Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:40, дипломная работа
Говоря об экономической дипломатии, уместно отметить роль и значение участия отечественных субъектов производства и туристических фирм в проводимых международных ярмарках и выставках. Ведомства, учреждения, фирмы, а также предприятия получают уникальный шанс и возможность осуществлять презентацию отечественных товаров, заключать взаимовыгодные контракты, соглашения, проекты, торговые сделки, формировать и открывать совместные предприятия, вести поиск партнеров и рынков сбыта. Организация бизнес-семинаров, пресс-конференций, осуществление бизнес-рекламы - далеко не полный перечень комплексного подхода к продвижению наших экономических интересов в различные регионы мира.
Введение 3.
ГЛАВА I. Сущность и основные функциональные задачи экономической дипломатии
1.1. Сущность и понятие экономической дипломатии…………….……...…..5
1.2. Взаимодействие и координация функций государственных институтов власти в сфере поддержки бизнес структур …….…..11
1.3. Связь между экономической дипломатией и коммерческой деятельностью субъектов мировой экономики…………………………..23
ГЛАВА II. Формирование новых методов экономической дипломатии в поддержки и продвижении национальных бизнес структур
2.1 Основные методы работы экономической дипломатии в продвижении бизнес структур …………….…………………………………………...…28
2.2 Формирование новой стратегии экономической дипломатии на уровне бизнес структур.……………………………………………………………………..33
2.3. Бизнес и экономическая дипломатия: новая стратегия на рынках………..46
Выводы и предложения…………………………………………….........74
Список использованной литературы………………………………..…76
Применительно
к США на концептуальном уровне произошла
трансформация лозунга «
1)Образовано
Управление представителя США
на международных торговых
2)учреждены в министерстве
К числу учреждений других стран, деятельность которых носит аналогичную с упомянутыми выше американскими учреждениями роль, относились британская Корпорация развития стран Содружества, французская Центральная касса экономического сотрудничества, германская «Кредитанштальт фюр видерауфбау», японские Фонд экономического сотрудничества с заморскими территориями и Экспортно-импортный банк, итальянский «Медиокредите чентрале», канадская Служба внешней помощи и т.д.
Следующий уровень в инфраструктуре торговой дипломатии – прямое участие зарубежных представительств в продвижении товаров на зарубежные рынки. Пример тому – торговые миссии, выезжавшие по государственной программе расширения экспорта США. В помощь им выделялись специальные чиновники для ускоренного решения необходимых вопросов в Вашингтоне прикреплялись сотрудники посольства на месте. Интересно заметить, что во главе таких миссий можно было увидеть бывших дипломатических и консульских работников, торговых атташе, ранее работавших в данной стране, ориентирующихся в местных условиях и сохранявших связи в деловых кругах . в «Интернешнл коммерс» встречались объявления, адресованные американским фирмам: «Имена и адреса представителей американских фирм, действующих в …можно получить у торгового атташе США», «Для выяснения деталей предлагаемого контракта можно обратиться в американское посольство» и т.п.
Еще
один элемент инфраструктуры торговой
дипломатии: организация хотя бы в
отдельных странах «клубов
Налаживание работы с предпринимателями необходимо еще и потому, что нередко за рубежом бизнес демонстрирует весьма негативные стороны своей повседневной практики. Вот пример из относительно далекой истории, который может оказаться полезным для российского бизнеса. В конце 70-х годов посольство США в Каракасе (Венесуэла) распространило анкеты среди нескольких сот местных фирм, покупавших американские товары. На основании полученных ответов посольство составило обзор, в котором содержалось следующие критические замечания в адрес американских фирм: «игнорируют местные правила», «высокомерны», действуют по принципу «не хочешь – не бери». Так что исправлять с помощью посольств было что. Этот опыт будет весьма полезен для Азербайджана.
В
интересах оптимизации
В Республике Корея МИД преобразован в министерство иностранных дел и внешней торговли. В рамках новой экономической дипломатии упор делается не только на продвижение южнокорейской продукции на мировые рынки, но также на активное участие в мировых капиталопотоках, в первую очередь в качестве принимающей страны (т.е. страны, привлекающей иностранный капитал и передовые технологии).
