеспечении надежных поручительств выплаты должных сумм и на весь срок некоторых видов финансирования (до десяти лет, с учетом времени производства) вынудили многие страны включить этот вид неплатежеспособности в число рисков, под которые ими давались страховые гарантии.

    Особенность экспорта заключается в том, что  в подавляющем большинстве случаев он в гораздо большей мере, чем продажи на внутреннем рынке, сочетается с финансированием, предлагаемым поставщиком (кредит поставщика) или его банкиром (покупательский кредит), и не столько с использованием средств, собранных клиентом. Большая сумма экспортных кредитов, даже высококачественных, могла бы, в отсутствие гарантий, создать чрезмерные опасности для финансовой устойчивости наиболее деятельных операторов за границей — предприятий и даже банков. Насущная необходимость избежать того, что в данных условиях могло бы побудить отказаться от экспорта, естественно, способствовало оправданному вмешательству государства.

    Выравнивание  условий конкуренции относится  главным образом к средне — и долгосрочному финансированию экспорта, причем условия эти определяются не столько состоянием конкуренции, сколько собственными возможностями внутренних механизмов финансирования каждой страны. Для этих целей большинство правительств располагает механизмами и специализированными банковскими учреждениями: Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ) во Франции, Эксимбанк в США, Медиокредито Нейтрале в Италии. Эти механизмы обладают двумя преимуществами: во-первых, всегда располагают необходимыми ресурсами (следовательно, не подлежат возможным кредитным ограничениям), а, во-вторых, дают возможность пользоваться субсидированными, то есть более низкими, чем рыночные, процентными ставками.

    Разумеется, все то, о чем шла речь выше, тесно связано с расширением экспорта, и столько усилий не прилагалось бы, если бы к этим причинам не добавились другие, однако основная цель повлекла за собой ряд других мер, направленных к тому, чтобы побудить предприятия проникнуть на иностранные рынки, а посему амортизирующих трудности экспорта. В их число входят все мероприятия, направленные на уменьшение риска неудачи освоения нового рынка, включая страхование риска неудачи, страхование предложения, ярмарочное страхование, и имеющие целью обеспечить минимальную компенсацию авансированных расходов в расчете на реализованный оборот. Сюда же можно отнести организацию государственными агентствами — во Франции Французским Комитетом экономических мероприятий за границей (ФКЭМГ) — участия в торговых выставках или профессиональных салонах, которые за необычайно низкую цену избавляют предприятие от любых хлопот, включая сооружение стендов, составление каталога, проведение рекламы, и т.д. К достижению той же цели направлены операции технического сотрудничества экономического характера (во Франции под управлением АТСПЭ1), смысл которых состоит в том, чтобы познакомить предпринимателей с техническим оборудованием и сблизить их с предприятиями, использующими это оборудование, чтобы не быть забытым в ходе будущих консультаций или обращений с деловыми предложениями. Сюда же относятся гарантии валютного обмена (для стабилизации паритета), предварительное финансирование под устойчивый процент (для укрепления процентной ставки), а также система мер, характерная только для Франции — гарантии от экономического риска (чтобы ограничить влияние на стоимость контракта роста цен, который мог бы произойти вследствие инфляции, превышающей среднее ее значение для стран ОЭСР). Эти три перечисленных меры улучшают условия предложения в чувствительных местах и могут положительно отразиться на покупателе, давая ему возможность воспользоваться как устойчивостью паритетов и процентных ставок, так и известной свободой маневра в стремлении ограничить последствия использования пункта о пересмотре контрактных цен.

    Комплекс  указанных мер следовало бы дополнить  всеми существующими механизмами субсидирования. Перечислять их все нет нужды, достаточно упомянуть сельское хозяйство и судостроение, обратив внимание на не утраченное и дополнительно приобретенное ими значение.

    Последняя из названных в этом перечне причин состоит в необходимости освоения новых рынков. Она находится рядом с тремя уже упомянутыми, но дополняет их иным подходом к государственной поддержке, поскольку она сообразуется уже не с условиями, возникшими вследствие конкуренции, а с тем, что нужно клиенту либо приемлемо для него. А это в свою очередь ведет к приспособлению условий финансирования либо с особенностями экономики страны покупателя ввиду скудости ее ресурсов (есть еще и кредиты поддержки), либо с особенностями самого проекта ввиду его предполагаемой окупаемости (таково мнение банкира, ставшего главным идеологом деловых подходов Эксимбанка), либо, наконец, с теми, которые благоприятствовали бы заключению большого числа крупных контрактов (такова точка зрения коммерсанта, представлявшего Францию при подписании в 70-х годах многочисленных финансовых протоколов, в частности, с СССР). В последнем случае трудность состояла в том, чтобы создать разновидность финансирования, представляющую собой нечто среднее между помощью, предоставляемой на чрезвычайно выгодных условиях, и экспортными кредитами, выделяемыми на более благоприятных нежели рыночные условиях, но предполагающими такие достаточно жесткие механизмы использования, как точно оговоренные сроки предоставления кредита, уровень задатка, местное финансирование, процентные ставки. С этой целью во Франции были созданы в 1962 году так называемые «смешанные кредиты», соединявшие в рамках одного и того же финансирования экспортные кредиты и выплаты в виде помощи. Мало кто из конкурентов смог последовать этому примеру, чаще всего они сурово осуждали усмотренное ими нарушение правил конкуренции, поскольку затруднения, с которыми они столкнулись в попытках ввести и у себя такой смешанный тип финансирования, не склонял их, естественно, к снисходительности.

    Характерная для всех этих мер помощи особенность  заключается в применении общих механизмов к конкретным условиям: к такому-то контракту, такому-то капиталовложению, такому-то участию в выставке, такой-то задаче, поставленной перед экспортерами. Таким образом, каждый случай рассматривается в отдельности на основе изучения местных условий, осуществляемого дипломатическими миссиями, которые в некоторых странах, особенно в странах, широко пользующихся кредитом, уделяют этому значительную часть своего рабочего времени. Кстати, меры такого рода могут служить превосходным инструментом экономической дипломатии. Предоставление какой-либо стране кредитов на льготных условиях, как это случилось в 70-е годы на основе франко-советских протоколов, считалось важнейшим средством укрепления экономических и даже политических связей.

Информация о работе Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности