Основные направления совершенствования системы оплаты труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является - исследовать и выявить основные направления повышения эффективности системы оплаты труда.
Задачи:
- раскрыть содержание понятия оплаты труда, сущность и основные принципы оплаты труда;
- проанализировать традиционные формы и системы оплаты труда;
- рассмотреть бестарифные системы оплаты труда: достоинства, недостатки и условия применения;
- проанализировать опыт оплаты труда в экономически развитых странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Традиционные формы организации и оплаты труда…………..…..6
1.1 Понятие, сущность, функции оплаты труда и факторы ее формирующие………………………………………………………………..……6
1.2 Формы и системы оплаты труда на предприятии………………………12
1.3 Нормативно-правовая база, регулирующая организацию труда и заработной платы ………………………………………………………………..21
Глава 2. Современные тенденции в организации и оплате труда…………27
2.1 Методы планирования заработной платы на предприятии………….…27
2.2 Международный опыт договорного регулирования зарплаты……...…29
Глава 3. Основные направления совершенствования системы оплаты труда на предприятии ………………………………………………………………….37
3.1 Сравнительный анализ тарифной и бестарифной систем оплаты трудa………………………………………………………………………………37
3.2 Проект внедрения бестарифной системы оплаты труда на предприятии……………………………………………………………………...40
3.3 Стратегия и приоритеты совершенствования заработной оплаты труда………………………………………………………………………………41
3.4 Совершенствование организации оплаты труда на предприятии...….43
Заключение…………………………………………………………………...……50
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 179.33 Кб (Скачать файл)

Глава XI. Труд женщин (ст.160-172).

Подробно описаны все особенности  труда женщин, льготы при назначении на работу и оплата работ для женщин, специальные отпуска для женского персонала предприятия, гарантии и  льготы лицам, воспитывающим детей  без матери.

В связи с расширением трудовых прав женщин и ростом заботы государства  о материнстве введены новые  статьи: 163-1 "Дополнительный выходной день", 172-1 "Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери", 170-1 "Гарантии при прохождении  обязательного диспансерного обследования беременными женщинами".

Глава XII. Труд молодежи (ст.173-183).

В этой главе определяются возрастные границы для работников, их права  и медицинские льготы, особенности  трудовых отношений подростков и  молодежи с предприятием.

Статья 180 определяет оплату труда  работников моложе 18 лет при сокращенной  продолжительности ежедневной работы, а статья 183 — дополнительные гарантии при расторжении трудового договора.

Глава XIII. Льготы для работников, совмещающих  работу с обучением (ст.184-200).

Содержит перечень и законодательное  обоснование всех льгот, положенных работникам, обучающимся без отрыва от производства, а также порядок  предоставления и оплаты учебных  отпусков и времени проезда к  месту обучения.

Глава XIV. Трудовые споры (ст.201-221).

Глава XV. Профессиональные союзы. Участие  работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 225-235).

Глава XVI. Государственное социальное страхование (ст.236-243-2).

Статьи 237 и 238 указывают порядок  внесения взносов на государственное  социальное страхование и виды обеспечения  по государственному социальному страхованию.

Глава XVII. Надзор и контроль за соблюдением  законодательства о труде (ст.244-249).

Глава посвящена государственному контролю за соблюдением законодательства о труде в различных отраслях экономики и народного хозяйства, включая санитарно-эпидемиологический контроль.

Статья 249 определяет меру ответственности  за нарушение законодательства о  труде.

Глава XVIII. Особенности регулирования  труда отдельных категорий работников (ст.250-255).

Здесь на государственном уровне определяются льготы в области труда для  некоторых категорий работников, в частности, работающих в районах  Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также особенности  регулирования труда в отдельных  отраслях народного хозяйства и  при сезонных работах.

Статьей 254 оговорены дополнительные основания для прекращения трудового  договора некоторых категорий работников при определенных условиях. Отдельно рассмотрен принцип материальной ответственности  работников в случаях, когда фактический размер материального ущерба превышает его номинальный размер.

Таковы в общих чертах состав и содержание КЗоТа РФ. Он четко  формулирует все основные положения  о труде и является основным документом по правовому регулированию труда  в нашей стране.

