Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)

На втором этапе необходимо изучить время и скорость обращения ТЗ.

Уровень товарных запасов – Утз(дн) = ТЗ/РТО одн

где Утз(дн)- уровень товарных запасов в днях товарооборота; ТЗ - товарный запас на конец анализируемого периода (руб.); РТО одн - однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);

Время товарного обращения: В=ТЗсред/РТОодн где ТЗср— средние ТЗ,РТОодн - однодневный товарооборот. 
Скорость товарного обращения: С = РТО/ТЗсред,  где ТЗ- средние ТЗ.

При анализе товарооборачиваемостифактич. Оборачиваемость сравнивается с нормативом и фактич. Оборачиваемостью предшествующего года. В процесссе анализа выявляются причины ее замедления и ускорения.

На третьем этапе проводят анализ ТЗ сезонного хранения, что позволяет выявить обеспеченность организации данными товарами и оценить выполнение плана и графика их завоза в отдельные районы.ТЗ сезонного хранения анализируются по сравнению с плановой суммой,установленной на определенную дату.

К числу факторов влияющих на ТЗ относят объем товарооборота, структуру товарооборота, скорость обращения.

 

 

66. Оценка поступления товаров  в организации торговли.

Анализ поступления товаров проводят по торговому предприятию в целом, по отдельным товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам. При этом используют как стоимостные, так и натуральные показатели.

В процессе анализа поступления по товарным группам и товарам необходимо установить следующе:

  1. % выполнения лана поступления
  2. Отклонение размера поступления от плана и прошлого года
  3. Динамику поступления товаров
  4. Темп изменения объема реализации

 

Для анализа и оценки поступления товаров в стоимостном и натуральном выражении составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно глубоко изучить товароснабжение. Используя данные о поступлении отдельных товаров и товарных групп в стоимостном и натуральном выражении, можно рассчитать средние розничные цены на товары и измерить влияние ценового фактора на размер товарных ресурсов. Средние цены определяют делением розничной стоимости поступивших товаров на их количество. Далее отклонение от плана или в динамике по средней розничной цене товара (товарной группы) умножают на фактическое количество поступившего товара за отчетный период и в результате определяют влияние ценового фактора на розничную стоимость поступившего товара.Результаты такого анализа покажут, сможет ли предприятие значительно расширить закупки товаров непосредственно у определенных производителей, а также дополнительно их закупить для реализации в розничную сеть (поскольку запасы предприятия реализуются быстрыми темпами).

 Завершается анализ обобщением  выявленных резервов роста товарных  ресурсов, особенно прогнозных, разработкой  рекомендаций по совершенствованию  товароснабжения, дополнительному  вовлечению в товарооборот товарных  ресурсов и повышению эффективности  их использования в будущем.

67.Методические подходы  к расчету нормативов товарных  запасов.

Норма запаса - это расчетное минимальное количество сырьевых, комплектующих материалов или готовой продукции, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства или покупателей товаров.

Существуетри группы методов определения норм товарных запасов:

1.Эвристические  методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные в значительной степени на субъективном понимании тенденций развития спроса. Используемый в этом случае метод решения задачи относится к группе эвристических и называется опытно-статистическим Если поставленная задача в области управления запасами достаточно сложна, может использоваться опыт не одного, а нескольких специалистов. Анализируя их субъективные оценки ситуации, а также предлагаемые варианты, можно получить достаточно хорошее решение, незначительно отличающееся от оптимального. Этот метод также относится к группе эвристических и носит название метода экспертных оценок.

2.Метод технико-экономических  расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы.

3.Экономико-математические  методы.  Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции(сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле

Y5 = 0,5(2Y4+Y3-Y1), 

где Y,, Y3, Y„ - уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту) соответственно за первый, третий и четвертый периоды; Y5 — нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.

 

68. Методика распределения  норматива товарных запасов по  периодам года.

Процедура нормирования товарных запасов на год включает ряд последовательных действий, которые могут быть объединены в два основных этапа: 
1. определение норматива товарных запасов в днях, 
а) расчет одним из способов товарооборачиваемости за ряд лет; 
б) анализ динамики изменения показателя и возможностей для ускорения товарооборачиваемости; 
в) выбор оптимального времени обращения для планируемого периода. 
2. расчет плановой суммы товарных запасов (в ценах закупки): 
а) расчет величины однодневной реализации для квартала, в котором планируется наибольшая величина товарооборота; 
б) расчет плановой суммы товарных запасов путем умножения норматива товарных запасов в днях на величину однодневной реализации, полученной в предыдущем действии.

Основной частью норматива товарных запасов является торговый запас (3т). Он определяется:

3т = 3р + 3тп

По товарам сложного ассортимента половину частоты завоза умножают на частное от деления числа разновидной в продаже на число разновидностей, завозимых в одной партии.

3тп = (Т :Кскорости) х (N : к)

где N – количество разновидностей по ассортиментным перечням; К – количество ассортиментных разновидностей в одной партии, ед.; Т – число дней в периоде; Кскорости – коэффициент скорости обращения.

Страховой, или гарантийный, запас (3с) создается для обеспечения бесперебойной торговли на случай значительного увеличения спроса населения, отклонения от установленных частоты и объема завоза товаров. Величину 3с можно определять и на основе использования математических методов по формуле:

3с = К*σ

где К – коэффициент, связанный с организацией товародвижения; σ – среднеквадратичное отклонение объема продаж по кварталам, месяцам в процентах к годовому объему продажи.

 

 

 

69.Планирование поступления  товаров.

Цель- обеспечение ритмичной поставки товаров в необходимом объеме и ассортименте.

