Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.

Содержание

Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46




Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76

Вложенные файлы: 1 файл

Murad.doc

— 366.00 Кб (Скачать файл)

    Применительно к США на концептуальном уровне произошла  трансформация лозунга «свободной»  торговли в «справедливую» торговлю. На федерально-штатном уровне оформился «курс ускоренного роста», при котором во всех штатах вк 90-м годам действовали разнообразные программы содействия экспорту.

    1)Образовано  Управление представителя США  на международных торговых переговорах 

     2)учреждены в министерстве торговли: а) программные проекты (Программа торговых возможностей; Агент-Посредник, Коммерческие новости США; Иностранный покупатель; Программа «экспорт-контакт»; Программа «подбор партнера»; Программа «торговых миссий»; Программа «представление каталогов и видеокаталогов; б) спецподразделения министерства торговли (Управление международной торговли; Управление экономического развития; Управление межведомственной координации; Бюро по контролю за экспортом, и ряд других подразделений; 3)  действует Управление международного развития , подконтрольное государственному департаменту и опирающееся также на Корпорацию зарубежных частных инвестиций. Взаимодействуя с министерством финансов, управление предоставляет интересы США в многосторонних банках развития, в дополнение участвует в программе «Продовольствие для мира», осуществляемой министерством сельского хозяйства; 4) как и прежде действует Экспортно-импортный банк, функции  которого также расширены.

    К числу учреждений других стран, деятельность которых носит аналогичную с упомянутыми выше американскими учреждениями роль, относились британская Корпорация развития стран Содружества, французская Центральная касса экономического сотрудничества, германская «Кредитанштальт фюр видерауфбау», японские Фонд экономического сотрудничества с заморскими территориями и Экспортно-импортный банк, итальянский «Медиокредите чентрале», канадская Служба внешней помощи и т.д.

    Следующий уровень в инфраструктуре торговой дипломатии – прямое участие зарубежных представительств  в продвижении  товаров на зарубежные рынки. Пример тому – торговые миссии, выезжавшие по государственной программе расширения экспорта США. В помощь им выделялись специальные чиновники для ускоренного решения необходимых вопросов в Вашингтоне прикреплялись сотрудники посольства на месте. Интересно заметить, что во главе таких миссий можно было увидеть бывших дипломатических и консульских работников, торговых атташе, ранее работавших в данной стране, ориентирующихся в местных условиях и сохранявших связи в деловых кругах . в «Интернешнл коммерс» встречались объявления, адресованные американским фирмам: «Имена и адреса представителей американских фирм, действующих в …можно получить у торгового атташе США», «Для выяснения деталей предлагаемого контракта можно обратиться в американское посольство» и т.п.

    Еще один элемент инфраструктуры торговой дипломатии: организация хотя бы в  отдельных странах «клубов бизнесменов» и на их основе периодических встреч с представителями соответствующих  посольств. Американский посол У.Эттвуд рассказывал в своей книге «Красные и черные», что он сам и его сотрудники регулярно встречались с представителями американских деловых кругов в Кении для ориентации их деятельности. О характере такой деятельности хорошо сказал А.Троубридж, бывший министр торговли США, возглавивший впоследствии Американскую ассоциацию управления: он сравнил бизнесменов с компьютерами, работа которых зависит от заложенной в них программы. Так что дипломаты-профессионалы как раз и закладывали в «своих» бизнесменов необходимую «настроечную» программу, которая позволяла бы лучше взаимодействовать бизнесу и дипломатии цель такой программы – довести свою  «деловую общину» за рубежом до уровня реальных «национальных представителей».

    Налаживание работы с предпринимателями необходимо еще и потому, что нередко за рубежом бизнес демонстрирует весьма негативные стороны своей повседневной практики. Вот пример из относительно далекой истории, который может оказаться полезным для российского бизнеса. В конце 70-х годов посольство США в Каракасе (Венесуэла) распространило анкеты среди нескольких сот местных фирм, покупавших американские товары. На основании полученных ответов посольство составило обзор, в котором содержалось следующие критические замечания в адрес американских фирм: «игнорируют местные правила», «высокомерны», действуют по принципу «не хочешь – не бери». Так что исправлять с помощью посольств было что. Этот опыт будет весьма полезен для Азербайджана.

