Понятие трудовых ресурсов и показатели их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Правильная оценка хозяйственной деятельности весьма важна, поскольку позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы, которые не были учтены плановым заданием, определить степень выполнения заданий и на этой основе определить новые задания, ориентировать трудовые коллективы на принятие более напряженных планов.

Вложенные файлы: 1 файл

Polny_diplom_po_Myasokombinatu.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.

Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в учреждениях государственной службы занятости, а также ученические места в системе профобразования (куда входят как государственные, так и негосударственные учебные заведения).

Неофициальная часть открытого рынка труда включает ту часть вакансий и предложений рабочей силы, которая не охвачена услугами органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Потребность в трудоустройстве здесь удовлетворяется на основе прямых контактов с работодателями или различного рода негосударственными посредническими структурами.

Скрытая часть рынка труда, часто именуемая «скрытой безработицей» -это лица, формально занятые в народном хозяйстве, но которые в связи с сокращением объемов производства или изменением его структуры без ущерба для производства могли бы быть высвобождены.

Официальная часть скрытого рынка труда регистрируется статистикой в виде лиц, находящихся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лиц, вынужденных работать неполное рабочее время.

Неофициальная часть скрытого рынка труда определяется с помощью специальных методик. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.

Работодатель - наниматель, который может быть представлен разными «фигурами». Это могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприниматели, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму - главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда, социально приобретенных качеств - ответственности, исполнительности, предприимчивости и др.

Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов отношения между наемным работником и работодателем:

    • отношения между субъектами рынка труда и представителями интересов тружеников и работодателей (общественные организации-профсоюзы, ассоциации или союзы - осуществляющие защиту интересов каждого из субъектов трудовых отношений и снятие противоречий в их взаимоотношениях);
  • отношения между субъектами рынка труда и государством (органы власти и представители государства, вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости, осуществляющие увязку спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях, контроль за соблюдением закона).

Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими силами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Для первичного рынка труда характерны: стабильная занятость, стабильный доход, меньшая конкуренция. Вторичный рынок труда формируется за счет менее квалифицированных кадров. Здесь соответственно меньше социальных гарантий и больше безработных. Основные особенности первичного и вторичного рынка труда.

Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внешний и внутренний. Внешний рынок труда предусматривает свободное перемещение рабочей силы от одних предприятий к другим. Он предполагает наличие у работников профессий, которые могут использоваться различными фирмами и предприятиями. Внешний рынок труда ориентирован на законченную профессиональную подготовку. Внутренний рынок труда основывается на движении кадров внутри предприятия. Оно происходит либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру прежней работы, либо по вертикали - перевод на более высокие должности. Профессия и квалификация работников на внутреннем рынке обусловлены спецификой работы на данном предприятии, которое заботится о подготовке и переподготовке своих кадров..

Изменение экономической и социально-политической ситуации в стране в последние годы обусловило ряд новых явлений в сфере занятости населения -сегментацию рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора малого предпринимательства и др. Всех лиц, занятых в экономике в настоящее время, можно условно разделить на три группы, занятые в:

    • формальном государственном;
  • формальном негосударственном (частном);
  • неформальном секторах.

К последнему из названных секторов относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов. В Республике сложившийся неформальный сектор чрезвычайно разнороден. Граница между формальным и неформальным секторами, формальным сектором и экономической не активностью, неформальным сектором и «теневой» экономикой достаточно условна. Поэтому целесообразно рассматривать неформальный сектор в широком плане, включая смежные с ним формы деятельности. Присутствие на рынке всего экономически активного населения требует от служб занятости внимания не только к ищущим работу, но и ко всем занятым, к сдерживанию по возможности увольнений, к переподготовке, расширению профессионального профиля и повышению квалификации работников с учетом потребностей как внутреннего, так и внешних рынков, к увеличению их конкурентоспособности. В этой связи необходима активная работа служб занятости и с работниками, и с работодателями.

В числе посредников на рынке труда могут выступать и государственные, и частные организации. О государственных службах занятости известно всем. Что же касается частных агентств, то они пока делают первые шаги и только нащупывают свою нишу. Между тем за рубежом они действуют уже давно. Речь идет, например, о частных специализированных агентствах или бюро, которые сосредотачивают у себя информацию о занятых в той или иной узкоспециализированной отрасли производства или сфере услуг. У них можно получить подробные сведения о работниках любой специальности и любого уровня. Так, в США насчитывается около 14 тыс. частных агентств, где трудятся 216 тыс. служащих, тогда как государственная служба занятости представлена 1700 бюро. В Японии в 1993 г. было 3200 частных бюро, а государственных - 479. Аналогичное положение в Великобритании и ряде других стран. Не случайно МБТ взамен Конвенции №96 подготовило проект новых Конвенции и Рекомендации «О частных агентствах занятости», которые были утверждены на 85-й сессии Международной Конференции Труда в 1997 году.

