Понятие трудовых ресурсов и показатели их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:39, дипломная работа

Краткое описание

Правильная оценка хозяйственной деятельности весьма важна, поскольку позволяет установить наиболее действенное, соответствующее затраченному труду, материальное поощрение, выявить имеющиеся резервы, которые не были учтены плановым заданием, определить степень выполнения заданий и на этой основе определить новые задания, ориентировать трудовые коллективы на принятие более напряженных планов.

Вложенные файлы: 1 файл

Polny_diplom_po_Myasokombinatu.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

 

Однако, если в первые годы реформ сокращение занятости явилось следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.

С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь",

В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.

Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости населения являются:

организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости:

развитие и повышение качества и мобильности трудовых ресурсов через организацию профессионального обучения безработных и развитие системы профессиональной ориентации молодежи, безработных и незанятого населения; содействие развитию предпринимательской инициативы безработных;

развитие системы оплачиваемых общественных работ;

содействие территориальному перемещению рабочей силы; содействие организации временной трудовой занятости учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул;

информационное обеспечение населения о возможностях занятости и трудоустройства;

социальная поддержка безработных путем выплаты им пособий по безработице и материальной помощи.

В январе-июне 2006 года имела место позитивная динамика тенденций в области занятости населения, а именно: увеличение приема работников, уменьшение масштабов высвобождения рабочей силы, улучшение использования рабочего времени, увеличение спроса на рабочую силу.

Прием работников восполнил их выбытие на 103,1 процента (за январь-июнь 2005 г. - на 98,7 процента), принято работников на 12,2 тыс. больше, чем уволено.

В связи с сокращением уволено 6,7 тыс. работников, что составило 75,3 процента к аналогичному периоду 2005 г.

Число работающих в режиме вынужденной неполной занятости сократилось на 23,6 процента и составило 133,9 тыс. человек, при этом численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилось на 29,7 процента, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя - на 15,2 процента.

Улучшилась конъюнктура рынка труда: если год назад на одну заявленную вакансию условно приходилось 1,7 безработных, то на 1.07.2006 г. - 1,3. Вместе с тем, сохраняется профессионально - квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы (табл.1.4).

 

Таблица 1.4 Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь

Основные трудонедостаточные

профессии и специальности

в Республике Беларусь на 01.06.2006 г.

№ п/п

Наименование профессий

и специальностей

Количество свободных рабочих мест

1

2

3

Продолжение таблицы 1.4

1

2

3

1. Городская местность

1.1. рабочие

1.

Водитель автомобиля

486

2.

Газоэлектросварщик

504

3.

Дорожный рабочий

299

4.

Каменщик

1969

5.

Кровельщик-жестянщик

331

6.

Литейщик

397

7.

Машинист бульдозера, экскаватора

447

8.

Облицовщик, плиточник

415

9.

Плотник

828

10.

Слесарь-сантехник

341

11.

Слесари (прочие)

460

12.

Токарь

518

13.

Штукатур

633

14.

Электромонтер

626

1.2. специалисты и служащие

1.

Врач

651

2.

Инженер-программист

102

3.

Производитель работ

120

2. Сельская местность

2.1. рабочие

1.

Водитель

11

2.

Механизатор

422

3.

Животновод

523

4.

Оператор машинного доения

635

5.

Тракторист

552

2.2. специалисты и служащие

1.

Ветврач

203

2.

Врач

60

3.

Зоотехник

88

4.

Инженер

103

* (+) избыток вакансий


 

Продолжение таблицы 1.4

Основные трудоизбыточные

профессии и специальности

в Республике Беларусь на 01.06.2006 г

№ п/п

Наименование профессий

и специальностей

Количество свободных рабочих мест

1. Городская местность

1.1. рабочие

1.

Закройщик

-192

2.

Младшая медсестра (санитарка)

-184

3.

Оператор ПЭВМ

-268

4.

Повар

-666

5.

Портной

-279

6.

Продавец непродовольственных товаров

-589

7.

Продавец продовольственных товаров

-307

8.

Парикмахер

-371

1.2. специалисты и служащие

1.

Агроном

-239

2.

Бухгалтер

-1325

3.

Экономист

-1196

4.

Воспитатель

-302

5.

Машинистка, делопроизводитель

-464

6.

Техник-технолог

-957

7.

Юрист

-485

8.

Педагог

-698

9.

Товаровед

-558

2. Сельская местность

2.1. рабочие

1.

