Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Рассмотреть содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью на предприятии. 2.Провести анализ управления инновационной деятельностью в ЧУП «Мансур». 3.Разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Объект исследования является ЧУП «Мансур». Предмет исследования - инновационная деятельность предприятий.

Содержание

Введение…………………….………………………………………………………..4
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью на предприятии…………………………………………………………………………7
Понятие и сущность управления инновациями…………………………….7
1.2 Характеристика инновационных процессов и управления ими на предприятии…………………………………………………………………………9
1.3 Процесс управления инновациями……………………………………………16
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………….21
2 Анализ инновационной деятельности ЧУП «Мансур»…………………......27
2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………….27
2.2 Анализ численности и структуры персонала………………………………29
Анализ основных производственных и итоговых показателей………….31
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………………………….40
2.5 Организация маркетинговой деятельности на предприятии…………...…42
3 Пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….....61
Список использованных источников…………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.Бурмистронок В.В..docx

— 208.12 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

ИНСТИТУТ» (МГЭИ)

Кафедра: Экономики и управления

Допущена к защите

Заведующий  кафедрой

__________________________

___.___.20___г. 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Инновационная деятельность организации как фактор повышения  ее конкурентоспособности.

Студент-дипломник

5 курс, ЭиУП, гр.№4

 

 

В.В. Бурмистронок

 

Руководитель

 

 

А.Е. Рутковский

     
 

 

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

           Дипломная работа: 65с., 3 рис., 8 табл., 34 источник.

ИННОВАЦИИ,  СПРОС, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Цель работы: разработать предложения  по  совершенствованию  организации  управления  инновационной  деятельностью  на  предприятии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть  содержание  и  организационные  формы   управления  инновационной  деятельностью   на  предприятии.

2.Провести  анализ  управления  инновационной  деятельностью   в  ЧУП  «Мансур».

3.Разработать предложения   по  совершенствованию  организации   управления  инновационной  деятельностью   на  предприятии.

Объект исследования является  ЧУП  «Мансур».

Предмет  исследования  - инновационная  деятельность  предприятий.

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                                   _________________

                                                                                                 (подпись студента)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………….………………………………………………………..4

1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью на предприятии…………………………………………………………………………7

    1. Понятие и сущность управления инновациями…………………………….7

1.2 Характеристика инновационных  процессов и управления ими  на предприятии…………………………………………………………………………9

1.3 Процесс управления инновациями……………………………………………16

1.4 Инновационный процесс и его организация на  предприятии………….21

2 Анализ инновационной деятельности ЧУП «Мансур»…………………......27

2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………….27

2.2 Анализ численности  и структуры персонала………………………………29

    1. Анализ основных производственных и итоговых показателей………….31

2.4 Анализ рентабельности  предприятия……………………………………….40

2.5 Организация маркетинговой  деятельности на предприятии…………...…42

3 Пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………45

Заключение…………………………………………………………………….....61

Список использованных источников…………………………………………...66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конец ХХ в. привел к широкому переосмыслению путей общественного  развития. Концепция экономического роста, которая подходит к анализу  материального производства с чисто  экономической точки зрения, была применима, пока природные ресурсы  казались неисчерпаемыми в силу ограниченного  воздействия производственной деятельности человека. В настоящее время общество приходит к пониманию того, что  экономическая деятельность является лишь частью общечеловеческой деятельности и экономическое развитие должно рассматриваться в рамках более  широкой концепции общественного  развития.

Все более очевидным становится то, что главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должна стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных  исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней в аппарате управления, продвижение  работников и их оплата в зависимости   от реальных результатов станут основными  направлениями изменений в аппарате управления.

 Важнейшим фактором  достижения высокого уровня конкурентоспособности,  как отмечается во многих исследованиях,  остается концентрация производства, что повлияет на сокращение  тенденции к образованию гигантских  промышленных объединений.

