Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)

Баланс ден.доходов и расходов:

Источники образования ден.доходов

Направления Расхода денежным Доходом

 

Все выше перечисленные доходы

 

Все вышеперечисленные расходы

 

Превышение Расх над Дох

 

Превышение Дох над Расх

Баланс

Баланс


 

 

 

 

 

11.Товарные русерсы-элемент  анешней среды и основа товарного  предложения. Баланст товарных ресурсов

Предложение товаров-это маса товаров,которая находится на рынке или может быть доставлена до него. Товарное предложение включает товарные ресурсы и товарные зааапасы.

Товарные ресурсы-вся масса товаров на определенный период,служит источником покрытия личных и коллективных потребностей населения и частично потребностей народнохозяйственного комплекса.

Класиффикация товарных ресурсов:

1.Источники образования: производство  товаров;импорт;товарные запасы

2.Направления использования: для  продажи населению;для промышленной  переработки и собственных нужд  организации;для продажи на экспорт

3.Характер образования:централизованно  распределяемые;свободно реализуемые.

Товарные рсурсы для промышленного потребления или переработки-часть товаров,которые используются в качестве основоного сырья для производства других товаров.

Товарные ресурсы для организаций социального характера-это часть непрод.товаров,предназначенных для снабжения больниц,домов отдыха и т.д

Баланс  товарных ресурсов:

Ресурсы                                                                 Использование

1.Запасы на начало года                                       1.Пореблено в РБ

2.Производство                                                     2.Экспорт

3.Импорт                                                               3.Запасы на конец года

В доходной части отражается все источники товарных ресурсов,в росходной-направления использования ресурсов.

 

12. Состояние, основные тренды  и перспективные напрвления развития  торговли на современном этапе.

 

13.Понятие внутренней  среды организации и ее структура

Внутренняя среда организации-это совокупность элементов,которые приводят организацию в функциональное состояние.

Структура внутренней среды:

1.Экономический механизм функционирования  организации-совокупность методов  управления ее деятельностью  и правового обеспечения

2.Экономические ресурсы-факторы  производства(труд и капитал)

3.Цель организации-конкретный результат,которого  стремится достичь организация  в результате своей деятельности.Бывают  тактические и стратегические

4.Задачи организации-бывают по  работе с людьми;предметами и  средствами труда;информацией

5.Применяемые технологии-процессы  охвата факторов производства  и трансформациии их в товар  или услугу.в данном случае  это совокупность способов и  методов продажи товаров.

6.Уровень управления-определяется  способностью менеджмента организации  принимать ээффективные решения  в области обеспечения ресурсами,постановки  цели и задач черех такие  технолонии как планирование,организация,контроль,мотивация.

 

14.Экономический механизм  функционирования организации, его  виды и элементы.

Экономический механизм организации является формой проявления его экономического интереса. Его можно рассматривать как совокупность методов планирования, стимулирования и правового обеспечения торговой деятельности.

Виды:

1.Теоритический механизм - экономическая  модель функционирования торговых  организаций, которая основана на  разработанных наукой представлениях  о развитии экономики

2.Нормативный механизм-определяется  комплексом экономических отношений, которые базируются на нормативных  актах, направленных на регулирование  торговой деятельности.

3.Реальный механизм-система,включающая  элементы теоритического и нормативного  элемента.

Элементы:

1.Стимулирование деятельности

2.Коммерческий расчет

3.Планирование,прогнозирование и  стратегия деятельности

4.Организационная структура управления  организацией

 

 

15. Экономические интересы и стимулы  в организации как элемент  экономического механизма.

Экономичнеские интересы и стимулы являются центральным мотивирующим звеном экономического механизма любой организации.

Экономический интерес представляет собой осознанную людьми объективную связь между работой и вознагрождением.

Экономические стимулы-средства приведения в действие экономических интересов.