Но одним КЗоТом трудовое законодательство в нашей стране не ограничивается — в дополнение и расширение к  Кодексу Законов о Труде существует целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда. По характеру  их можно разделить на правовые и  экономические. К числу правовых можно отнести и те статьи Гражданского Кодекса РФ, которые также касаются труда.

Вообще Гражданский Кодекс характеризует  все виды возникающих отношений  между гражданами, гражданами и обществом, и предприятиями и гражданами. Трудовые отношения, как таковые, он не затрагивает. Но некоторые статьи главы 37 "Подряд" напрямую касаются отношений по договорам гражданско-правового  характера как в юридической, так и в экономической части (есть статьи Гражданского Кодекса, которые  так и называются — "Оплата работ" или "Цена работ" (ст.746, 735, 781 и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современные  тенденции в организации и  оплате труда

2.1 Методы планирования заработной платы на предприятии

Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд заработной платы. Плановая величина фонда заработной платы (ФЗП) может быть определена различными способами:

1. На основе средней  заработной платы:

Где - средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями, руб.; Чсп - среднесписочная плановая численность работающих, чел.

Данный метод может  быть использован как для расчета  общего фонда заработной платы, исходя из численности работающих и их заработной платы, в целом по предприятию, так  и по категориям и отдельным группам  работников.

2. По нормативному методу  расчета:

где Q — общий объем выпускаемой продукции в плановом периоде, руб. (могут также использоваться натуральные или условно-натуральные показатели);

- норматив заработной  платы на 1 руб. выпускаемой продукции,  руб. (либо на другую единицу  объема производства):

Где  - фонд заработной платы базисного периода, руб.;

-объем производства базисного  периода, руб.;

        - плановый суммарный прирост, соответственно, средней заработной платы и производительности труда планового периода по отношению к базисному, %:

Где  - экономия (высвобождение) численности, чел.;

-  исходная  численность,  чел. 
где плановый прирост производительности труда за счет i-го фактора;

норматив прироста заработной платы на 1 % прироста производительности труда под влиянием i-го фактора;

n -количество факторов.

3. По приростному методу (основан на использовании базового  фонда заработной платы):

Где  - фонд заработной платы базисного периода, руб.;

-коэффициент увеличения  объемов производства в плановом  периоде по сравнению с базисным;

- экономия численности,  чел.;

- средняя заработная плата  одного рабочего в отчетном  периоде, руб.

3. По поэлементному методу:

ФЗП = ТЗП +.П + Д,

где ТЗП - тарифная заработная плата планового периода, руб.;

П -премиальные выплаты  по действующим премиальным положениям, руб.;

Д - доплаты, предусмотренные  в коллективном договоре и трудовом законодательстве.

Этот метод планирования фонда заработной платы применяется  при наличии годового портфеля заказов. Расчет выполняется в следующей  последовательности:

1. Определяется тарифная  заработная плата:

- для сдельщиков - по расценкам  на плановый объем производства;

- для повременщиков - по  часовым тарифным ставкам и  месячным окладам. 

  1. Рассчитывается основная заработная плата путем добавления к тарифной заработной плате премиальных выплат по действующим премиальным положениям. 
  2. Устанавливается часовой, месячный и годовой фонд заработной платы исходя из доплат, предусмотренных в коллективном 
  3. договоре и трудовом законодательстве:

- доплаты к часовому  фонду за отработанное время  и выполнение дополнительных  обязанностей или условий: обучение  учеников, за руководство бригадой, за ночные часы работы, за работу

в праздничные дни и  др.;

- доплаты к месячному  фонду заработной платы - за  сокращенный рабочий день кормящим  матерям и подросткам;

- доплаты к годовому  фонду заработной платы - за  плановые

невыходы на работу (очередные  и учебные отпуска, выполнение

государственных обязанностей и др.).

Кроме фонда заработной платы, включаемого в себестоимость  продукции, на предприятии могут  производиться премиальные выплаты  из прибыли (если это предусмотрено  уставом предприятия). В таком  случае при планировании прибыли  создается специальный фонд (фонд потребления или фонд материального  поощрения), составляется смета его  использования и рассчитывается годовая сумма премирования персонала.[13;29]

 

2.2 Международный опыт договорного регулирования зарплаты

Существует два основных метода регулирования заработной платы: коллективные переговоры и заключение коллективных договоров.

