Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)

Основа развития МТБ –финансовое положение конкретной организации.если оно стабильно .то расширение и модернизция МТБ производится за счет чистой прибыли и долгосрочных  кредитов банка на основании предоставленного бизнес-плана,а так же за счет аренды помещений и лизинга оборудования.

Планирование развития торг сети осущ на осн-ии установленного  соцстандарта по обслуживанию населения в области торговли. Постановление Совета Министров РБ  №724 от 30,05,2003 «О мерах по внедрению системы гос-ых стандартов по обслуживанию населения республики».Представляет собой норматив торг площади на тысячу жителей не менее 600 м2 в целом по РБ до конца 2015г.

В населенных пунктах с населением более 200 чел ,должно быть не менее 1 магазина по торговле смешанными товарами, с кол-м до 200 чел , если нет стационарной торг сети, обслуживание должно осущ через автомагазины , мелкую розницу или магазины близлежащих поселений.

 

50. Сущность и видытоварооборота .  Розничный товарооборот (РТО):понятие,состав,клас-я.

Товарооборот какэкономич. категория – этовыручка от реализациитоваровнаселениювсемиорганизациями и ИП, а такжевыручка от реализациитовароворганизациямиторговли  другим организациям для перепродажиилисобственных нужд.

В зависимости от отрасли т/о класс-ют:

  1. Розничной торговли : а) РТО торговой сети б) реализация,не включаемая в РТО (продажа организациям)
  2. Общественного питания: а) РТО общественного питания б) оптовый т/о общественного питания
  3. Оптовой торговли: а) оптовый т/о б)реализация,не включаемая в оптовый т/о (внутренний отпуск товаров и др)

Розничный т/о-количественный  показатель, характеризующий объем продаж.Он выражает эконом отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы.

В соответствии с нормативным документами к розничному товарообороту относится продажа: *пищевых продуктов,напитков и табачных изделий и непрод товаров населению з наличный и безналичный расчет;* организациями розничной торговли и общественного питания; * организациями др отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розной торговли и общественного питания;* организациями , не имеющими  торг сети, но реализиющими  товары населению;* ИП*физ лицами, осущ  продажу с/х продуктов на рынке;

Розн т/о учитывается в розничных ценах.

Состав РТО:

  1. продажа товаров населению(за нал,побезналу,вкредит,по почте);
  2. стоимость товаров, выданных населению по всем идам выигрышей;
  3. стоимость упаковки,не входящий в цену товара, и стоимость порожней проданной тары;
  4. стоимость стеклянной тары;
  5. продажа по безналу товаров исправительно-трудовым учреждениями за счет лиц,в них находящихся

КлассификацияРТО:

1.По формам собственности :РТОгосуд. торговли; РТО частной торговли;

2.По формам организации торговли: РТО торговых организаций; РТОторговых мест на рынке и торг центрах;

3. По видам торговли: РТО торговли; РТО общественного питания;

4.По формам расчетов:  РТО по расчету наличному; РТО по расчету безналичному;

5.По территориальному признаку: РТОв городах; РТО в сельской местности;

6.По макроструктуре: РТО по продаже непродов; РТО по продаже продтоваров ;

7.По микроструктуре: РТО по продаже отдельных групп пищевых прод; РТОнепрод товаров;

8.По стране-изготовителю товара:  РТОотечественного пр-ва; РТО импортного пр-ва;

 

 

 

 

 

 

51. Роль и значение  оптовой торговли.Оптовый т/о:сущность  и виды.

Оптовая торговля-это вид  торговли, осуществляемой   в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.

Сущность оптовой торговли:* обеспечение розничных торговых организаций товарами народного потребления; *формирование асс-та товаров в соответствии с требованиями РТС;* обеспечение своевременности завоза товаров в розничные торговые организации;* воздействие на производителей с целью пр-ва товаров нужного асс-та и кач-ва;*обеспечение процесса хранения товаров, их фасовка и дальнейшая подготовка к реализации;

Виды оптового т/о:

  1. Оптовый т/о по реализации товаров покупателям(представляет собой опт продажу товаров в пределах региона рыночным покупателям);
  2. Межгосударственный оптовый т/о(оборот между республиками, гос-ми и отражает поставку товаров за пределы регион по договору или разовым сделкам);
  3. Внутрисистемный оптовый т/о(поставка товаров одними торговыми организациями другим, входящим в состав одной и той же оптовой организации);

Виды оптового т/о по формам товародвижения:

1. Оптово-складской  оборот, представляющий собой опт  продажу товаров со складо  опт организаций;

2. Транзитный  оборот, определяемый как поставка  непосредственно покупателям,минуясклады,однако  при участии оптовой организации.

 

 

52. Предпосылки,задачи,этапы и информационная  база анализа РТО

Систематческий анализ РТО позволяет выявить степень удовлетворения спроса населения, а так же изучить качество торг обслуживания.

Направления анализа РТО:

*оценка выполнения  плановых показателей за текущий  период;

*выявление  состояния торговли и стратегии  удовлетворения спроса населения;

*изучение  динамики РТО;

*выявление  и количественная оценка факторов  на развитие т/о;

*определение  причин отклонения от плана  и показателей предшествующих  периодов;*разработка мероприятий  по улучшению торговли.

Анализ предполагает комплексное изучение всех взаимосвязанных показателей РТО–продажи,запасов,поступления товаров.

Этапы анализа РТО:

1.Анализ  общего объема РТО.

2.Анализ  структуры РТО.

