Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:29, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1.Рассмотреть содержание и организационные формы управления инновационной деятельностью на предприятии. 2.Провести анализ управления инновационной деятельностью в ЧУП «Мансур». 3.Разработать предложения по совершенствованию организации управления инновационной деятельностью на предприятии. Объект исследования является ЧУП «Мансур». Предмет исследования - инновационная деятельность предприятий.

Содержание

Введение…………………….………………………………………………………..4
1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью на предприятии…………………………………………………………………………7
Понятие и сущность управления инновациями…………………………….7
1.2 Характеристика инновационных процессов и управления ими на предприятии…………………………………………………………………………9
1.3 Процесс управления инновациями……………………………………………16
1.4 Инновационный процесс и его организация на предприятии………….21
2 Анализ инновационной деятельности ЧУП «Мансур»…………………......27
2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………….27
2.2 Анализ численности и структуры персонала………………………………29
Анализ основных производственных и итоговых показателей………….31
2.4 Анализ рентабельности предприятия……………………………………….40
2.5 Организация маркетинговой деятельности на предприятии…………...…42
3 Пути совершенствования конкурентоспособности продукции предприятия………………………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………….....61
Список использованных источников…………………………………………...66

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.Бурмистронок В.В..docx

— 208.12 Кб (Скачать файл)

Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.

Операционная инноватика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций – получение текущих прибылей за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций – отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах, изменения в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Назначение ее – поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек.

Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущих прибылей, а на удовлетворение потребителей.

Здесь мы имеем дело уже  не с функцией, а с проектом. Поскольку, стратегическая инноватика требует  значительных ресурсов организации, исполнители  проекта конкурируют в потреблении  ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов[2,c.96].

Управление инновациями  является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной  дисциплиной, это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают  инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

В то же время – это  самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных  целей путем рационального использования  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство, управление инновациями базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности, управление инновациями – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями  в организации, предполагает распределение  задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления –  это система управления инновациями  иерархической структуры и органов  управления, специалисты по инновациям.

1.2 Характеристика  инновационных процессов и управления  ими на предприятии

 

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное  открытие, идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное  нововведение. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение  идей в нововведение, а также формирует  систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте, реализация нововведения в практике.

Нововведение может рассматриваться  и в процессуальном плане как  процесс доведения научной идеи до стадии практического использования  и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде.

По аналогии с принципами функционирования сложных систем (общая  теория систем) можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному  управлению инновационным процессом.

Нововведение - это результат  инновационного процесса. Инновационный  процесс — это не просто внедрение  чего-либо нового, а такие изменения  в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах организации производственного  и управленческого процессов, которые:

  • обладают новизной;
  • обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
  • способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
  • согласованны с другими осуществляемыми нововведениями [1, с.151].

Качество реализованных  нововведений существенно зависит  от того, как организован инновационный  процесс. Недостатки в инновационной  деятельности предприятий обычно проявляются  в следующих основных формах:

  • потенциально эффективные новшества не внедряются или внедряются со значительной задержкой во времени. В результате не используется возможность получить полезный эффект от использования новшества;
  • внедряется новшество, которое не обладает необходимым инновационным потенциалом. (Ошибки в оценке полезности или же новшество внедряется не потому, что оно может дать полезный эффект, а потому, что оно модно);
  • внедрение новшества в силу явного или скрытого сопротивления или плохой организации внедрения не дает ожидаемого результата;
  • внедрение новшества требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения о внедрении;
  • сроки внедрения оказываются значительно большими, чем первоначально ожидалось из-за их ошибочной оценки, плохой организации внедрения или же сильного сопротивления нововведению[7, с. 368].

Каждый такой дефект может  быть объяснен только через некачественное выполнение определенного этапа  инновационного процесса или через  его отсутствие, что, в свою очередь, свидетельствует о неудовлетворительном управлении поиском и внедрением новаций.

Инновационную деятельность характеризуют принципы, которые  отличают её от традиционной производственной деятельности:

  • малый процент успешных инноваций, при этом удачные инновации компенсируют затраты как на себя, так и на неудачные идеи;
  • необходимость отдельного бюджета для избежания ухудшения финансовых показателей подразделений, занимающихся традиционной производственной деятельностью;
  • использование критериев оценки инновационной деятельности, отличных от традиционных. Например, критерий "годовой прирост прибыли" неприемлем, поскольку инновационная продукция в ближайшей перспективе 3-4 года может не давать никакой прибыли, после чего прибыль резко возрастает;
  • систематическая и плановая ликвидация всего устаревшего, что позволяет высвободить ресурсы для работы над новым;
  • отсутствие обратной связи от результатов к затратам ресурсов и инвестициям в течение продолжительного времени;
  • правильный выбор момента прекращения работы, чтобы избежать затрат средств на инновацию, не дающую конкретных промежуточных результатов.

