Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа
Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.
Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46
Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76
Существовало лишь два ограничителя для развития такой системы финансирования. Во-первых, предельно допустимое расхождение с условиями финансирования и страхования, предлагаемыми рынком, чтобы эти условия оставались достаточно привлекательными. Во-вторых, финансовые расходы, которые могли позволить себе государства, предоставляющие такого рода льготы, ибо предоставить субсидию значило заплатить за валюту, которую она собирается приобретать, цену, превышающую ее нормальный паритет. Однако, и с той, и с другой точки зрения в середине этого отрезка времени произошли важные перемены. Благодаря внедрению новой технологии и разрегламентации финансовых операций, в области финансирования появилась возможность находить на рынках обильные источники средств на гибких, меняющихся по обстоятельствам, условиях, зачастую лучше отвечающих потребностям покупателя. Одновременно с этим порядок, заведенный в рамках ОЭСР относительно экспортных кредитов и государственной помощи привел к тому, что первые стали не так явно облекаться в форму уступок, а вторые теперь более походили на безвозмездные субсидии. Таким образом, экспортные кредиты приобрели большее сходство с видами кредита, предлагаемыми на рынках, в то время, как стала заметнее их разница с субсидиями на развитие, что способствовало смягчению конкуренции и, в конечном счете, перевело ресурсы и способы финансирования экспорта в разряд обыденных операций. Знаменательно, что Французский Банк для внешней торговли (ФБВТ), созданный в конце войны для нужд финансирования экспорта, потерял на этих операциях свой главный торговый фонд, но затем перестроился, кстати, успешно, в банк финансирования предприятий и, в конечном счете, слился с Национальным кредитом, еще одним учреждением государственного финансирования, также лишившимся привилегий в распределении среднесрочных кредитов на переоборудование промышленности. Международная деятельность новообразованного учреждения НАТЕКСИС ничем особенным сейчас не отличается.
Наконец, уместно напомнить, что возможность выдавать субсидии на нужды экспорта значительно ограничена международными соглашениями.
Нечто подобное происходило и в области страхования кредитов. В лоне Европейского союза политический риск не имеет более смысла, и страхование кредитов должно быть только частным. На других континентах в экономике мощных государств существуют сходные особенности, уменьшающие политический риск, так что частные страховщики и банки могут позволить себе страхование большего объема рисков. Мало-помалу образовались общественные регистрационные и справочные агентства, собирающие сведения о предприятиях. Они усовершенствовали методику работы, создали международные учреждения, благодаря которым появилась возможность быстро получать нужную информацию, достоверность которой надежно гарантируется и которая постоянно проверяется и уточняется. На рынках предлагаются новые способы защиты от риска при валютном обмене, что в большинстве случаев делает ненужными использование услуг государственного страхования кредитов. Добавим для полноты картины, что многие их этих учреждений были приватизированы, в том числе Французская Компания страхования экспортных кредитов (КОФАСЕ).
Как мы убедились, пересмотры имеют далеко идущие последствия, но наиболее сильные изменения претерпевают, по сути, методы и ближайшие цели, на магистральных направлениях они не столь заметны. Вскрывая глубоко лежащие побудительные причины, двигавшие правительствами, можно увидеть новый облик экономической дипломатии, понять, каким курсом она идет и какими средствами может располагать.
Мотивации 50-х и 60-х годов, как и используемые средства, по всей видимости, устарели.
Уже
недостаточно увеличивать экспорт,
поскольку часть продаваемой
продукции обязательно
Обеспечение положительного сальдо торгового баланса и сбалансированности стали бы ответом на некоторые из сделанных замечаний, поскольку такая более масштабная задача свела бы в единое целое импорт и секторальные показатели, но постановка такой задачи предполагает для начала весьма тщательные аналитические исследования для нужд определенной политики в сфере промышленности и услуг, охватывающей все вплоть до мельчайших подробностей, время которых пока еще не наступило.
Более разумно было бы зарабатывать валюту, потому что тогда можно было бы подвести общий фактический баланс всего товарообмена, но во времена общей конвертируемости и отмены контроля над валютным обменом, проблема уже не сводится прежде всего к валюте, а функционирование рынков производных финансовых инструментов меняет их исходные посылки.
