Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)

Деятельность средств производства и реализации делятся:

1.на средства  труда(машины,оборудование),с помощью  которых люди воздействуют на  предметы труда(сырье,материалы)

2.на средства  обращения и реализации(готовая  продукция и товарные запасы)

В зависимости от времени участия они делятся

1.На долгосрочные  средства, или недвижимое имущество

2.На краткосрочные  средства, или движимое имущество

Имущество организации-это совокупность средств,способствующих производству и реализации продукции,товаров и услуг или капитал,приносящий доход.

Часть имущества со сроком использования более года представляет собой долгосрочные активы и подразделяется на материальную,нематериальную и финансовую.

Краткосрочные средства, или оборотный капитал-это часть имущества организации с циклом оборота менее года.Оборотный капитал состоит из оборотных средств и краткосрочных финансовых вложений.

 

 

 

 

39. материально-техническая база организации  торговли,ее значение и структура.

Материально-техническая  база общества предст.собой материальные элементы производительных сил, т.е средства производства,включающие средства труда.

Материально-техническая база организации торговли служит прежде всего для реализации товаров населению и чем выше ее уровень,тем лучше удовлетворен спрос с одной стороны,с с другой-выше товарооборот и прибыль.

Особую роль играет в сокращении затрат времени потребителей на покупку товаров.

Основные элементы-здания торговых объектов, мелкорозничная сеть, автомагазины, холодильники, транспортные средства, оборудование.

Структура:

1.Экономические  элементы(основные средства и  оборотные средства)

2.Виды собственности(собственные  средства и арендованные)

Основой являются основные средства.

 

40.Основные средства  организации:сущность,классификации,формы  учета.

Основные средства организации —это совокупность материально-вещественных ценностей, учитывающихся в денежном выражении, использующихся в деятельности организации олее 12 месяцев и переносящих свою стоимость постепенно по частям на стоимость реализованных товаров или выполняемых работ и услуг.

Классификация:

1.Функциональное  назначение: здания, сооружения, устройства  передаточные, машины и оборудование, средства транспортные, инструмент, инвентарь, прочие.

2.Цель использования: производственные и непроизводственные

3.Отраслевая  принадлежность: основные средства  розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания и других  отраслей

4.Степень  использования: в эксплуатации, на  консервации, в запасе, на реконструкции.

5.Участие  в процессе реализации товаров: активная часть и пассивная  часть

6.Принадлежность  организации: собственные, арендованные, безвозмездно предоставленные.

Основные средства оцениваются в бухгалторском учете по первоначальной , восстановительной и остаточной стоимости.

 

 

41. Амортизация основных средств, способы  ее начисления.

Амортизация-процесс возмещения физического и морального износа основных средств путем включения части их стоимости в расходы организации в виде амортизационных отчислений.

Амортизационная стоимость-это величина, от которой рассчитываются амортизационные отчисления.

Начисления амортизации:

1.Линейный  способ –равномерное по частям  начисление амортизации в течении  нормативного срока или срока  полезного использования основных  средств.На=100/Спи

   где, На-годовая норма амортизации,%

          Спи- срок полезного использования

 

           ∑А=АС*На/100

           ∑А-годовая сумма амортизации

            АСамортизируемая стоимость объекта  основных средств

2.Нелинейный  способ-неравномерное начисление  по годам в течении срока  полезного использования. Предпологает 3 метода расчета:прямой метод  суммы чисел лет,обратный метод  суммы чисел лет,метод уменьшаемого  остатка.

3.Производительный  способ-начиление амортизации производится  на основании прогнозного объема  производства в натуральном выражении

                AC

   ∑Аi=Qi Qспи

 

 

 

 

42.Информационая база  и этапы анализа материально-технической  базы (МТБ)организации торговли.

 

Цель анализа МТБ-определение резервов повышения эффективности ее импользования, а тж выявление путей достижения этих резервов.

Информацией для анализа служат следующие источники:Бизнес-план организации;баланс организации;форма бух.отчетности «отчет о прибылях и убытках»;статистическая отчетность форм №1Ф

Этапы анализа состояния МТБ:

1.Оценка состояния и динамики  развития объектов розничной  и оптовой торговой сети

2.Оценка движения, состояния и  динамики развития основных средств  организации

3.Оценка эффективности использования  МТБ розничной и оптовой торговли

4.Оценка влияния факторов на  эффективность использования МТБ  организации

5.Определение резервов и направлений  повышения эффективности использования  МТБ организации

 

43.Показатели оценки  состояния и динамики развития  обьектов торговли.

Крупные торговые сети обладают эффектом масштаба и получают большие возможности ценового давления на поставщиков, что позволяет им закупать товары по более низким ценам и иметь конкурентные ценовые преимущества. Состояние и размещение розничных торговых предприятий определяется также выявлением изменений качественного состава предприятий торговой сети, а именно установлением доли магазинов в общем количестве разными их предприятий,затем определением удельного веса универсальных и специализированных магазинов, степенью внедрения прогрессивных методов торговли. Характеристика состояния и развития торговой сети требует оценки оснащенности магазинов оборудованием, оборудованием в соответствии с установленными нормативами. Конечные результаты работы предприятия находят свое отражение в показателях эффективности использования торговой сети как части основных фондов Анализ состояния развития торговой сети находит свое отражение только при общей оценке городов, поселков, сельских населенных пунктов. Коэффициент интенсивности использования оборудования рассчитывается для условий планового и фактического производства продукции путем деления объемов планового или фактического производства. Наиболее весомым резервом повышения использования розничной торговой сети является сокращение сроков строительства предприятия, концентрация капитальных вложений на основных пусковых объектах, увеличения их доли, направленной на реконструкцию и техническое перевооружение, совершенствование структуры площадей магазинов в сторону увеличения площади их торговых залов, увеличение доли активной части основных фондов, внедрение прогрессивных форм обслуживания покупателей, сокращения затрат ручного труда.

