Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
--8
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Отделение академической подготовки
Кафедра государственного управления
Специальность : Государственное управление
Допущена к защите
Заведующий кафедрой
_____Осмоловский В.В
" " 1999г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему : Государственное управление
социально-экономическим развитием
города и пути его совершенствования
(на примере г. Бобруйска)
В.П. Пригода |
Слушатель
Заместитель председателя
Бобруйского городского
исполнительного комитета
В.С. Волошин |
Руководитель :
Профессор
кандидат экономических
наук
МИНСК - 1999г.
АННОТАЦИЯ
В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими
процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов
управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных
Факторов и региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило
разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на
совершенствование системы местного управления, по-
вышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение
результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды
как приватизация государственной (республиканской и коммунальной)
собственности, развитие рыночной инфраструктуры и
предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы
индикативного планирования.
Основные результаты работы, выводы и предложения используются в практической
деятельности Бобруйского горисполкома и могут представлять интерес для
руководителей и специалистов местных органов
управления.
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Построение демократического правового государства неразрывно связано с
развитием и укреплением системы местного управления и самоуправления которая
выступает как форма организации и деятельности граждан, а также в качестве
представителя центральных (республиканских) органов управления на местах и
предназначена
для самостоятельного решения социально-
учетом интересов населения, особенностей регионов и городов.
Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного
управления и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая
система местных органов управления и самоуправления, действующая на
достаточно разработанной законодательной основе.
Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов,
формирование новой модели государственного устройства, изменение
экономических условий и параметров народного хозяйства вызывают острую
потребность в совершенствовании нормативной и правовой базы, организации и
механизма управления.
За последние годы произошли существенные изменения в объекте управления,
которым являются регионы и города. Значительно возросла доля
негосударственного сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в
производственной и непроизводственной сфере занятости
населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно,
рыночные рычаги и механизмы управления.
Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и методов управления,
совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на
местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы. В
свою очередь это обусловило выбор
темы дипломной работы и предопределило ее структуру.
Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-
экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий
выполнения
заданий государственной
развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-
экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение
недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала
местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению
механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-
экономическими процессами.
Объектом исследования является социально-экономическая сфера ( на примере
города Бобруйска).
Предметом исследования является система управления и, в частности, механизм
реализации функции управления социально-экономическими процессами городским
исполнительным комитетом.
В решении поставленных задач использованы законодательные акты Республики
Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и
зарубежный опыт по местному управлению и самоуправлению.
На основе проведенного анализа разработан ряд предложений и практических
мероприятий направленных
на совершенствование системы
повышения эффективности применяемых форм и методов работы, улучшение
результатов развития социально-экономической сферы.
Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности
исполнительных комитетов, отраслевых министерств и ведомств.
1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического развития города
Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход её
экономики к рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной
региональной политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда и
комплексное социально-экономическое
развитие административно-
единиц во многом способствуют этому процессу.
Региональная политика в Беларуси определяется системой целей и задач органов
государственной власти по управлению социально-экономическим развитием
внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации. В качестве
внутриреспубликанских регионов
в Беларуси выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как
по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства.
Сложившееся административно-
существует неизменным с 1960 года.
В результате в каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный
комплекс, особенности которого необходимо учитывать при проведении
региональной политики.
Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных
уровнях управления
- республиканском и
стороны, регулирование республиканскими органами развития областей, районов,
городов; а с другой стороны -
регулирование местными органами власти развития соответствующих регионов.
Переход экономики к рыночным отношениям меняет Формы и методы взаимодействия
территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с
хозяйственными субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение
функций государственных
республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при
обеспечении наиболее
благоприятных условий и возмож
регионов. Это обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов
управления, переносом ряда направлений реформы на региональный уровень,
особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и
использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности
региональной администрации за ход экономической реформы. Каждый регион имеет
право
самостоятельно использовать свои ресурсы, созданный научно-технический и
социально-экономический потенциал для ускорения территориального развития.
Должна проводиться дифференцированная региональная политика в зависимости от
местных условий. Вместе с тем необходимо
обеспечение экономической
целостности экономики
экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые
условия вхождения в рынок различных регионов, ограниченные
возможности самообеспечения и самофинансирования.
Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и
политической стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного
взаимодействия регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в
отдельных регионах и единства общих принципов функционирования рынка на всей
территории. Основные
параметры регионального
законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма
приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен
вырабатывать единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором
стабилизации экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый
потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.
На республиканском
уровне формируется
развития и размещения производительных сил с соответствующей ей схемой
межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития
отдельных регионов.
Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший в результате
распада СССР глубокий
социально-экономический
преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий
республиканских и местных органов управления по
активизации производства,
проведению экономических реформ,
населения, решению
экологических проблем.Для
по выходу экономики из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года,
предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность экономических
органов управления (Министерств
экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и
Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с
этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание председателей
областных, городских и районных Советов депутатов, на котором обсуждался
вопрос " Реформа системы государст-
венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В
докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и выступлениях
участников совещания рассматривался важный вопрос
о совершенствовании системы государственного и местного управления, которая
должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и
самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти оптимальное
сочетание взаимодействия государственного управления
территориями и местного самоуправления, создать такую систему управ ления от
центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была
бы способна обеспечивать решение множества сложнейших задач переходного
периода.
Основные направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь
на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики -
рациональное
использование социально-
потенциалов регионов
объективных преимуществ