Таким образом, решение ни одной из этих задач не может более принести удовлетворительного результата. Их формулировка исходила из убеждения, что государство целенаправленными, точечными воздействиями на производство и предприятия может оказаться в состоянии устранить кое-какие недостатки, восстановить нарушенное в отдельных секторах равновесие или выправить пошатнувшееся положение. Это было возможно в прежние времена, когда пути международной экспансии осваивать было легче, чем сегодня. В самом деле, одно из последствий глобализации и универсализации выражается в том, что предприятия получили гораздо более разнообразный, чем прежде, выбор способов экономического развития. Следуя своей общей стратегии, но и по каждому виду товаров в отдельности и для каждой страны в отдельности, они имеют отныне возможность выбирать между экспортом или производством своих товаров за границей, а потому вкладывать капитал либо у себя в стране, либо за границей, производить товары собственными силами или через партнеров, которые могут быть субподрядчиками, обладателями лицензии, наделенными правом беспошлинной торговли или просто союзниками. Лишь один подход окончательно и бесповоротно исключен — пренебрежение внешними рынками, замыкание на внутреннем. Исчезла надобность в крестовых походах государства на предприятия, дабы побудить их обратить свои взоры к внешнему миру, все необходимое уже сделано. По всей видимости, остается лишь убедить и сориентировать некоторые плетущиеся в хвосте малые и средние предприятия, но доведение до нужного уровня мелких и средних производителей, сколь бы похвальным и (полезным) ни было это дело, представляется, если оно ничем не подкреплено, несколько куцей задачей для экономической дипломатии страны, притязающей на участие в международной жизни. Качеством, наиболее подходящим для наверстывания упущенного и движения вперед, является не величина предприятий, а их способность рассуждать, действовать и завоевывать место под солнцем на мировом рынке.
В мире огромных возможностей, в котором мы живем, государства уже не могут строить свою деятельность, формулируя простые краткосрочные задачи. Предприятия сами должны выбирать наилучшие направления своего развития. Вот почему именно вокруг предприятий нужно формулировать на будущее цели отечественной экономической дипломатии, а, следовательно, новой ее задачей могут стать их прогресс, укрепление, приобретение ими веса в мировой экономике. Не так уж важно, что они занимаются экспортом, важно, чтобы они крепко держали в руках свой рынок сбыта. Не так уж важно, чтобы они зарабатывали валюту, важно, чтобы они зарабатывали. Не так важно, чтобы они сами изготовляли товары, важно, чтобы их марка приобрела известность. Не так важно, чтобы они производили продукцию в других странах, важно, чтобы они добывали там средства на создание новых изделий.
В конечном счете, наивысшей целью создания благоприятных условий предприятиям, обеспечивающим самую значительную добавленную стоимость, является построение все более богатой и насыщенной гаммы промышленных предприятий, комплекса, где объединяются самые разные отрасли производства и квалифицированная рабочая сила, как это произошло, например, в Рейнской области или северной Италии и что следовало бы воспроизвести и в других местах. Эта питательная промышленная среда привлекает предприятия, становится источником их процветания и рождает богатство. Здесь мы вновь сталкиваемся с упоминавшейся ранее стратегией конкурирующего государства. Парадокс или ирония заключается в том, что ради блага страны государство становится ревностным поборником интернационализации, ведущей к ослаблению связей с ним предприятий, но, как мы уже поняли, это мнимое противоречие, ибо для государства важно то, что идет на благо управляемой им стране.
В разных странах эта стратегия может принимать разные формы в отношении предприятий.
Во-первых, она, разумеется, следует традиционным путем поддержки, оказываемой в большей мере предприятиям, чем их продукции, и в большей мере развитию в международном плане (что должно предполагать вполне определенную политику инвестировать за границей), более чем точечным мерам или отдельным, хотя бы и блестящим операциям, которые не вписываются в определенную стратегию.
Во-вторых, она должна сочетаться с усилиями, направленными на более высокую степень интернационализации экономики страны. В этом смысле подготовка к выходу на внешние рынки предприятий, способных удержаться на них, но еще не делавших подобных попыток, имеет необыкновенно важное значение1, как и методичный поиск удобных возможностей на рынке, которые могли остаться незамеченными. Естественно, речь может быть только о догадках и предположениях, которые должны быть подтверждены сравнением со стратегией предприятий. Сколько послов и торговых советников возмущались по поводу того, что они считали благоприятными возможностями, представлявшимися в стране их пребывания и бездарно упущенными из-за безразличия предприятий! Но они забывали, что предприятия не в состоянии всюду поспевать, что главные направления их деятельности могут находиться в других областях и что, в принципе, никто лучше их самих не может судить об этом, ибо они лучше, чем кто бы то ни было, знают свои возможности, свои сильные стороны и состояние своих ресурсов. Даже если неизбежны отдельные разочарования, работа, связанная с изучением рынка, с научными исследованиями и доведением результатов до сведения предприятий чрезвычайно важна. Она может быть реализована только службами экономической дипломатии, ибо лишь она несет ответственность за интернационализацию экономики страны.
Наконец, не надо забывать, что существование значительных общин эмигрантов из других стран служит подспорьем экономической деятельности за границей. Как правило, места, густо заселенные иностранцами, уехавшими со своей родины и хорошо освоившимися в новом окружении, образуют питательную среду для возникновения новых предприятий. Когда им не приходиться обосновываться в отдаленной местности, где-нибудь в глуши на полном самообеспечении, где нередко располагаются строительные площадки при производстве работ государственного значения или буровые установки бригад нефтяной разведки, для них найдутся и смежники, и приемный центр, и учебные заведения. Содействовать их укреплению, благоприятствовать упрочению духа взаимопомощи в отношении соотечественников также является вкладом в интернационализацию экономики конкретной страны.
