Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».
Основа развития МТБ –финансовое положение конкретной организации.если оно стабильно .то расширение и модернизция МТБ производится за счет чистой прибыли и долгосрочных кредитов банка на основании предоставленного бизнес-плана,а так же за счет аренды помещений и лизинга оборудования.
Планирование развития торг сети осущ на осн-ии установленного соцстандарта по обслуживанию населения в области торговли. Постановление Совета Министров РБ №724 от 30,05,2003 «О мерах по внедрению системы гос-ых стандартов по обслуживанию населения республики».Представляет собой норматив торг площади на тысячу жителей не менее 600 м2 в целом по РБ до конца 2015г.
В населенных пунктах с населением более 200 чел ,должно быть не менее 1 магазина по торговле смешанными товарами, с кол-м до 200 чел , если нет стационарной торг сети, обслуживание должно осущ через автомагазины , мелкую розницу или магазины близлежащих поселений.
50. Сущность и видытоварооборота . Розничный товарооборот (РТО):понятие,состав,клас-я.
Товарооборот какэкономич. категория
– этовыручка от реализациитоваровнаселениювсем
В зависимости от отрасли т/о класс-ют:
Розничный т/о-количественный показатель, характеризующий объем продаж.Он выражает эконом отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.
В соответствии с нормативным документами к розничному товарообороту относится продажа: *пищевых продуктов,напитков и табачных изделий и непрод товаров населению з наличный и безналичный расчет;* организациями розничной торговли и общественного питания; * организациями др отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розной торговли и общественного питания;* организациями , не имеющими торг сети, но реализиющими товары населению;* ИП*физ лицами, осущ продажу с/х продуктов на рынке;
Розн т/о учитывается в розничных ценах.
Состав РТО:
КлассификацияРТО:
1.По формам собственности :РТОгосуд. торговли; РТО частной торговли;
2.По формам организации
3. По видам торговли: РТО торговли; РТО общественного питания;
4.По формам расчетов: РТО по расчету наличному; РТО по расчету безналичному;
5.По территориальному
6.По макроструктуре: РТО по продаже непродов; РТО по продаже продтоваров ;
7.По микроструктуре: РТО по продаже отдельных групп пищевых прод; РТОнепрод товаров;
8.По стране-изготовителю
51. Роль и значение
оптовой торговли.Оптовый т/о:
Оптовая торговля-это вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
Сущность оптовой торговли:* обеспечение розничных торговых организаций товарами народного потребления; *формирование асс-та товаров в соответствии с требованиями РТС;* обеспечение своевременности завоза товаров в розничные торговые организации;* воздействие на производителей с целью пр-ва товаров нужного асс-та и кач-ва;*обеспечение процесса хранения товаров, их фасовка и дальнейшая подготовка к реализации;
Виды оптового т/о:
Виды оптового т/о по формам товародвижения:
1. Оптово-складской оборот, представляющий собой опт продажу товаров со складо опт организаций;
2. Транзитный
оборот, определяемый как поставка
непосредственно покупателям,
52.
Предпосылки,задачи,этапы и
Систематческий анализ РТО позволяет выявить степень удовлетворения спроса населения, а так же изучить качество торг обслуживания.
Направления анализа РТО:
*оценка выполнения
плановых показателей за
*выявление
состояния торговли и
*изучение динамики РТО;
*выявление
и количественная оценка
*определение
причин отклонения от плана
и показателей предшествующих
периодов;*разработка
Анализ предполагает
комплексное изучение всех взаимосвязанных
показателей РТО–продажи,запасов,
Этапы анализа РТО:
1.Анализ общего объема РТО.
2.Анализ структуры РТО.
3. анализ влияния факторов на изменение РТО.
4.Комплексный анализ показателей РТО.
Анализ начинается с основного показателя РТО - общего объема продажи товров.Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров.Далее производится анализ тов запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров.
На предварительном этапе анализа осуществляется оценка реальности и достоверности отчетных данных,а так же разрабатываются макеты аналитических таблиц.
Заключительным этапом анализа РТОявл. взаимная увязка результатов анализа всех показателей РТО
Информационная база: экономические нормативы; плановые показатели; социально-экономические показатели района деятельности; данные бухгалтерской,статистической, оперативной отчетности; материалы в выборочных обследований состояния торговли;данные конъюнктуры рынка и т.д
53.Показатели,
необходимые для анализа
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).
Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) * 100%
Время товарного обращения:
В=ТЗсред/РТОодн где ТЗср— средние ТЗ,РТОодн - однодневный товарооборот.
Скорость товарного обращения: С
= РТО/ТЗсред, где ТЗ- средние ТЗ
Анализ начинается с основного показателя РТО - общего объема продажи товров.Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары.Далее производится анализ товарных запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров.
Анализ РТО
связан с использованием разнообразной
экономической информации.в том числе:
*экономических нормативов;*плановых показателей;*/социально-
54. Анализ розничного
товарооборота по общему
При анализе общего объема розничного товарооборота выявляют:
Следующим этапом анализа является расчет ритмичности (по месяцам или кварталам) и равномерности (по структурным подразделениям) выполнения плана розничного товарооборота.Для расчета коэффициента ритмичности выполнения плана розничного товарооборота используются с формулы:
где δ—среднее квадратическое отклонение;
х - процент выполнения плана за период (квартал, месяц); ~х—средний процент выполнения плана за год; n - количество периодов;
v=δ/x*100
где v - коэффициент вариации: к = 100 - v,где к - коэффициент ритмичности.
Для выявления закономерностей и тенденций развития розничного товарооборота исчисляется среднегодовой темп прироста по следующей формуле:
где Т- среднегодовой темп .прироста розничного товарооборота, %; Тi - Товарооборот первого годадинамического ряда, млн р.;Тп - товарооборот последнего года динамического ряда, млн р.;п - число лет.
Для определения доли прироста товарооборота за счет интенсивного фактора (Дn), рассчитываемого в процентах, используется формула
где Тэкст - темп прироста экстенсивного фактора, %;Трто ~ темп прироста розничного товарооборота, %.
Проведенный анализ дает возможность выявить влияние на товарооборот эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
55.Анализ
структуры розничного
Основная цель – изучение тенденций изменения структуры товарооборота и обоснование направлений ее оптимизации. Анализ позволяет выполнить следующее:
1.выявить
тенденции изменения объема
2. оценить
степень удовлетворения
3.обосновать
заказы для промышленных
4. определить
направления по оптимизации
Для изучения структуры розничного товарооборота используется статистическая отчетность формы №1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле».
Анализ структуры розничного товарооборота следует производить по кварталам и месяцам, что позволяет изучить сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года.
При анализе структуры товарооборота может использоваться коэффициент эластичности оборота по продаже отдельных групп товаров, который характеризует влияние изменения доходов или покупательных фондов на одного человека на соответствующую величину товарооборота по отдельной группе товаров.
В настоящее время особое внимание следует уделить соотношению между социально значимыми и остальными товарами, в связи с ограничением торговой надбавки, так как непосредственно торговая надбавка является источником валовых доходов торговых организаций.
Завершающий этап анализа – разработка конкретных мероприятий по оптимизации структуры розничного товарооборота.
56. Оценка влияния отдельных
факторов на изменение
На развитие розничного товарооборота оказывают влияние внешние, так и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся следующие:
Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно объединить в группы, связанные:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»