Этапы планирования поступления товаров:

1.анализ поступления товаров  в организацию в предплановом  периоде;

2. расчет необходимого объема  поступления по группам товаров, по организации в целом;

3.определение необходимых объемов  закупок по источникам (поставщикам);

4. разработка мероприятий по  обеспечению ритмичного поступления  товаров.

В процессе анализа поступления товаров изучаются:

1.динамика поступления по общему  объему и по группам товаров;

2. обеспечение поступлением товаров запланированного объема оборота и прироста товарных запасов в отчетном периоде;

3.источники поступления товаров, выполнение поставщиками договоров;

4.ритмичность поступления товаров  по месяцам, неделям. 

План поступления товаров разрабатывают на каждый квартал по группам товаров в натуральных показателях и в денежном выражении. При этом используется балансовый метод. П = Р + Зк-Зн + В,

где П — прибыли; Р — план продажи товаров;Зк — плановые товарные запасы на конец периода; Зн — фактические товарные запасы на начало периода;В — выбытие.

 

70. Задачи, этапы и информационная база анализа оптового товарооборота.

Цель анализа – объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения. Задачи анализа: 1.Дать оценку выполнения плана ОТ и поставки товаров покупателям. 2.Изучить их в динамике. 3.Выявить и измерить влияние основных факторов на ОТ. 4.Установить причины недостатков КД и различные меры по их устранению.

Этапы анализа:1. Анализ выполнения плана и динамики ОТ.2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам и декадам.3. Анализ рациональности товародвижения (с помощью методов математического программирования – симплексный, распределительный, метод потенциалов), то есть транспортная задача.4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику ОТ. 5. Оперативный анализ поставки товаров и ОТ. Информационной базой явл. данные бухгалтерской, статист.отчетности и оперативные материалы обследований торгово-экономического состояния предприятия.

 

71. Особенности экономического  анализа оптового товарооборота  по общему объему и структуре.

Особенности методики анализа оптового товарооборота вытекающих из специфических задач оптовой торговли.Перед экономическим анализом оптового товарооборота стоят следующие основные задачи:

--изучения динамики оптового  товарооборота для выявления  тенденций и закономерностей  его изменения как по общему  объему, так и по формам движения  товаров, направлениям их сбыта, покупателями;

--оценка отклонений товарооборота  от плановых показателей по общему его объему, видам оборота, группам товаров и выявление влияния факторов на эти отклонения;

--изучения поступления товаров  от поставщиков и соответствия  договорным условиям по количеству, ассортименту, качеству и срокам  поставки;

--исследования состояния товарных  запасов и их соответствия  потребностям развития товарооборота;

--оценка выполнения договорных  обязательств по отгрузке товаров  покупателям по количеству, ассортименту  и срокам отгрузки;

--выявление внутренних резервов  совершенствования работы оптового  торгового предприятия и увеличения  объема товарооборота.

Для анализа опт. товарооборота используют плановую документацию, стат., финанс. и оперативную отчетность, данные текущего бух.учета, данные оперативного учета выполнения договоров на поставку товаров, материалы выборочных обследований.

 Для анализа ассортиментной  структуры оптового оборота используют стат.отчетность. Сначала анализируют опт.продажи товаров по общему объему и ассортименту с выделением складского и транзитного оборотов Затем анализируют товарные запасы на начало и конец отчетного периода, поступления товаров. рассчитывают показатели выполнения плана, динамики и структуры оптового товарооборота.

 

72.Оценка факторов, воздействующих на оптовый товарооборот  и звенноститовародвиж.

На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа факторов - обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Вторая - обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования.Третья группа факторов - состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.

При обосновании и анализе товарооборота учитывают факторы повышения его объема. Важнейшими из них являются:зучение спроса потребителей;расширение и обновление ассортимента продукции собственного производства;проведение рекламных мероприятий;проведение маркетинговых исследований;обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами, повышение квалификации работников;обеспеченность оборудованием и эффективное его использование; и др.Сущность товародвижения заключается в сочетании физического и экономического процессов перехода товара из сферы производства в сферу товарного обращения и из последней - в сферу потребления.Товародвижение - это перемещение товара в пространстве (географическом и экономическом).Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенность товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой.

73. Особенности анализа товарных запасов и поступления товаров в организации оптовой торговли.

Товарные запасы оптовых организаций являются составной частью товарных ресурсов сферы обращения. В их состав входят:1. Товары организаций оптовой торговли во всех местах хранения (на складах);2. товары, принадлежащие оптовой организации и находящиеся на хранении у других юридических лиц, обособленных подразделений и ИП.  Товарные запасы в оптовой торговле учитываются в покупных ценах или ценах, сформированных импортером товара.

В процессе анализа устанавливают, насколько товарные запасы текущего хранения соответствуют нормативам, какова скорость их оборачиваемости и причины ее изменений. Но, традиционный расчет среднего товарного запаса за период по средней арифметической имеет слишком большую погрешность, поэтому более правильным является расчет по средней взвешенной. Составной частью запасов оптовых организаций являются запасы сезонного хранения, которые в отдельные периоды могут даже превышать запасы текущего хранения. Поэтому одной из особенностей планирования товарных запасов в оптовой торговле является учет сезонности образования товарных запасов.

Заключительным этапом в управлении товарными запасами является Разработка комплекса мероприятий, направленных на нормализацию их состояния и , прежде всего, ликвидация слабо реализуемых и излишних товарных запасов и товаров, не пользующихся спросом.

 

74. Методические  подходы к расчету плана опт.товарооборота  и звенности товародвижения.

Процесс планирования может быть двух видов от общего к частному - OT общего объема к структуре и от частного к общему, когда намечается план реализации по товарным группам, а, затем, план по общему объему оборота определяется как сумма планов по товарным группам.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»