 

 

44.Показатели  оценки состояния и динамики  развития основных средств(ОС).

Для оценки эффективности использования ОС рассчитывается система показателей

1. Фондоотдача = Товарооборот/стоимость основных средств

 2.Фондоемкость стоимость основных средст/товарооборот

3.Фондорентабельность = ФР=прибыль/ОС *100%

4.Фондовооруженность (млн.р)   Фв= ОС /Ср. спис.числ.раб.

5.Техническая  вооруженность    ТВ=Ср.г. ст-сть  активн. части ОС/Ср. спис. числ. работающих

6.Срок окупаемости  кап.вложений С окуп.=введ-ные  ОС(прирост кап.вложений)/прирост  прибыли

7.Эффективность  использования кап.вложений.  прирост  прибыли/прир кап.влож.

 

45.Показатели  оценки эффективности материально-технической  базы торговли.

1.Оценка  эффективности использования основных  средств:

-отдача ОС  отражает,сколько товарооборота  приходится на один рубль ОС.

-емкость  ОС- обратный показатель отдачи  ОС

-вооруженность  ОС- сколько в среднем ОС приходится  на одного работника

-рентабельность  ОС-процентное соотношение прибыли  к средней стоимости основных  средств.

2.Оценка  показателей эффективности использования  розничной и оптовой торговой  сети

-товарооборот  на 1кв м торговой площади

-прибыль  на 1 кв м торговой площади

-товарооборот  в среднем на один магазин

-прибыль  в среднем на один магазин

3.Оценка  показателей обеспеченности населения  и торговой организации торговыми  площадями:

-торговая  площадь в среднем на один  магазин и ее изменение в  динамике

-торговая  площадь на тысячу жителей 

 

 

46.Показатель обеспечения  населения и торговых организаций  торговой площадью

Планирование развития торг сети осуществляется на осн-ии установленного  соц стандарта по обслуживанию населения в области торговли. В населенных пунктах с населением более 200 чел ,должно быть не менее 1 магазина по торговле смешанными товарами, с кол-м до 200 чел , если нет стационарной торг сети, обслуживание должно осущ через автомагазины , мелкую розницу или магазины близлежащих поселений.

Для конкретных районов республики  норматив торг площади на тысячу жителей может корректироваться с учетом т/о на 1 жителя и  расчит по формуле:

Норматив района=600

 

На основании нормативов опред потребность в торг площади конкретной организации торговли на перспективу:

Потребность *Норматив

Прирост торг площади для нового строительства или реконструкции :

  - + - (торг площ, введенная в результате реконструкции )

 

47.Методика расчета отдельных  факторов на показатели эффект-ти  использования мат техн базы

Оценка эффективности использования мат-тех базы :

1.Оценка эффективности использования  основных средств. Отдача осн средствотражает,сколько т/о приходится на 1 рубосн средств. Рост данного показателя явл положительной тенденцией.

Емкость основныхсредств-обратный показатель отдачи основных средств.

Вооруженность осн средств отражает, сколько в среднем осн средств приходится на 1 работника.Рост вооруженности осн средств можно считать положительной, если производительность труда растет быстрее вооруженности осн средствами.

Рентабельность осн средств-процентное отношение прибыли к средней стоимости осн средств. Ее рост также явл положительной тенденцией.

2. Оценку  показателей эффективности использования  розничной и опт торг сети:

*т/о на 1 м2 торг(складской) площади;

*прибыль  на 1 м2 торговой(складской) площади;

*доля торговой(складской) площади в общем объеме и  ее изменение;

*т/ов среднем  на 1 магазин;

*прибыль  в среднем на 1 магазин

3.Оценку  показателей обеспеченности населения  и торговой организации торговыми  площадями:

*торговая  площадь в среднем на один  магазин и ее изменение в  динамике;

*торговая  площадь на 1000 жителей обслуживаемого  населения и ее соответствии  нормативу.

 

48.Пути повышения эффективности  использования материально- технической базы

Основные пути повышения эффективности использования материально технической  базы. К таким показателям можно отнести:

*сокращение сроков ввода в  эксплуатацию новых торговых  объектов, сокращение сроков ремонта, освоение оборудования;

* увеличение пропускной способности  торговых залов за счет внедрения  инновационных методов продаж, увеличение  торговых площадей;

* увеличение сменности работы, переход на беспрерывный режим;

* совершенствование системы стимулирование  труда торговых работников и  др.

 

49.Современые принципы развития материально-технической  базы(МТБ) торговли.Определение потребности в расширении торговой площади

Перспективное развитие МТБ торговли основывается на след принципах:

1.Обеспечение высокого уровня  торг обслуживания;

2.Создание условий для роста  объемов продаж и прибыли;

3.Рациональное размещение РТС  в соотвествии с плотностью  обслуживаемого населения и осн  потоками его движения;

4.Повышение эффективности инвестиций;

Объекты: торг сеть; Складское хозяйство; Техническое оснащение; транспорт.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»