3. анализ  влияния факторов на изменение  РТО.

4.Комплексный  анализ показателей РТО.

Анализ начинается с основного показателя РТО - общего объема продажи товров.Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров.Далее производится анализ тов запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров.

На предварительном этапе анализа осуществляется оценка реальности и достоверности отчетных данных,а так же разрабатываются макеты аналитических таблиц.

Заключительным этапом анализа РТОявл. взаимная увязка результатов анализа всех показателей РТО

Информационная база: экономические нормативы; плановые показатели; социально-экономические показатели района деятельности; данные бухгалтерской,статистической, оперативной отчетности; материалы в выборочных обследований состояния торговли;данные конъюнктуры рынка и т.д

 

53.Показатели, необходимые для анализа розничного  т/о

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:

ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) * 100%

Время товарного обращения: В=ТЗсред/РТОодн где ТЗср— средние ТЗ,РТОодн - однодневный товарооборот. 
Скорость товарного обращения: С = РТО/ТЗсред,  где ТЗ- средние ТЗ

Анализ начинается с основного показателя РТО - общего объема продажи товров.Затем анализ углубляется путем изучения состояния торговли отдельными группами товаров, степени удовлетворения спроса населения на конкретные товары.Далее производится анализ товарных запасов, товарооборачиваемости и поступления товаров.

Анализ РТО связан с использованием разнообразной экономической информации.в том числе: *экономических нормативов;*плановых показателей;*/социально-экономических показателей района деятельности;*данные бухгалтерской,статисической,оперативной отчетности;*материалов выборочных обследований состояния торговли;*данные конъюнктуры рынка и т.д.

 

 

 

 

54. Анализ розничного  товарооборота по общему объему.

При анализе общего объема розничного товарооборота выявляют:

  • выполнение плана розничного товарооборота в целом по организации н по отдельным структурным подразделениям;
  • динамику товарооборота за ряд лет, при этом исчисляют абсолютный прирост товарооборота, темпы роста и прироста, абсолютное значение одного процента прироста;
  • процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения  его изменение по сравнению с планом и прошлым периодом;
  • объем товарооборота на одного человека и его изменение по сравнению с планом и прошлым периодом;
  • удельный вес товарооборота организации в общем объеме розничного товарооборота района деятельности и его изменение.

Следующим этапом анализа является расчет ритмичности (по месяцам или кварталам) и равномерности (по структурным подразделениям) выполнения плана розничного товарооборота.Для расчета коэффициента ритмичности выполнения плана розничного товарооборота используются с формулы:

где δ—среднее квадратическое отклонение;

х - процент выполнения плана за период (квартал, месяц); ~х—средний процент выполнения плана за год; n - количество периодов;

v=δ/x*100

где v - коэффициент вариации: к = 100 - v,где к - коэффициент ритмичности.

Для выявления закономерностей и тенденций развития розничного товарооборота исчисляется среднегодовой темп прироста по следующей формуле:

где Т- среднегодовой темп .прироста розничного товарооборота, %; Тi - Товарооборот первого годадинамического ряда, млн р.;Тп - товарооборот последнего года динамического ряда, млн р.;п - число лет.

Для определения доли прироста товарооборота за счет интенсивного фактора (Дn), рассчитываемого в процентах, используется формула

где Тэкст - темп прироста экстенсивного фактора, %;Трто ~ темп прироста розничного товарооборота, %.

Проведенный анализ дает возможность выявить влияние на товарооборот эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

55.Анализ  структуры розничного товарооборота

 

Основная цель – изучение тенденций изменения структуры товарооборота и обоснование направлений ее оптимизации. Анализ позволяет выполнить следующее:

1.выявить  тенденции изменения объема товарооборота  по отдельным товарам и по  товарным группам;

2. оценить  степень удовлетворения покупательского  спроса;

3.обосновать  заказы для промышленных предприятий;

4. определить  направления по оптимизации структуры  розничного товарооборота;

 

Для изучения структуры розничного товарооборота используется статистическая отчетность формы №1-торг (розница) «Отчет по розничной торговле».

Анализ структуры розничного товарооборота следует производить по кварталам и месяцам, что позволяет изучить сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос на отдельные товары в различные периоды года.

При анализе структуры товарооборота может использоваться коэффициент эластичности оборота по продаже отдельных групп товаров, который характеризует влияние изменения доходов или покупательных фондов на одного человека на соответствующую величину товарооборота по отдельной группе товаров.

В настоящее время особое внимание следует уделить соотношению между социально значимыми и остальными товарами, в связи с ограничением торговой надбавки, так как непосредственно торговая надбавка является источником валовых доходов торговых организаций.

Завершающий этап анализа – разработка конкретных мероприятий по оптимизации структуры розничного товарооборота.

 

56. Оценка влияния отдельных  факторов на изменение розничного  товарооборота.

На развитие розничного товарооборота оказывают влияние внешние, так и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся следующие:

  1. состояние экономики в целом;
  2. уровень развития конкуренции;
  3. динамика денежных доходов и расходов населения, структура спроса;
  4. уровень развития промышленности и т. д.

Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно объединить в группы, связанные:

  1. с товарным обеспечением;
  2. с эффективностью использования трудовых ресурсов;
  3. с эффективностью использования материально-технической базы. Факторы, связанные с товарным обеспечением, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода. При этом используются следующие формулы товарного баланса показателей розничного товарооборота: ЗН+П=Р+ПВ+ЗК;отсюдаР=ЗН+П-ПВ-ЗК.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»