    В интересах оптимизации внешнеэкономических  операций, повышения их эффективности  для национальной экономики (т.е. не только для конкретных форм – участников международной хозяйственной деятельности), необходимого противодействия хозяйственным и политическим угрозам извне, координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, экономии государственных ресурсов национальные управленческие структуры (с их заграничным и центральным аппаратом) были переданы министерствам иностранных дел. При министерствах иностранных дел образованы некоммерческие организации по содействию экспорту – структуры содействия продвижению экспорту («ПроЧили», в Чили, «ЭкспортАр в Аргентине, «ПроПАрагвай» в Парагвае и т.д.). в число учредителей таких структур входят также министерства экономики, торговые палаты, промышленные союзы, отраслевые объединения и ассоциации предпринимателей, экспортеров. Финансирование структур содействия идет по линии федерального бюджета, а также правительств регионов, торгово-промышленных палат, предприятий частного сектора и других источников.

    В Республике Корея МИД преобразован в министерство иностранных дел и внешней торговли. В рамках новой экономической дипломатии упор делается не только на продвижение южнокорейской продукции на мировые рынки, но также на активное участие в мировых капиталопотоках, в первую очередь в качестве принимающей страны (т.е. страны, привлекающей иностранный капитал и передовые технологии).

    В деятельности МИД Германии и его  загранучреждений находят отражение  как общие задачи «экономизации» внешнеполитической деятельности промышленно  развитой страны, так и специфические проблемы экономического и политического характера, с которыми сталкивается Германия. По мнению экспертов, усложнение условий для германского экспорта в последние годы выражается:

    -в  усилении протекционизма и субсидирования  экспорта в различных странах, что затрудняет доступ к их рынкам, в то время как на так называемых «открытых» рынках конкуренция ужесточается в связи с выходом на них «азиатских тигров»;

    -в  неосвоенности отдельных региональных, главным образом азиатских рынков, демонстрирующих высокую динамику экономического роста и восприимчивость к технологическому прогрессу;

    -в  ослаблении внутреннего спроса, которое наступило после «потребительского  бума», вызванного объединением  Германии, что вынуждает германских  предпринимателей искать выход на нетрадиционные для них рынки и, соответственно, идти на повышенный риск;

    -в  общем ослаблении спроса на  рынках, являющихся традиционными  партнерами Германии (США, ЕС);

    -в  обвале «восточной торговли»  после крушения ГДР, что поставило  перед восточногерманскими предприятиями  двойную задачу: возвращение на  эти в общем ставшие для  них традиционными восточноевропейские  рынки и быстрейший выход на  западные рынки сбыта. 

    Особенно развита и дифференцирована система оказания постоянного воздействия на проведение экономической дипломатии в Японии. Ее образуют следующие четыре функциональных уровня, на каждом из которых расположены соответствующие органы:

    -административные (министерство внешней торговли и промышленности, управление экономического планирования, министерство иностранных дел, министерство финансов, экспортно-импортный банк и др.);

    -консультативные  (экономический совет при премьер-министре, совет по таможенно-тарифным вопросам при министерстве финансов, совет по промышленной структуре при министерстве внешней торговли и промышленности и др.);

    -координационные  (торговый совет, совещание министров  по экономическим вопроса, совместный  штаб правительства и правящей  партии по проведению экономических структурных реформ, служба урегулирования торговых и инвестиционных претензий);

    -специализированные (среди них видное место занимает  японская организация содействия  развитию внешней торговли, или  ДЖЕТРО, некоммерческая, полностью  финансируемая правительством организация. Занимающаяся оказанием многопрофильного содействия посредством организации выставок других стран в Японии, рекламной и издательской работы, изучения мировых товарных рынков и тд.) 
 

