Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа
Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.
Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46
Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76
Преимущество посольств заключается в их связях, уровень которых может быть очень высок. Это, разумеется, само собой, когда речь идет о министрах и чиновниках высокого ранга, которые оказываются обычными собеседниками дипломатов при обсуждении демаршей этих последних в качестве посланников своих правительств. Но и вне официальных сфер аналогичное положение, ибо и там — это второй плюс — круг связей весьма широк. Посол — особа высокоуважаемая и может встречаться с кем пожелает: руководителями предприятий, профсоюзными деятелями, видными политиками всех оттенков, представителями мира искусства, экономистами, университетскими профессорами, учеными, имиджмейкерами, и другими влиятельными людьми. Наконец, посольство работает на месте и это третий плюс. Оно непосредственно имеет дело с выдающимися деятелями политического мира и гражданского общества, что дает ему ключи к разгадке поступков многих личностей и возможность проверить основательность многих подсознательных ощущений.
Несмотря на то, что предприятия и посольства трудятся на разных поприщах — первые на рынке, вторые в сфере межгосударственных отношений — общность их интересов в сфере получения информации простирается дальше, чем можно вообразить. С давних пор посольства включили в свою политическую деятельность ее экономические, торговые и финансовые составляющие. Если бы они раздумывали в нерешительности, то главы предприятий, посещающие их, дабы посвятить в свои планы, и непременно задающие вопросы, заставили бы их устроить у себя экономическую революцию, и немудрено — ведь предприятия ожидают, что посольство даст им полезные советы стратегического и оперативного значения. Стратегический уровень подразумевает информацию об экономической и финансовой политике, изменениях в законодательстве (в частности, налоговом и социальном), о движущих пружинах экономики страны, состоянии трудовых отношений, влиянии лоббистов и противоборствующих интересах. Эти темы неизменно входят в круг повседневных забот посольств. Они располагают информацией полученной из первых рук, множеством полезных наводок, обладают способностью перспективного мышления и синтетических построений, необходимых предприятиям при составлении среднесрочных прогнозов и разработке плана действий. Хотя никто не оспаривает важность активной поддержки предприятий посольствами, столь полезное взаимодействие еще не вполне вошло в привычку, многое еще предстоит сделать, например, чтобы из ящиков и шкафов извлекли документы, которые, поскольку они составлялись для казенных надобностей, считаются предназначенными для сугубо служебного пользования, но которые можно было бы передать за пределы ведомства либо в их первозданном виде, либо лишь слегка подчистив места, не подлежащие разглашению, или же наладить распространение той информации, которая, как правило, до сих пор сообщалась в ответ на письменный или устный запрос. Что также естественно и необходимо в первую очередь, это устроить так, чтобы посольства максимально использовали потенциал своих связей.
А вот на более низком уровне распространение оперативной информации является правилом, она даже систематически передается информационными центрами наподобие Центра внешней торговли (ЦВТ) во Франции, Департамента торговли и промышленности (ДТП) в Великобритании или Национального Института внешней торговли (НИВТ) в Италии. Они напрямую связаны за границей с экономическими и торговыми службами посольств, являющимися опорными пунктами экономической дипломатии на оперативном уровне предприятий. Вообще говоря, их задача заключается в том, чтобы подготовить предприятия к успешной деятельности на своем рынке, а посему ориентация, диагностика предприятия и соответствие его продукции спросу, советы и меры по поддержке первых шагов более тесно, чем когда-либо прежде, увязаны с информационным обеспечением. Для начала нужно непременно собрать кое-какие сведения из оперативной торговой информации, но службы экономической дипломатии не имеют к ней привилегированного доступа, в данном случае они не более, чем поставщики услуг, как и все прочие. Единственная разница и разница существенная, заключается в том, что они являются ячейками сети, созданной для того, чтобы даже скромные предприятия могли найти почти во всех странах мира корреспондента, который оказался бы в состоянии находить источники информации, а чаще всего и добывать ее. Для использования информации предлагается широкий выбор услуг, начиная снизу с передачи подборки исходных данных, содержащей все, что необходимо знать, прежде чем вступать в деловые отношения с какой-либо страной, либо сравнительно простых документов: сводных справок, заметок о том или ином секторе деятельности, тех или иных юридических или налоговых тонкостей, списков адресов; на более высоком уровне следует предоставление информационных писем и бюллетеней, более подробных исследований, уточняющих картину экономической и коммерческой жизни страны, и, наконец, на еще более высокой ступени, исполнение специфического заказа предприятия. При этом осуществляется чрезвычайно трудоемкая работа, например, собирается материал на конкретных лиц, тщательно изучается тот или иной рынок, подбираются операторы, организуется вплоть до мелочей миссия по изучению рынка и покупательского спроса, проводится ее коммерческая подготовка с опробованием продукции, обеспечиваются меры поддержки и начальные этапы использования полученных результатов, в том числе организационная помощь, необходимая для всех этих операций. Следует упомянуть проведение постоянных заседаний экономического, тематического или секторального характера, необходимые для продолжения подобных операций. Все страны напряженно трудились, чтобы сделать эти услуги профессиональными, добиться единообразия в их оказании аппаратами торговых советников в разных странах, определить уровень качества, словом, привести их в соответствие с требованиями рынка. Этому весьма способствовало одно важное обстоятельство — установление расценок на услуги микроэкономической дипломатии.