Наиболее полно система  заключения коллективных договоров  в госсекторе применяется в Голландии, Ирландии, Новой Зеландии и Швеции. В Швеции на центральном уровне коллективные договоры устанавливают минимум  для увеличения зарплаты госслужащих  и суммы по фондам оплаты для их распределения по регионам.

Коллективными договорами охватываются все госслужащие, включая высших должностных лиц. Однако для разного  уровня госслужащих регулирование  заработной платы происходит по-разному. Оплата высших должностных лиц определяется правительством. Оплата других категорий  госслужащих устанавливается правительством или специальным комитетом, куда входят руководители ведомств.

На общегосударственном  уровне заключаются три основных коллективных договора для работников госаппарата, коммунального хозяйства  и для предприятий оборонной  промышленности.[11;265]

Эти коллективные договоры являются рамочными для разработки и принятия других коллективных договоров  в госсекторе, прежде всего по повышению  заработной платы исходя из отпущенных средств государством в региональные фонды оплаты госслужащих. Договоры утверждаются правительством. Распределение  фондов для увеличения зарплаты происходит по каждому ведомству, которое определяет конкретные цифры по регионам. Колдоговоры, заключаемые в этих рамках, не требуют  дополнительного утверждения.

Аналогичная система регулирования  зарплаты и условий труда колдоговорами  имеется, например, в Норвегии. Здесь  коллективные переговоры ведутся для  всех госслужащих, включая работников госаппарата, учителей, работников здравоохранения, обороны, государственных предприятий. Исключение составляет высшие должностные  лица, с которыми заключаются индивидуальные контракты. Правительство и министерство финансов устанавливают финансовые рамки для переговоров.

Со стороны работодателей  в переговорах участвуют министерство труда и администрация правительства, со стороны работников – 4 основных профсоюза: 

  • национальная федерация государственных служащих (20 ассоциаций); 
  • национальная конфедерация профессиональных ассоциаций (40 ассоциаций); 
  • конфедерация профессиональных союзов (10 ассоциаций); 
  • национальный профсоюз учителей.

Парламент должен одобрить базовый колдоговор, который заключили  договаривающиеся стороны, прежде чем  он войдет в силу. Договор заключается  на два года, но возможно внесение поправок и дополнений.

В Италии рамочный закон 1983 года установил систему колдоговорного регулирования заработной платы  госслужащих по следующим секторам: в министерствах, неэкономических  государственных организациях, государственных  предприятиях (фирмах), в здравоохранении, образовании, исследовательских организациях, университетах. Парламент устанавливает оклады управляющим, высшим должностным лицам, работникам магистров, профессорам университетов.

Во Франции колдоговорное  регулирование стало развиваться  после реформы 1983 года. Однако до сих  пор колдоговоры – это лишь рекомендации для правительства, и  оно вправе решать, внедрять ли ему  колдоговор в жизнь или нет. Следует  отметить, что, хотя в коллективных переговорах участвуют 7 профсоюзов, госсектор ими слабо охвачен: доля членов профсоюзов составляет в  сфере образования, финансов, коммунальных услуг 30%, в здравоохранении – 15%, среди работников региональных и  муниципальных органов власти –  лишь 10%.

В коллективных переговорах  обсуждаются такие вопросы, как  общие условия труда, рабочее  время, профобучение, охрана труда, вопросы  заработной платы для отдельных  категорий работников. Последние  предусматривают обязательное участие  представителей министерства финансов. Основное требование на переговорах  – чтобы базовая заработная плата  не отставала от роста цен. Профсоюзы  добились того, что в соответствии с реформой 1990 года увеличились ставки низших разрядов госслужащих, улучшились возможности продвижения по службе, были приняты во внимание появления  новых профессий и общее повышение  квалификации работников госслужбы.

В Канаде правительство имеет  право вмешиваться в коллективные переговоры относительно повышения  зарплаты даже в том случае, когда  достигнуто соглашение, если бюджетный  контроль выявит превышение зарплаты над возможностями бюджета. В  этих случаях правительство вправе уменьшить рост зарплаты.

Информация о работе Основные направления совершенствования системы оплаты труда на предприятии