Инновационный проект - как  частный случай широко распространенного  на практике инвестиционного проекта  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию инновации. Разработке инновационного проекта  предшествуют:

  • сбор и систематизация информации о технических новинках и тенденциях на рынках, пожеланиях покупателей;
  • анализ возможностей предприятия по разработке и освоению потенциальных продуктов, оценка риска;
  • отбор изученных идей [9, с. 151].

Первым этапом создания инновационного проекта являются научно-исследовательские работы (НИР). Предпосылкой эффективности НИР служат правильно выбранные направления научных исследований, соответствие этих направлений специализации научных подразделений, занимающихся такими исследованиями. Содержание НИР и стадии их проведения целиком зависят от особенностей решаемой задачи. Но в любом случае НИР включает как фундаментальные, так и прикладные исследования. Фундаментальные исследования финансирует, в основном, государство, а прикладные разработки - частные фирмы.

Основные стадии проведения НИР следующие:

  • разработка технического здания (ТЗ), в котором определяют цели и задачи работы, обосновывают технологию получения новой продукции с использованием литературных данных и собственных экспертных знаний предприятия-разработчика. Это обоснование важно для правильного выбора направления исследований и решения инженерных задач по производству новой продукции. ТЗ - обязательный документ для начала НИР. Он согласуется с заказчиком;
  • теоретические исследования, а также эксперимент, который может быть поставлен в лабораторных условиях и/или смоделирован численно с использованием математических моделей;
  • выдача рекомендаций для проведения опытно-конструкторских работ.

НИР выполняют в научно-исследовательских  подразделениях предприятия и/или  научно-исследовательских институтах, инжиниринговых компаниях, высших учебных  заведениях, некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для  выполнения этих работ предприятия  заключают договора. Оптимальная  постановка НИР предполагает поиск  решения инновационной задачи среди  множества вариантов. Обеспечить это  можно проведением альтернативных исследований разными исполнителями. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы.

Вторым этапом разработки инновационного проекта является проведение ОКТР, основные стадии которых следующие:

  • разработка конструкторской документации;
  • проектирование и создание опытной установки, производство опытной партии продукции;
  • разработка технологического регламента и определение технико-экономических показателей разрабатываемой технологии.

ОКТР - наиболее капиталоемкие разработки, финансирование которых примерно на 95 % осуществляется частными компаниями.

НИОКТР являются центральными звеном инновационного процесса. От того, насколько успешно научно-технические  подразделения проводят эти работы, в решающей степени зависит успех  инновации. Однако, как показывает практика, частное финансирование составляет лишь очень небольшую часть затрат, необходимых для фундаментальных  и долгосрочных прикладных исследований, что вызывает необходимость их поддержки  со стороны государства [10, с. 3-11].

Государство стимулирует  развитие инновационных процессов  путем предоставления кредита на льготных условиях через специальные  правительственные инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным  восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и  кооперирование компаний в целях  научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.

Третий этап разработки инновационного проекта - подготовка производства и  выход на мощность, т.е. постановка продукции  на производство, что включает мероприятия по организации выпуска нового изделия или освоенного другими предприятиями.

Подготовка производства включает в себя пуск и проверку технологического оборудования, запуск в производство установочной серии, проведение квалификационных испытаний  изделий установочной серии, доработка  и корректировка технологической  и другой документации.

Установочная серия или  первая промышленная партия изделий  выпускается в целях проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции, соответствующей требованиям научно-технической  документации и потребителей.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего  на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).

Конкурентоспособность —  это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента —  потребительские свойства и цена — являются главными составляющими  конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие нетоварные факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

И все же, как ни важны  внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное  соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение  следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания. Указанные составляющие конкурентоспособности являются многофакторными, и каждая из них может рассматриваться как сложный самостоятельный объект управления. В частности, на величину издержек производства влияют стоимость и качество сырья, топлива, электроэнергии, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, квалификация и уровень заработной платы производственного персонала, производительность труда, издержки управления и т.д. При этом в конечном счете возможность обеспечения необходимого уровня составляющих конкурентоспособность элементов определяется такими базовыми производственными факторами, как технический уровень производства, уровень организации производства и управления. [13,c.92].

Информация о работе Инновационная деятельность организации как фактор повышения ее конкурентоспособности