Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2015 в 22:29, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)».

Вложенные файлы: 1 файл

ChISTOVAYa_ShPORA_EKONOMIKA_1.docx

— 151.61 Кб (Скачать файл)

где Р -  розничный товарооборот;

ЗН - товарные запасына начало отчетного периода;

ЗК - товарные запасы на конец учетного периода

П - поступление товарных запасов, млн p

Пв- прочее выбытие (уценки, убыли и д,), млн р,

К факторам, связанным с эффективностью использования трудовых ресурсов, относят численности работников, организацию и производительность труда,

Расчет влияния данных фактов производится методом цепных подстановок на основе использования формулы:

          РТО

ПТ = —— =>РТО= ПТ*Ч,

           Ч

где ПТ - производительность труда работников, млн р,;

РТ0 - розничный товарооборот; млн р.;

Ч- среднесписочная численность работников, чел,

 

 

 

57. Комплексный анализ  показателей розничного товарооборота

Все показатели розничного товарооборота (продажа, запасы, поступление) взаимосвязаны между собой и влияют на результаты торговой деятельности, которые в определенной степени зависят от эффективности использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

Комплексный подход позволяет глубже и в совокупности оценить разностороннюю деятельность торговых организаций, выявить недостатки и обосновать направления повышения ее эффективности.

Комплексный анализ товарооборота предполагает выявление зависимости между отдельными показателями, его характеризующими, с целью определения влияния факторов на его изменение.

Основные задачи анализа - устранение диспропорций, выявление резервов роста и определение мероприятий по улучшению обслуживания населения.

В основе данного анализа лежит балансовая увязка показателей розничного товарооборота.

В процессе проведения анализа необходимо учитывать, что перевыполнение плана товарооборота за счет сверхпланового поступления товаров может впоследствии привести к их оседанию в запасах, что снижает эффективность торговли.

Определенное влияние на объем продаж оказывают убыль, возврат поставщиками, списание. Сокращение суммы выбытия товаров за счет лучшего изучения спроса, бережливого отношения к товарно-материальным ценностям является одним из резервов роста товарооборота.

Балансовая увязка между показателями розничного товарооборота составляется и по основным группам товаров как за год, так и по кварталам. При анализе целесообразно сравнивать квартальные показатели продажи с поступлением отдельных групп товаров, что позволит выявить сезонные особенности спроса покупателей.

В соответствии с результатами комплексного анализа обосновываются направления по повышению эффективности торговли и улучшению качества торгового обслуживания населения.

 

58. Задачи, последовательность и инф. базапланирования розничного товарооборота.

Целью планирования розничного товарооборота является определение его экономически обоснованного объема на будущий период на основе рационального и эффективного использования экономических ресурсов и повышения как культуры, так и качества торгового обслуживания.

Задачи планирования:

  1. увеличение темпов роста объема реализации товаров в расчете на одного потребителя;
  2. оптимизация структуры розничного товарооборота;
  3. выявление дополнительных резервов товарных ресурсов;
  4. обеспечение получения необходимой суммы прибыли.

Выбор метода, используемого при планировании показателей розничного товарооборота, зависит от периода планирования, наличия необходимой информации, подготовки и квалификации экономической службы, наличия программного обеспечения.

Планирование общего объема розничного товарооборота обычно начинается с определения его ожидаемой величины, так как план разрабатывается за несколько месяцев до наступления планируемого периода и к этому моменту отсутствуют фактические показатели за текущий год.

Под ожидаемым товарооборотом следует понимать наиболее вероятную, реально выполнимую величину. Как правило, ожидаемый товарооборот должен быть не ниже предусмотренного планом на оставшуюся часть года:

Тож=Тфакт + Тож

            9мес.      IVкв

гдеТаж-ожидаемый объем розничного товарооборота за отчетныйгод, млн р.;

Тфакт ~ фактический объем розничного товарооборота за девять месяцев отчетного года, млн р,;

Тож - ожидаемый объем розничного товарооборота за IV квартал отчетного года, млн р.

При этом учитываются данные анализа выполнения плана за истекший период, перспективы развития торговли в предстоящие месяцы.

 

59.  характеристика  альтернативных подходов к обоснованию  плана розничного товарооборота  по общему объему .

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительской рынке. Розничный товарооборот – наиболее общий показатель завершающей стадии процесса товародвижения - передачи товаров конечным потребителям, когда процесс обращения товара завершается — он поступает в сферу потребления.Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует:

1.Денежную  выручку торговли;

2. Сумму расходов населения на  покупку товаров.

Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.

60. особенности планирования  объемов продаж по отдельным  товарным группам 

Планирование продаж и составление плана реализации являются завершающим этапом составления производственной и логистической программы предприятия. При планировании продаж должно указываться количество продукции каждого вида (работ, услуг), которые планируется реализовать в плановом периоде. При равномерных поставках объем реализации определяется как произведение объема среднесуточного выпуска продукции на период времени. При неравномерном и нестабильном типе производства (при сезонных колебаниях) планирование продаж осуществляется ежемесячно. Планирование продаж необходимо для формирований исследования стратегическим и оперативным задачам производства. Планирование реализации имеет прямую связь с планированием производства товаров и услуг на предприятии.

При планировании продаж необходимо разработать план товародвижения (поиск и обоснование оптимальных каналов распределения по сбытовой сети от производителя к потребителю).

Планирование товародвижения — это систематическое принятие планово-управленческих решений относительно физического перемещения в пространстве и смены собственника товара (услуги), включая транспортировку, хранение и осуществление сделок.