Различают понятия полной и эффективной занятости. Полная занятость характеризует состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Белорусский исследователь А. В. Бондарь сделал правильный вывод о том, что «полная занятость динамична, а не статична, как это может ошибочно показаться при чисто эмпирическом подходе», поскольку не существует единого для всех стран ее количественного уровня. Для достижения полной занятости в мире проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

  • Полная занятость достижима только как глобальная цель, поскольку она возможна лишь при использовании конкурентных преимуществ каждой из стран. На уровне отдельной страны полная занятость достижима только как поголовная, достигнутая экстенсивным вовлечением рабочей силы в общественное производство, без учета эффективности ее использования. Политика занятости должна быть направлена на повышение эффективности занятости (экономической и социальной), а не на достижение как можно более полной занятости.
  • Полная и эффективная занятость основана на структурной перестройке национальных экономик и зависит от интенсивности притока прямых иностранных инвестиций и открытости национальной экономики для мирового хозяйства.
  • От степени близости к состоянию полной занятости зависит уровень жизни населения страны. Это подтверждается сравнением уровня безработицы и роста реального производства на душу населения.

Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной - как наиболее полное соответствие интересам человека труда. Таким образом, если полная занятость отражает занятость с количественной стороны, то эффективная с качественной.

Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место безработица, а при превышении спроса над реальной потребностью - скрытая безработица. Следовательно, занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику политики на рынке труда. При этом необходимо учитывать, что и занятость и безработица возникают по инициативе как работодателей - субъектов спроса, так и работников - субъектов предложения. Тем не менее, решающее влияние на формирование внутреннего рынка труда, естественно, оказывает позиция работодателей.

В зависимости от характера причин, вызывающих безработицу, принято различать три ее типа. Первый тип - фрикционная безработица, обусловлена частными особенностями и интересами людей, т.е. носящая личностный характер и связанная со сменой места жительства, профессии, этапов жизни - учебой, переходом на пенсию, рождением и уходом за ребенком. Второй тип -структурная безработица, обусловленная изменением спроса на некоторые виды профессий из-за изменения структуры потребительского спроса и технологии, несоответствие рабочей силы новой структуре рабочих мест. Третий тип – циклическая безработица, возникающая при общем резком сокращении спроса на рабочую силу в период спада деловой активности, вызываемого экономическим кризисом.

Формирование спроса на рабочую силу подчинено потребностям и интересам работодателя, руководствующегося главным мотивом - обеспечить конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Первое и основное направление политики формирования спроса на рабочую силу - сохранение и модернизация рабочих мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.

Второе направление - создание рабочих мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест. Третье - организация оплачиваемых общественных работ. Это пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Формирование предложения рабочей силы отражает потребности и интересы работника, руководствующегося главным мотивом - получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.

Первое и основное направление политики формирования предложения рабочей силы - повышение ее качества с точки зрения профессионально-квалификационного уровня, развития, совершенствования и использования индивидуальных способностей.

Второе направление - развитие самозанятости. Основные возможности в этом направлении связаны с индивидуальной трудовой деятельностью по изготовлению различных видов потребительских товаров и оказанию услуг, осуществляемой самим работником по собственной инициативе.

Третье направление - регулирование миграционных процессов в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Связанная с этими процессами мобильность рабочей силы предполагает способность и готовность работников к изменениям их трудовой деятельности в связи с изменениями в производимой продукции, технологии и организации на предприятии. Реализация каждого направления и мероприятия требует создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на республиканском уровне.

В настоящее время уровень безработицы в Республике Беларусь определяется как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. К экономически активному населению относится часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

К занятым относятся лица, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного, либо неполного рабочего времени; временно отсутствовали на работе из-за болезни, ежегодного отпуска, установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, учебного отпуска, отпуска без сохранения содержания по инициативе администрации, других подобных причин; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лишь лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы; занимались поиском работы; были готовы приступить к работе.

Удельный вес населения трудоспособного возраста во всем числе жителей Республики Беларусь составлял:

  • в 1970 году- 49,2%
  • в 1979 году- 53,8%
  • в 1990 году- 53,5%
  • в 1993 году- 52,2%.

Различают также структуру занятости трудовых ресурсов в народном хозяйстве. Занятость в материальном производстве РБ в 1990 году составила 75% трудовых ресурсов, в непроизводственных отраслях - 25%, в 1993 году соответственно 71 и 29 %. Из общей численности занятого в народном хозяйстве населения работают :

Информация о работе Понятие трудовых ресурсов и показатели их использования