В деятельности МИД Германии и его загранучреждений находят отражение как общие задачи «экономизации» внешнеполитической деятельности промышленно развитой страны, так и специфические проблемы экономического и политического характера, с которыми сталкивается Германия. По мнению экспертов, усложнение условий для германского экспорта в последние годы выражается:
-в
усилении протекционизма и
-в
неосвоенности отдельных
-в
ослаблении внутреннего спроса,
которое наступило после «
-в общем ослаблении спроса на рынках, являющихся традиционными партнерами Германии (США, ЕС);
-в
обвале «восточной торговли»
после крушения ГДР, что
Особенно развита и дифференцирована система оказания постоянного воздействия на проведение экономической дипломатии в Японии. Ее образуют следующие четыре функциональных уровня, на каждом из которых расположены соответствующие органы:
-административные (министерство внешней торговли и промышленности, управление экономического планирования, министерство иностранных дел, министерство финансов, экспортно-импортный банк и др.);
-консультативные
(экономический совет при
-координационные
(торговый совет, совещание
-специализированные
(среди них видное место
Коммерческая деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории. Несколько десятилетий тому назад, особенно после Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южно‐американских побережий. Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей. Наиболее ярким примером как экономическая дипломатия отдельной страны оказывает свое влияние на развитие глобальной мировой экономики и осуществления своих политических интересов можно проследить на примере США. Вашингтон определяет судьбы мира, внутреннюю и внешнюю политику многих десятков стран через посредство Международного валютного фонда, Всемирного банка и ряда других организаций, а также благодаря программам финансовой помощи. Экономическая дипломатия США оказала значительное влияние на создание американского трансатлантического сообщества и глобальной экономики. По оценкам «Вашингтон пост», ее реализацию поддерживают порядка 59% американцев, убежденных, что она приносит реальные дивиденды экономике США и им самим. Осуществлению экономической дипломатии США способствует финансово‐экономическая мощь страны и созданная Вашингтоном глобальная экономическая система с особой ролью американской валюты. Все основные достижения американской внешней политики опираются на прочный экономический фундамент. Если в Европе политические отношения шли впереди экономических связей, и создавали фундамент для продвижения экономических интересов, то для США, наоборот, была характерна опережающая экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений. Поэтому, для США именно экономическая дипломатия ‐ использование экономических рычагов для достижения внешнеполитических целей ‐ является приоритетной. Ее осуществление не связано со значительными издержками, вызванными открытым военным вмешательством, а влияние и эффективность оказывается более устойчивой и надежной, чем политическое и тем более военное вмешательство. Некоторые аналитики отмечают, что «внешняя экономическая помощь является удобным инструментом, с помощью которого государство‐донор оказывает прямое влияние на страны, ее принимающие». Это универсальный механизм вовлечения стран, которым она предоставляется, в непосредственную зависимость от «донора». Так, по мнению известного ученого‐международника С. Рогова, «экономическая помощь имеет и политические последствия». Это четко осознавалось американскими лидерами: еще 13 марта 1943 г. Гарриман отмечал, что «доллары являются одним из наиболее эффективных орудий в нашем распоряжении для воздействия на европейские политические события». Он также отмечал, что «политика оказания экономической помощи является одним из наиболее эффективных средств, которое позволит избежать расширения сферы влияния СССР в Восточной Европе и на Балканах». Стратегические цели экономической дипломатии США, начиная с плана Маршалла, неизменны, по сути, так как направлены главным образом на достижение и поддержание американского лидерства ‐ главной задачи внешней политики Вашингтона. В этой связи экономическая дипломатия является одним из основных инструментов американской внешней политики по созданию ими новой системы международных отношений. В последнее время, улучшение коммерческих и экономических взаимоотношений между государствами находится в самом центре дипломатических действий. Основные причины интереса дипломатии к её историческим экономическим корням основана на следующим:
• В большинстве развитых стран, доля внешней торговли и инвестиций в ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ, постоянно растет по сравнению с местным производством;
•
Осуществление экономических
• Глобализация торговли и бизнеса – наращивание производства и расширение сферы оказания услуг, создают необходимость активизировать многосторонние регулярные связи между странами.
• Расширение региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для международной торговли и инвестиционных процессов – ЕС, CEFTA, Mercosur, NAFTA, FTAA и другие – определяют в значительной мэре их ведущую роль.
В
наше время глобализации мира, характеризующееся
экономической
Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.
Возрастанию роли экономической дипломатии в современной системе международного бизнеса способствуют многие конкретные факторы:
1.
Процессы интернационализации