В настоящий момент выделяют два основных канала товародвижения:

1) прямые связи

2) свободный 

 

 

 

 

61. Распределение плана розничного товарооборота по торговым объектам и периодам года.

Объем розничного товарооборота организации можно обосновать суммированием объемов продаж по магазинам и другим структурным единицам. При определении планового товарооборота этих единиц учитывают:

  1. ассортимент реализуемых товаров каждым магазином
  2. сегменты рынка и контингент потребителей
  3. долю каждого магазина и товарообороте организации
  4. опыт успешно работающих магазинов и возможности его использования другими магазинами;
  5. причины неудовлетворительной работы отдельных магазинов.

Планирование товарооборота по магазинам должно включать в себя четкую постановку целей, стимулирование труда сотрудников, контроль за оборотными средствами, анализ жалоб покупателей и причин несостоявшихся сделок, определение существующих тенденций и путей решения имеющихся проблем.

Четко прослеживается зависимость, при которой темпы роста товарооборота крупных магазинов более высокие по сравнению с темпами роста товарооборота небольших по общему объему продаж однотипных магазинов. При определении объема товарооборота по структурным подразделениям может быть применен метод технико-экономических расчетов (нормативный), В качестве норматива может использоваться размер товарооборота в расчете на 1 м2 торговой площади.

 

При разработке плана розничного товарооборота по периодам года (кварталам, месяцам) необходимо учитывать влияние многих факторов, в том числе покупательную активность населения, особенности покупательского спроса, равномерность завоза товаров по периодам года.

При разработке внутригодичного плана товарооборота может быть использован метод относительной средней. По данному методу определяются следующие показатели:

  1. среднеквартальный (среднемесячный) оборот за каждый год;
  2. сезонные колебания товарооборота по кварталам (месяцам) за каждый год;
  3. индексы сезонности товарооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

62. Понятие и состав запасов организации.

Общественные запасы бывают 3 видов: производственные запасы,товарные запасы и фонд потребления

Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в процессе производства однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Они бывают: основные — предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции(сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.)Вспомогательные-  такие предметы труда, которые придают основным материалам определенные свойства и качества.

Товарные запасы – это часть общественного продукта, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления

 

Для того чтобы организац. могла достичь поставленных целей, необходимы затраты ресурсов, получаемых из внешней среды. Ресурсы организации – это наличные или необходимые средства, возможности, ценности, запасы, обеспеч. стабильную работу организац. для достижения ее основных целей.пять основных видов ресурсов: человеческие, материальные, финансовые, информационные и временные ресурсы.

 

 

 

63.Сущность и классификация товарных запасов в розничной торговле.

Товарные запасы – это часть общественного продукта, находящаяся в сфере товарного обращения и предназначенная для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления.

ТЗ учитываются в абсолютных и относительных показателях.

Абсолютная величина ТЗ может быть измерена в денежном выражении и натур-х единицах., а также относительными показателями,которыми я вл. Уровень обеспеченности ТЗ,время товарного обращения, скорость обращения.

Классификация ТЗ:

1. По назначению: запасы текущего хранения; запасы сезонного хранения; запасы целевого назначения; запасы досрочного завоза.

2. По месту нахождения: в предприятиях розничной торговли;в предприятиях общественного питания; в организациях оптовой торговли; у поставщиков на ответственном хранении.

3. По срокам измерения: плановые; фактические; на начало и конец  периода.

4. По размеру: максим.; средние; минимальные.

5. По единицам измерения: в стоимостном выражении ( млн. р); в относительном выражении ( дни, разы); в натуральном выражении ( кг, шт)

6. По структуре: ТЗ продтоваров; ТЗ непродтоваров.

 

 

 

 

 

 

64. Показатели состояния  и эффективности использования  товарных запасов.

Для учета, анализа и планирования товарных запасов используется система абсолютных и относительных показателей. 
Абсолютные показатели выражаются в натуральных (кг., шт. и т.п.), или условно натуральных единицах и стоимостных.

 Абсолютные показатели  – моментальные, так как характеризуют состояние запасов на определенную дату: начало, конец анализируемого периода или на какую-либо промежуточную дату.

Относительные показатели выражаются в виде процентов, коэффициентов, индексов и т.п

Основным относительным показателем измерения состояния товарных запасов является показатель уровня обеспеченности торговой организации товарными запасами (ОТЗ). Время, необходимое для полного обновления запаса, характеризуется скоростью обращения товаров, которая именуется товарооборачиваемостьюПодтоварооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня реализации, а так же скорость оборота товаров. Исчисление товарооборачиваемости как показателя эффективности деятельности торговой организации позволяет качественно оценить два параметра присущих товарным запасам: - время и скорость их обращения. Между временем и скоростью товарного обращения существует устойчивая пропорциональная взаимосвязь. Товарооборачиваемость измеряется продолжительностью одного оборота (ТОб.дни) в днях и количеством совершенных товарными запасами оборотов за исследуемый период (ТОб.р.). 
К важнейшим показателям оценки эффективности использования товарных запасов относятся: доля товарных запасов в оборотном капитале (ДТЗоб.к), запасоемкость (Зем), прибыльность товарных запасов (Rтз), степень реализации товара (Эр), степень оседания товара в запасах (КОтз), степень обновляемости товарного ассортимента (СОобн.ассорт.).

 

 

65.Методика анализа  товарных запасов.

Анализ товарных запасов может быть направлен на выявление резервов ускорения товарного оборота, рациональности использования товарных ресурсов.

Выделяют несколько этапов анализа:

На первом этапе необходимо оценить состояние ТЗ,установитьэкономич. Обоснованность действующих нормативов,выявить факторы которые оказывают влияние на размер ТЗ.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»