Довольно скоро стали очевидны изъяны подобной политики. Облегчение трудностей, связанных с внешней торговлей, создавало опасность возникновения мнимых или скоропреходящих увлечений. Объявление экспорта великой целью нации порождался опасность отношения к нему, как к жертвенному служению стране и забвения того, что он служит, прежде всего, интереса предприятия. Поддержка зарубежной деятельности предприятия постоянными денежными вливаниями, создавала впечатление, будто оно в одиночку не в состоянии постоять за себя за границей. Наконец, особое отношение к зарубежной деятельности предприятия, внушало мысль, будто в других странах условия работы более трудные, чем у себя дома, будто бы все, чтo непохоже на свой родной рынок, сопряжено с непомерными трудностями. Такие взгляды проистекали, в сущности, из превратной концепции. Если в желании помочь предприятиям развеять опасения, сделать первые шаги в чужой стране, а порою стать поводырем и, взяв за ручку, довести до первого иностранного клиента, и не было ничего странного, нужно было немедленно, после этого научить их рассчитывать на собственные силы и самостоятельно находить способы обходить препятствия. Порочные последствия такой установки становятся очевидны при анализе того, как используется кредитование экспорта. В странах, где этот механизм хорошо налажен, таких, как Франция, доля экспорта на условиях кредита по сравнению с полностью оплаченным экспортом значительно превышала в процентном выражении соответствующие показатели других стран. А поскольку кредиты предоставлялись во Франции не более щедро чем в других странах, эта разница свидетельствовала о менее эффективном использовании этих кредитов и сосредоточении деятельности предприятий на операциях, подкрепленных денежными вливаниями и поддерживаемых государственной властью, в то время, как конкуренты, вероятно, не окруженные столь внимательной заботой, больше всего усилий направляли на реализацию продаж за наличные. В начале 80-х годов такая политика становилась все менее обоснованной по мере того, как внутренние рынки становились столь же открытыми для конкурентов, как и иностранные, что сокращало разницу в их относительной доступности. Таким образом, деятельность за границей лишалась отчасти оправдания особого отношения к ней, а условия ее осуществления следовало сообразовывать с нормальными условиями рынка. Как мы уже видели, именно это и произошло. Выделение кредитов повсеместно стало обычным делом, а финансовая помощь оказывалась под все более строгим надзором. Оплата услуг, оказываемых экономической дипломатией, относится к свидетельствам подобного изменения курса.