Таким образом, собственник организации заинтересован в увеличении стоимости имущества и росте прибыли, персонал-в сохранении рабочих мет и росте зп, правительство заинтересовано в увеличении доходов бюджета и экономической стабильности, потребители-в качестве ассортимента и низких ценах товаров и услуг.Поставщики заинтересованы в платежеспособности организации, банки-в устойчивом финансовом положении организации, чтобы те могли брать кредиты с процентами, а также возвращать их в установленные сроки.

Экономические интересы и стимулы как элемент экономического механизма включает в себя заинтересованность и ответственность.

16. Коммерческий расчет, его принципы.

Коммерческий расчет-метод ведения и управления деятельностью организации,основанный на соизмерении в денежной форме результатов и затрат деятельности и нацеленный на получение прибыли.

Главной целью коммерческого расчета является повышение эффективности работы организации на основании рационального использования собственных и привлекаемых материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Принципы:

1.Хозяйственно-оперативная  самостоятельность –заключается  в экономической обособленности  организации

2.Самоокупаемость(покрытие  расходов) и самофинансирование(не  только покрытие расходов,но и  получение достаточной прибыли.

3.Материальная  заинтересованность-заключается в  получении максимального дохода  при оптимальных затратах

4.Материальная  ответственность-несение ответственности  организации в целом

5.Экономическая  ответственность-шире 

6.Экономическая  заинтригованность-заинтересованность  в будущем организации

7.Финансовый  контроль-насение имущественной  ответственности

8.Социальная  ответственность-увеличение и поддержание  авторитета организации 

 

 

 

17. Стратегия, планирование и прогнозирование  деятельности организации; структура  управления организацией как  элементы экономического механизма.

Стратегия организации представляет собой совокупность правил,которым должна следовать организация с целью поддержания и укрепления своей конкурентоспособности на рынке.

Планирование-это процесс,предусматривающий выполнение намеченной системы мероприятий, с указанием порядка, последовательности и сроков их выполнения, а также экономический метод руководства деятельностью организации.

Прогнозирование-строится на предположении и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации.

Планирование как процесс включает 4 этапа:

1.Анализ  предыдущего и текущего состояния  объекта планирования

2.Прогноз  развития показателей при определенных  экономических условиях.

3.Постановку  целей.

4.Выработку  программы достижения цели,которая  предусматривает увязку целей  с экономическими ресурсами,имеющимися  для ее достижения.

 

18. Показатели, характеризующие внутреннюю  структуру организации.

1. Трудовые ресурсы(аппарат управления,основной персонал, вспомогательный персонал)-количество работников,занятых в организации.

2.Соотношение  аппарата управления и специалистов  с основным и вспомогательным  персоналом-оценка оптимальности  в соотнешении основных групп  персонала

3.Имущество  организации-стоимостное выражение  движимых и недвижимых средств.

4.Объекты  розничной торговой сети:фактор  конкурентоспособности

5.Торговая  площадь розничной торговой сети: -фактор конкурентоспособности

6.Технологии  реализации товаров-фактор конкурентоспособности

7.Доля собственных  оборотных средств в оборотных  средствах-фактор конкурентоспособности

8.Структура  управления организацией-оценка  эффективности работы

9.Темпы развития  показателе  объемов деятельности торговой организации-экономический рост организации.

 

19. Сущность и особенности труда  в торговле.

Труд-это целесообразная,сознательная и организационная деятельность людей,напрвленная на преобразование природных материалов,создание материальных и духовных благ и их доведения до потребителя.

Проблемы , охватывающие трудовые отношения, включают в себя изучение рынка труда и занятости,формирование доходов населения, организацию высокоэффективного труда.

Труд работников  торговли имеет характерные признаки,отличающие его от труда в других отраслях экономики.Труд в торговле характеризуется неравномерной интенсивность.Так, в часы «пик» покупательских потоков наблюдается чрезвычайная непряженность труда, а в другие часы-работники «простаивают»

В связи с выполняемыми трудовыми функциями различают

 1.труд работников торговли, связанный с продолжением процесса производства в сфере  обращения (транспортировка,хранение, сортировка, упауовка, фасовка,маркировка товаров),

2.труд работников  торговли,связанный с необходимостью  превращения одной формы стоимости  в другую.