    1. Связь между экономической  дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики
 

    Коммерческая  деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории. Несколько десятилетий тому назад, особенно после Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южноамериканских побережий. Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей. Наиболее ярким примером как экономическая дипломатия отдельной страны оказывает свое влияние на развитие глобальной мировой экономики и осуществления своих политических интересов можно проследить на примере США. Вашингтон определяет судьбы мира, внутреннюю и внешнюю политику многих десятков стран через посредство Международного валютного фонда, Всемирного банка и ряда других организаций, а также благодаря программам финансовой помощи. Экономическая дипломатия США оказала значительное влияние на создание американского трансатлантического сообщества и глобальной экономики. По оценкам «Вашингтон пост», ее реализацию поддерживают порядка 59% американцев, убежденных, что она приносит реальные дивиденды экономике США и им самим. Осуществлению экономической дипломатии США способствует финансовоэкономическая мощь страны и созданная Вашингтоном глобальная экономическая система с особой ролью американской валюты. Все основные достижения американской внешней политики опираются на прочный экономический фундамент. Если в Европе политические отношения шли впереди экономических связей, и создавали фундамент для продвижения экономических интересов, то для США, наоборот, была характерна опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений. Поэтому, для США именно экономическая дипломатия использование экономических рычагов для достижения внешнеполитических целей является приоритетной. Ее осуществление не связано со значительными издержками, вызванными открытым военным вмешательством, а влияние и эффективность оказывается более устойчивой и надежной, чем политическое и тем более военное вмешательство. Некоторые аналитики отмечают, что «внешняя экономическая помощь является удобным инструментом, с помощью которого государстводонор оказывает прямое влияние на страны, ее принимающие». Это универсальный механизм вовлечения стран, которым она предоставляется, в непосредственную зависимость от «донора». Так, по мнению известного ученогомеждународника С. Рогова, «экономическая помощь имеет и политические последствия». Это четко осознавалось американскими лидерами: еще 13 марта 1943 г. Гарриман отмечал, что «доллары являются одним из наиболее эффективных орудий в нашем распоряжении  для воздействия на европейские политические события». Он также отмечал, что «политика оказания экономической помощи является одним из наиболее эффективных средств, которое позволит избежать расширения сферы влияния СССР в Восточной Европе и на Балканах». Стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны, по сути, так как направлены главным образом на достижение и поддержание американского лидерства главной задачи внешней политики Вашингтона. В этой связи экономическая дипломатия является одним из основных инструментов американской внешней политики по созданию ими новой системы международных отношений. В последнее время, улучшение коммерческих и экономических взаимоотношений между государствами находится в самом центре дипломатических действий. Основные причины интереса дипломатии к её историческим экономическим корням основана на следующим:

    • В большинстве развитых стран, доля внешней торговли и инвестиций в  ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ, постоянно  растет по сравнению с местным  производством;

    • Осуществление экономических реформ в процессах ориентации на рыночную экономику развитых стран, также  как и стратегия развития, основанная на укреплении экспорта, содействует  более быстрой интеграции государства  в глобальную мировую экономику;

    • Глобализация торговли и бизнеса – наращивание производства и расширение сферы оказания услуг, создают необходимость активизировать многосторонние регулярные связи между странами.

    • Расширение региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для  международной торговли и инвестиционных процессов – ЕС, CEFTA, Mercosur, NAFTA, FTAA и другие – определяют в значительной мэре их ведущую роль.

    В наше время глобализации мира, характеризующееся  экономической взаимозависимостью государств друг от друга, важным элементом в международных взаимоотношениях стала экономическая дипломатия. Это «измерительный прибор», с помощью которого определяется уровень взаимоотношений между странами. Поэтому, экономика приобрела центральную роль в дипломатических отношениях, границы между традиционными политическими и экономическими дипломатическими действиями становятся более тонкими и «экономическая дипломатия» все больше внедряется в области применения классической дипломатии.

    Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.

    Возрастанию роли экономической дипломатии в  современной системе международного бизнеса способствуют многие конкретные факторы:

    1. Процессы интернационализации и  усиления взаимозависимости мировой  экономической системы, которые  идут в двух плоскостях в глобальной и региональной интеграции.

Информация о работе Экономическая дипломатия бизнес структур в сфере внешнеэкономической деятельности