Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:29, дипломная работа
Цель работы: разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Рассмотреть содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью на предприятии. 2.Провести анализ управления инновационной деятельностью в ЧУП «Мансур». 3.Разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Объект исследования является ЧУП «Мансур». Предмет исследования - инновационная деятельность предприятий.
Введение…………………….………………………………………………………..4
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью на предприятии…………………………………………………………………………7
Понятие и сущность управления инновациями…………………………….7
1.2 Характеристика инновационных процессов и управления ими на предприятии…………………………………………………………………………9
1.3 Процесс управления инновациями……………………………………………16
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………….21
2 Анализ инновационной деятельности ЧУП «Мансур»…………………......27
2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………….27
2.2 Анализ численности и структуры персонала………………………………29
Анализ основных производственных и итоговых показателей………….31
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………………………….40
2.5 Организация маркетинговой деятельности на предприятии…………...…42
3 Пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….....61
Список использованных источников…………………………………………...66
Главной предпосылкой инновационной
стратегии является моральное старение
выпускаемой продукции и
Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант. Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься инновацией всерьез.
Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями. Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.
Основной организационный
принцип для инновации
Предпринимательская и инновационная
деятельность не обязательно должна
проводиться на постоянной основе,
тем более в малых
Метод (прием) управления инновациями – это способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему, объект управления (инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации). Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи нововведения. Отсюда их можно разделить на следующие группы:
1. Методы прогнозирования инноваций;
2. Методы поиска идей инноваций;
3. Приемы, воздействующие
только на производство
4. Приемы, воздействующие
как на производство, так и
на реализацию, продвижение и
диффузию инновации:
5. Приемы, воздействующие
только на реализацию, продвижение
и диффузию инновации: ценовой
прием управления, фронтирование
рынка, мэрджер. Главная цель
всех приемов этой группы –
это ускорение продажи
Сделаем вывод, что управление инновациями является важным и необходимым как на предприятии и для всей страны. Управление инновациями является одним из основных направлений в развитии общественного производства. [18,c.604].
1.3 Процесс управления инновациями
Воздействие на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент –
это система управления инновациями,
инновационным процессом и
Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:
1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
2) организации инновационного
процесса для данной инновации
(что предполагает проведение
организационно-технического
3) процесса продвижения
и реализации инновации на
рынке (что составляет
Инновационный менеджмент –
это определенная система управления.
Как система он состоит из двух
подсистем: управляющей (субъект управления)
и управляемой (объект управления).
Связь субъекта управления с объектом
управления осуществляется посредством
движения информации. Это движение
информации представляет собой процесс
управления, и означает процесс сбора,
хранения, переработки, передачи информации,
контроля за ее движением и оценку
результативности ее использования
для воздействия со стороны субъекта
управления на объект управления. Субъектом
управления в инновационном менеджменте
может быть работник или группа работников
(специалистов по маркетингу, по финансам
и т.п.), которые посредством различных
приемов и способов управленческого
воздействия осуществляют целенаправленное
функционирование объекта управления.
Объектом управления в инновационном
менеджменте являются инновации (продукты
и операции), инновационный процесс
и экономические отношения
Рисунок 1.1.
Примечание. Источник: [собственная разработка].
Организация инновационного менеджмента связывает в единую систему функционирования во времени и пространстве различные процессы управления. Инновационный менеджмент состоит из следующих элементов:
1) инновационного процесса;
2) определения цели управления
инновацией (прибыль, расширение
сегмента рынка, выход на
3) выбора стратегии менеджмента инновации;
4) определения приемов управления инновацией;
5) разработки программы управления инновацией;
6) организации работ по выполнению программы;
7) контроля за выполнением намеченной программы;
8) анализа и оценки
эффективности приемов
9) корректировки приемов менеджмента инновации.
Организация инновационного
менеджмента закладывается уже
при создании и реализации инновации,
т.е. в самом инновационном
Важным этапом организации является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии управления зависит и правильность выбора приемов управления инновацией, их результативность и эффективность. На этих двух этапах важная роль принадлежит инженеру, менеджеру, аналитикам, экспертам и консультантам. Главным субъектом управления, безусловно, является менеджер, на нем лежит право выбора и право ответственности за него.
Право выбора означает право
принятия решения, необходимого для
реализации намеченной цели. Решение
должно приниматься менеджером единолично.
Для управления инновациями могут
создаваться специализированные группы
людей, состоящие из аналитиков, консультантов,
экспертов. Каждый из них выполняет
порученную ему работу и отвечает
только за свой участок работ. Эти
работники могут подготовить
предварительное коллективное решение
и принять его простым или
квалифицированным (двумя третями,
тремя четвертями или единогласно)
большинством голосов. Однако окончательно
выбрать вариант принятия решения
должен только один человек, т.к. он одновременно
принимает на себя и ответственность
за данное решение, за его выполнение
и эффективность. Большую роль в
принятии эффективного решения играет
интуиция менеджера, его чутье, а
наличие стереотипных действий дает
менеджеру возможность в
Подходы к решению задач
по управлению инновациями зависят
от цели управления, конкретных задач
по управлению и могут быть разнообразными.
Поэтому инновационный
Инновационный менеджмент отличается
высокой динамичностью. Его эффективность
во многом зависит от быстроты реакции
на изменение условий рынка и
экономической ситуации. Поэтому
инновационный менеджмент должен базироваться
на знании стандартных приемов
Важный этап организации инновационного менеджмента – разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченных работ. Программа управления инновацией представляет собой комплекс действий исполнителей, согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению для достижения поставленной цели. Программы могут быть целевые и рабочие комплексные.
Рабочая программа представляет
собой программу, разработанную
для реализации какой-то частной
цели. Это частная программа, тогда
как целевая комплексная
Прием (способ воздействия)
инновационного менеджмента – это
способ воздействия субъекта управления
на управляемую подсистему (объект
управления), которая включает в
себя инновации, инновационный процесс
и отношения на рынке реализации
инновации. Движение инновации от ее
возникновения до реализации связано
с движением инвестиций, вложенных
в эту новацию. Поэтому все
приемы инновационного менеджмента
основаны на денежных отношениях, возникающих
в процессе движения инноваций на
рынке. Таким образом, общим содержанием
всех приемов инновационного менеджмента
является воздействие на инновации
денежных отношений, возникающих между
продуцентом или продавцом
Приемы имеют направления действия в области производства и продажи нововведения. Эти направления определяются самой структурой инновационного процесса, подразделяют приемы инновационного менеджмента на следующие группы:
1) приемы, воздействующие
только на производство
2) приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации;
3) приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации. Рисунок 1.2.
Примечание. Источник: собственная разработка.
Приемы первой группы имеют
своей целью создание нового продукта
или операции (технологии) с высокими
качественными параметрами. К этим
приемам относятся бенчмаркинг (метод
использования чужого опыта для
повышения эффективности