В конечном счете новизна состоит в смещении центра тяжести микроэкономической дипломатии. Когда-то она строила свою деятельность, ориентируясь на государство. Счета платежного баланса входили в число факторов, определявших прочность равновесия в жизненно важных областях, они требовали неусыпного внимания, нуждались в постоянном улучшении, а рост экспорта представлял собой простой и удобный способ способствовать успеху. Прежде считали, да и теперь считают, что импорт — это роковая неизбежность. Так что после отмены контроля над импортом особой политики в отношении импорта более не проводилось за исключением поставок нефти в годы, последовавшие за первым кризисом ОПЕК в 1973 году, и, в не столь отдаленном прошлом, мер, принятых Японией. Отныне все строится вокруг понятия конкурентоспособности — конкурентоспособность государств, чтобы могли привлекать больше эффективных предприятий, конкурентоспособность предприятий, способных производить все более значительную добавленную стоимость. Где конкурентоспособность, там и рынок, где она проявляет себя. Действительно, именно на рынке действует экономическая дипломатия, помогая предприятиям наилучшим образом использовать его возможности и прибегая при этом к приемам, заимствованным скорее из арсенала коммерсантов, и образцом для которых служат не столько методы государственной власти, сколько коммерческие подходы.
Минуло время, когда прибегали к субсидиям, чтобы обосноваться на рынках, пришло время профессионалов. К тому и должны быть направлены усилия государств. Было бы упрощением утверждать, будто иссякли ресурсы государственной власти, составлявшие в прежние времена их основной арсенал. Государства по-прежнему занимаются гарантиями и финансированием, все так же даются дотации на экспорт сельскохозяйственной продукции, по-прежнему выделяются средства на изучение рынка и покупательского спроса. И все же что-то изменилось. Требования конкуренции и покупательский спрос, которые всегда приходилось брать в расчет, делают насущным более, чем прежде, введение новых методов государственного вмешательства. Так, гарантия и финансирование крупных проектов из простых продаж оборудования превратились в контракты «под ключ» (оборудование, а также технология, монтаж, пуск), контракты с готовым рынком (контракты «под ключ» плюс запуск в продажу продукции), а теперь еще и в контракты «Построй, Управляй и Передай» (ППП), когда поставщик обязуется не только доставить на место промышленную установку в полной исправности, но также управлять ею в течение известного времени, а затем передать в собственность покупателя. Так частные капиталы, наряду с капиталами, предоставляемыми государством, стали занимать все больше места в общей массе предоставляемых кредитов.
Ситуация на рынках привела, таким образом, к изменениям, иногда весьма значительным, в традиционные средства госвмешательства, но более всего она повлияла на способы содействия предприятиям. Заслуживают упоминания четыре проявления этих изменений. Во-первых, информация стала более целенаправленной. Во-вторых, значительная часть услуг стала предоставляться за плату. В-третьих, государства все чаще берут шефство над предприятиями, и, наконец, в-четвертых, разрабатывая свою собственную торговую стратегию, они стремятся придать своим действиям не меньшую эффективность, чем это делают со своей стороны сами предприниматели.
Спрос на продукцию предприятий теперь больше и разнообразнее чем прежде, ибо новые формы внедрения на рынки понуждают их более тщательно изучать экономическую, политическую и социальную среду. Он стал и более определенным с точки зрения коммерческой и промышленной, которая выходит отныне далеко за пределы традиционных показателей, полученных на основе анализа рынков, в силу чрезвычайно узкой специализации отдельных секторов рынков сбыта. Эти потребности ставят проблемы обработки информации, но также, вопреки размышлениям, на которые наводит бурный рост информационных сетей и банков данных, и проблемы получения исходных данных.
В самом деле, непросто добиться того, чтобы нужная необработанная информация попадала на стол или на экран компьютера предпринимателя. Доступно то, что касается наиболее могущественных государств, важнейших сфер деятельности, основных параметров экономики, но как только дело доходит до торговли, изучения деталей, сложнейших исследований, обращения к странам, не находящимся на переднем крае прогресса, странам либо далеким, либо выпускающим печатные издания на малоизвестных языках, информацию приходится разыскивать, а добывать ее трудно не столько потому, что она засекречена или конфиденциальна, сколько потому, что до такой степени специфична, что не имеет смысла ни постоянный ее сбор, связанный с обременительными проверками и уточнениями, ни ее систематическое распространение. Наконец, информация наиболее ценная оказывается и наиболее редкой, той, что дает возможность предвосхитить события, касающиеся стратегии предприятий, которые могли бы стать конкурентами, если только не окажутся в конечном счете будущими партнерами. Такой информации издалека не добыть и даже наилучший банк данных не располагает всем, да если бы и располагал, то полезную и оперативную информацию еще надо индивидуализировать (конкретное изделие, конкретная марка, конкретное предприятие). В большинстве случаев самое лучшее искать информацию на месте, черпая ее из первоисточника.