С того момента, как предприятиям пришлось взять на себя обязательства в пределах определенной сметы расходов и тратить деньги, их отношения с опорными пунктами экономической дипломатии за границей приобрели явно более профессиональную окраску: они стали дополняться полными и подробными описаниями их положения, обсуждениями стратегии выполнения предстоящих дел, и стали относиться с подобающей серьезностью к результатам. Еще одно подтверждение получила истина о том, что безвозмездная помощь недорого ценится и, следовательно, хуже используется, чем оплаченный труд. Другое неудобство бесплатных услуг состоит в том, что о них можно просить без всякой на то нужды, ибо они ничего не стоят. Теперь просьбы такого рода отбираются с тем большей осмотрительностью, что за их выполнение придется раскошеливаться. В прежние времена службы дипломатических представительств были завалены просьбами, в обоснованности которых зачастую было трудно удостовериться и среди которых было нелегко сделать выбор, а выбирать нужно было дела наиболее срочные просто из соображений общей нагрузки и обеспечения эффективности.
Отныне микроэкономическая дипломатия работает, как бы в условиях рынка, и использует коммерческие средства, в соответствии с установленными правилами, что может поставить проблему ее сосуществования с другими частными посредниками: торговыми палатами, всякого рода советниками и субподрядчиками, а также, возможно, и проблему правомочности участия в этой деятельности государственных служб. Не лишают ли профессионалов, стремясь ко все большему профессионализму, части тех, кто должен был бы входить в число их клиентов? Не следовало бы, напротив, способствовать развитию филиальной сети этих предприятий? Не создается ощущения, что идет настоящая конкурентная борьба, во-первых, потому что предприятия, прибегающие к услугам экономической дипломатии, торговых советников и др., это по большей части малые и средние предприятия, которые хотели бы получить некие первичные ознакомительные услуги по низкой цене или бесплатно. Выполнение такого рода заказов не окупает себя, и консультанты избегают таких клиентов. Во-вторых, потому что финансовые возможности официальных служб ограничены, а их доходы покрывают лишь малую часть их расходов, что само по себе ставит предел росту масштабов их деятельности. Во всяком случае, они создавались не для того, чтобы завоевать свою долю рынка, но для выполнения работы, которой другие не занимаются: появиться там, где не обосновался какой-либо филиал предприятия, и предложить полный набор услуг; там, где другие занимаются поддержкой предприятий, сосредоточить усилия на услугах, которых другие не оказывают, организуя, в случае необходимости, распределение функций путем заключения соглашений между различными посредниками1.
Короче
говоря, новая стратегия экономической
дипломатии в отношении предприятий заключается
в том, чтобы помочь им осмыслить значение
мировых рынков, прийти к осознанию того,
что во спасение от грозящих там опасностей
лучше принять заключенный в них вызов,
лучше приспособиться к изменениям обстановки,
чем пугаться их. Она направлена к тому,
чтобы вооружить предприятия
средствами противодействия,
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Экономическая дипломатия, во внешней политике присутствовала с самого ее зарождения, она является основным механизмом достижения плодотворных торгово‐экономических связей на двусторонних и многосторонних уровнях – это ключевой инструмент для развития эффективного сотрудничества между странами и регионами на глобальном уровне. Приоритет экономических интересов, которые являются результатом сотрудничества между странами, несмотря на существующие между ними отличия, вызванные различными путями развития экономик, эффективно преодолеваются и содействуют развитию более сильного социального, экономического и политического взаимоотношения в мире, и в этом процессе роль экономической дипломатии незаменима.
1. автоматически и только опираясь на либеральные рыночные механизмы обеспечить свои интересы на мировом рынке стало просто невозможно. Обеспечение национального интереса и защита национальной безопасности остаются приоритетной задачей; они органически включают в себя расширяющиеся позиции своих национальных факторов на мировом рынке. Важное значение приобретает способность экономической дипломатии работать в упреждающем режиме, обеспечивать политический задел для продвижения экономических интересов.
2.Рынок пытается подчинить себе все различные сферы общественной деятельности. Тем большее значение приобрела задача выработки и согласования «правил игры» на мировом рынке, который, как отмечалось, «шагнул» в глубь национальных хозяйств, существенно видоизменив ранее очевидную однозначность понятий «отечественный производитель», «национальные традиции», «незыблемые приоритеты» и «вековые ценности».
4. первейшее значение приобретают общие стандарты политико-правового режима, единого правового пространства, при том, однако, понимании, что рыночная экономика не является синонимом рыночного общества. Экономическая дипломатия не может служить средством подмены общедемократических норм и стандартов ориентированными на рынок «заменителями».