 

 

20. Понятия и характеристика  трудовых ресурсов 

Трудовые ресурсы – население в трудоспособном возрасте и работающие лица старше и моложе трудоспособного возраста, обладающие физическими и духовными способностями, специальными знаниями.

Классификация:

  1. Экономически активное население:занятое и безработное население
  2. Экономически не активное население (студенты, домохозяйки, лица не имеющие работы)

Характеристика трудовых ресурсов:

  1. Количественные характеристики (Списочная численность работников, Списочная численность работников в среднем за период, Явочная численность работников, Среднесписочная численность)
  2. Качественные характеристики(профессия,специальность,квалификация,уровень образования,стаж работы)

Признаки квалификации трудовых ресурсов организации

  1. Функциональный состав кадров
    1. Руководители и специалисты
    2. Оперативный персонал
    3. Вспомогательный персонал
  2. Профессиональный состав кадров (классификация работников по профессиям и специальностям)
  3. Квалификационный состав кадров (классификация работников по признаку наличия у них необходимых знаний, умений, навыков в рамках одной профессии)

 

23.Понятие ЗП.Виды

ЗП-вознаграждение, выплачиваемое за работу по найму,которая выполнена для работодателя на заранее оговоренных условиях и в денежной форме.

 

 

 

26.Последовательность формирования  заработной платы работника

При простой повременной системе заработок рабочего определяется по формуле    ЗПпов. = ТС х Ф,

 где   ТС - тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда в единицу времени (час., день, месяц), руб;

Ф – фонд фактически отработанного времени, час, день.

При повременно-премиальной системе заработная плата определяется по формуле ЗПпов-прем. = ЗПпов. + ПР,

 где   3Ппов. - тарифная заработная плата, соответствующая заработной плате, определенной по простой повременной системе;

 ПР - сумма премии, установленная  за обеспечение определенных  количественных и качественных  показателей работы.

Повременно-премиальная система оплаты труда с нормированным заданием используется, когда функции рабочих четко регламентированы и рассчитана норма времени по каждой операции. Эта система объединяет в себе элементы как сдельной, так и повременной форм заработной платы.

 

 

 

 

27. Формы и системы  оплаты труда в организациях  торговли

Формы и системы  зар.платы определяют порядок начисления заработков отдельным работникам или их группам в зависимости от колич-ва, качества и результатов труда.

Выделяют 2формы оплаты труда:

  1. Сдельная форма- предусматривает оплату труда за выполнени определенного объема работ по установленным сдельным расценкам( Виды расценок: в 5тах к хозрасчетному доходу; за 1 % выполнения плана товарооборота; за натуральные показатели; в %тах к товарообороту;в % к доходу от реализации). Различают след. системы сдельной формы оплаты труда: а) простая сдельная система – определяется количеством изготовленной продукции и расценкой за ее единицу исходя из тарифной ставки; б)сдельно-премильная система – формирование заработка на основе олаты по прямым сдельным расценкам и величины премии за выполнение колич-х и качест-х показателей; в)сдельно-прогрнессивная система – оплата изготовленнойй продукции в пределах норм по прямым сдельным расценкам, а оплату продукции сверх норм-по повышенным; г) косвенно-сдельная система – определяется по сдельным расценкам,устанавливаемым за единицу продукции,производимой основными рабочими-сдельщиками; д)аккордная система – расценка устанавливается на весь оъем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения.
  2. Повременная форма – оплата труда исходя из установленных должностных окладов или тарифных ставок с учетом фактически отработанного времени. Различают след. системы повременной оплаты:а)простая повременная система – начисление заработка исходя из тарифной ставки работника соответствующего разряда с учетом фатически отработанного времени (ЗП=ТСчас*Ф гдеТСчас-часовая тарифная ставка рабочего с учетом его разряда,Ф-вактический фонд рабочего времени);  б) повременно –премиальная система – наряду с простой повременной платой производится еще и начисление дополнительных сумм к ставке за достижение определенных колич-х и качест-х показателей.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»