Маляр-штукатур

-122

2.2. специалисты и служащие

1.

Бухгалтер

-337

Продолжение таблицы 1.4

1

2

3

2.

Экономист

-82

3.

Учитель, преподаватель

-145

4.

Техник (прочие)

-280

     

* (-) избыток работников

   

 

Государственная программа занятости населения Республики Беларусь на 2006 год направлена на обеспечение занятости населения, сохранение контролируемой ситуации на рынке труда, удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 процента к численности экономически активного населения.

В январе-июне 2006 г. в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 154,5 тыс. человек, из них зарегистрировано в качестве безработных 103,0 тыс. человек. Всего за этот период, включая состоящих на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 237,0 тыс. человек, из них 170,9 тыс. безработных (таблица 1.5)

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.5 Реализация активных мер политики занятости тыс. человек

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

январь-июнь

Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего

271,4

308,5

284,2

299,1

307,5

332,1

321,2

289,0

297,7

154,5

Трудоустроено – всего

207,7

241,1

223,1

224,1

221,8

213,0

208,2

191,9

187,1

99,5

Из них безработных

147,2

159,4

160,9

147,6

139,4

128,6

139,8

151,9

144,4

71,3

Направлено на профобучение

26,8

27,1

28,8

27,5

27,6

28,8

29,6

28,2

27,7

13,8

Прошли профобучение

22,8

26,1

25,3

26,7

26,7

26,5

27,7

26,8

26,1

15,0

Создано новых рабочих мест

5234

8160

5865

4955

5723

4625

3517

4289

4400

1600

Выдано ссуд и субсидий безработным для открытия своего дела (чел)

1226

1575

761

1572

1793

1861

1907

2247

2446

1436

Направлено на общественные работы

132,0

148,4

125,4

120,8

116,5

122,9

131,3

123,4

112,9

48,5

Переселено семей безработных

182

283

277

279

287

248

187

248

318

207

Число безработных на 1 вакансию

4

4

2,5

3

3

5

4

2

2

1

Уровень безработицы

к экономически активному населению, %

2,8

2,3

2,1

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,5 *


*на 1 июля 2006 года

 

 

 

Трудоустроено с начала года 99,5 тыс. человек, в том числе на постоянную работу 71,3 тыс. безработных.

Рисунок 2

На профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 13,8 тыс. безработных, что способствовало повышению их конкурентоспособности на рынке рабочей силы.

Рисунок 3

В оплачиваемых общественных работах приняли участие 48,5 тыс. человек, в том числе 35,4 тыс. безработных.

На новое место жительства и работы, в сельскую местность переселено, с их согласия, 207 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств государственного фонда содействия занятости.

За счет фонда содействия занятости населения создано 1,6 тыс. новых рабочих мест, выданы ссуды и субсидии 1436 безработным для организации предпринимательской деятельности.

По состоянию на 01.07.2006 г. в органах государственной службы занятости находилось на учете 66,5 тыс. безработных (89,4 процента к 2005г.).

Обеспечивается предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных. На 1 июля 2006 г. пособие по безработице получали 36,2 тыс. безработных.

Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения снизился с 1,7 процента на 1.07.2005 г. до 1,5 процента на 1.07.2006 г.

Создание  в  Беларуси  социально  ориентированной   экономики   требует усиления   социальных  амортизаторов,  в   частности   организации   системы государственного   обязательного   страхования   от   безработицы.   Система страхования  граждан  от  безработицы  значительно  поднимает   уровень    и длительность материальной помощи  безработным,  ориентирует  безработных  на активный поиск работы и  трудоустройство.  В  результате  безработные  будут стремиться не только к получению высокого пособия по  безработице,  но  и  к быстрому нахождению подходящей работы,  то  есть  к  совсем  иным,  активным формам социальной защиты.

Учитывая опыт других стран,  система  государственного  страхования  от безработицы   должна  охватывать  лиц   наемного  труда  и   финансироваться работодателями и работниками в  соответствии   со  специальной  шкалой:  чем ниже  заработок  работника,  тем  большую  долю  налога   платит   за   него работодатель.  Страховая  система  предполагает,   что  гарантии   получения определенного  дохода  в  случае  потери   работы   зарабатываются,   а   не предоставляются как милость. Принципиально важно становится одно – имеет  ли человек право на пособие по  безработице,  то  есть,  участвовал   ли  он  в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

Информация о работе Понятие трудовых ресурсов и показатели их использования