 Наряду с концентрацией  уровень конкурентоспособности  будет определяться такими факторами,  как развитие производства новых  видов продукции и стимулирование  становления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения  роста затрат на исследовательские  и опытные разработки, рекламу  и маркетинг.

Современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными  темпами научно-технического прогресса  и возрастающей интеллектуализацией  основных факторов производства. Интенсивное  проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход  с ними на мировые рынки и развертывание  международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся  глобальной экономики фактически уже  стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран.

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Инновационная  деятельность сводиться к разработке инновационных проектов и программ.

Инновационные проекты и  программы реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению  технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных  исследований, научно-техническому обеспечению  социальных программ, международного сотрудничества.

Следовательно, инновационные  проекты и программы играют важную роль в государственной научно-технической  политике, имеют существенное значение для развития многих областей науки  и техники. [8,c.318].

Инновации выполняют особую функцию в системе воспроизводства  – функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как  источник саморазвития и самоорганизации  предпринимательских систем и как  важнейший внутренний процесс и  структурообразующий элемент.

Инновации определяют будущее  развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в  производстве, маркетинге, управлении фирмы.

Любой инновационный проект, являясь проектом инвестиционным, требует  учета различного рода факторов, которые  могут оказать влияние на финансово-экономические  показатели. Поэтому при отборе инновационных  проектов важно учитывать именно финансовые критерии, такие как стоимость  проекта, формы и методы его финансирования.

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил  американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества  и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая  таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

Инновация есть скорее экономический  и социальный, нежели                                технический термин.  Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы настоящей работы, предопределило ее цель и задачи. [5,c.382].

Целью дипломной работы является - разработать предложения по  совершенствованию организации управления  инновационной деятельностью на  предприятии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть  содержание  и  организационные  формы   управления  инновационной  деятельностью   на  предприятии.

2.Провести  анализ  управления  инновационной  деятельностью   в  ЧУП  “Мансур”.

3.Разработать предложения   по  совершенствованию  организации   управления  инновационной  деятельностью   на  предприятии.

Объект исследования является  ЧУП  “Мансур”.

Предмет  исследования  - инновационная  деятельность  предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

                     1.1 Понятие и сущность управления инновациями

 

Инновации - это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный  процесс. Поэтому инновациями можно  управлять.

Управление инновациями – это целенаправленная система управления инновационной деятельностью и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций в организации, с целью достижения максимальной эффективности инноваций, как важнейшего фактора социально-экономического развития [4,c.187].

В научной литературе, учебном  процессе и практической деятельности широко распространен термин «инновационный менеджмент», который можно считать синонимом «системы управления инновациями».

Цель управления инновациями – определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации в сферах разработки и внедрения новой продукции и технологий, модернизации и усовершенствовании выпускаемой продукции, дальнейшего развития производства и управления.

Оно ориентировано на внедрение  инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах:

1. Целенаправленный поиск  идеи, служащей фундаментом для  данной инновации.

2. Организация инновационного  процесса для данной инновации:  проведение комплекса работ по  превращению идеи в предмет  (новый продукт, материализованная  форма операции), готовый для продвижения  на рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения  и реализации инновации на  рын- 
ке – это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов. [11,c235].

Управление инновациями – это управление творческими процессами.

Его черты:

  • в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов – научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными;
  • управление инновациями – системное управление, т.к. оно требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества;
  • творческое управление инновациями способно рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача – сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив;
  • гибкость структур, как атрибут управления инновациями.

Субъектами управления в  управлении инновациями могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объекты управления в управлении инновациями – инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом в управлении инновациями является информация, или информационный продукт.

Управление инновациями, как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства[6, c.164].

Сложность проблемы привела  к разработке различных концепций, в конечном счете, сформировавшихся как теория инновационных процессов  или инноватика.

Предмет инноватики – изучение теории и практики инноваций, закономерностей  развития инновационных процессов  и механизма управления инновациями.

Информация о работе Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности