Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:42, творческая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 580.90 Кб (Скачать файл)

Экономические факторы обусловливают  уровень механизации и оснащенность процессов (а следовательно, их длительность), нормативы незавершенного производства.

Чем быстрее совершается производственный процесс (чем меньше длительность производственного  цикла), являющийся одним из элементов  кругооборота оборотных средств, тем  больше будет скорость их оборачиваемости, тем большее число оборотов они  совершают в течение года.

 

В результате происходит высвобождение  денежных ресурсов, которые могут  быть использованы для расширения производства на данном предприятии.

По той же причине происходит сокращение (абсолютное или относительное) объема незавершенного производства. А это означает высвобождение  оборотных средств в их вещественной форме, т.е. в форме конкретных материальных ресурсов.

Производственная мощность предприятия  или цеха прямо зависит от длительности производственного цикла. Под производственной мощностью понимается максимально  возможный выпуск продукции в  плановом периоде. И поэтому ясно, что чем меньше затрачивается  времени на производство одного изделия, тем большее их число может  быть изготовлено за тот же период времени.

Производительность труда при  сокращении длительности производственного  цикла повышается в результате увеличения объема выпуска продукций за счет увеличения производственной мощности, что приводит к уменьшению доли труда  вспомогательных рабочих в единице  продукции, а также доли труда  специалистов и служащих.

Себестоимость продукции при сокращении производственного цикла снижается  за счет уменьшения в себестоимости  единицы продукции доли общезаводских  и цеховых расходов при увеличении производственной мощности.

Таким образом, сокращение длительности производственного цикла  — один из важнейших источников интенсификации и повышения эффективности  производства на промышленных предприятиях.

Резервом уменьшения длительности производственного цикла служит совершенствование техники и  технологии, применение непрерывных  и совмещенных технологических  процессов, углубление специализации  и кооперирования, внедрение методов  научной организации труда и  обслуживания рабочих мест, внедрение  робототехники.

 

1.3.13. Словарь терминов.

Под ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРУКТУРОЙ предприятия  понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи  в процессе производства продукции.

РАБОЧИМ МЕСТОМ называется неделимое  в организационном отношении (в  данных конкретных условиях) звено  производственного процесса, обслуживаемое  одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или  обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием  и организационно-техническими средствами.

УЧАСТОК — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных  по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного  процесса по изготовлению продукции  или обслуживанию процесса производства.

ЦЕХ — наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем  производственные участки и ряд  функциональных органов. В цехе возникают  сложные взаимосвязи: он характеризуется  достаточно сложной структурой и  организацией с развитыми внутренними  и внешними взаимосвязями.

ТИП ПРОИЗВОДСТВА — классификационная  категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска  изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длительности производственного  цикла. Обычно различают единичное, серийное и массовое производства.

ЕДИНИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО характеризуется  широким ассортиментом продукции  и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Серийное производство характеризуется  изготовлением ограниченного ассортимента продукции.

МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО характеризуется  изготовлением отдельных видов  продукции в больших количествах  на узкоспециализированных рабочих  местах в течение продолжительного периода.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС представляет собой совокупность ; отдельных процессов  труда, направленных на превращение  сырья и материалов в готовую  продукцию.

ОПЕРАЦИЯ — часть производственного  процесса, выполняемая на одном или  нескольких рабочих местах, одним  или несколькими рабочими (бригадой) и характеризуемая комплексом последовательных действий над определенным предметом  труда.

ТЕМП ОПЕРАЦИИ — это число  предметов, запускаемых на операцию (или выпускаемых с нее) за единицу  времена.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ изготовления изделия (партии) представляет собой  календарный период нахождения его  в производстве от запуска исходных материалов и полуфабрикатов в основное производство до получения готового изделия (партии).

 

Вопросы для самопроверки.

Что характеризует производственная структура?

Перечислите элементы производственной структуры?

Как специализируются производственные участки?

На какие виды подразделяются цеха?

Какие цеха называются основными?

Охарактеризуйте единичное производство.

Перечислите основные факторы производственного  процесса, определяющие характер производства.

Что означает принцип параллельности?

Из каких элементов складывается производственный цикл?

 

  Тесты.

1. Производственная структура включает  следующие элементы:

а) жилищно-коммунальное хозяйство, основное производство;

б) рабочие места, участки, цехи;

в) культурно-бытовые объекты, участки.

 

2. Виды рабочих мест:

а) простые, комплексные;

б) стационарное и подвижное;

в) простые, комплексные, стационарные, подвижные, специализированные и универсальные.

 

3. Типы производственной структуры:

а) технологический, предметный, смешанный;

б) предметный, смешанный;

в) технологический, предметный.

 

4. Типы производства:

а) индивидуальное, мелкосерийное;

б) крупносерийное, смешанное;

в) единичное, серийное. Массовое.

 

5. По характеру воздействия на  предметы труда производственные  процессы подразделяются на:

а) механические, физические, химические;

б) непрерывные, заготовительные;

в) нет правильного ответа.

 

 

Рынок как экономическая  категория, функции рынка

 

 

 

Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономических  функциях. Экономическая функция - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность.

Из сущности рынка и его функций  вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему:

1) предоставлять информацию производству, что, в каком объеме, и по  какой структуре следует производить  с помощью обратных "первичных"  связей;

2) регулировать  спрос и предложение,  обеспечивать сбалансированность  экономики;

3) дифференцировать товаропроизводителей  в соответствии с эффективностью  их работы и нацеленностью  на покрытие рыночного спроса;

    1. роль рынка сводится к отбору неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

2.2 Типология рынка. Условия  перехода к рыночной экономике

История развития рынка позволяет  выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.

Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер.

Свободный (классический) рынокхарактеризуется следующими чертами:

1) неограниченное число участников  рыночных отношений и свободная  конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ  к любой хозяйственной деятельности  всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов  производства; неограниченная свобода  передвижения капитала;

4) абсолютная информированность  рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. 

5) абсолютная однородность одноименных  товаров (отсутствие торговых  марок и т.д.);

6) ни один участник свободной  конкуренции не в состоянии  оказать непосредственное влияние  на решение другого неэкономическими  методами;

7) цены устанавливаются стихийно  в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополизма (один  производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства  в функционирование рынка.

Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, поворачивается к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство, развивает инициативу, творчество, стимулирует высокую эффективность труда. Свободный рынок - это бездефицитный рынок.

Но свободный рынок  имеет и серьезные недостатки.

1) Рынок приводит к дифференциации  в уровне жизни населения, является  жестким и безразличным к бедным  людям, не обеспечивает социальной  защиты населения. Социальные  последствия рынка: безработица,  разорение, бедность отдельных  групп населения. С общечеловеческих  позиций рыночное распределение  несправедливо, так как не обеспечивает  минимального уровня жизни всем. Следовательно, нужно перераспределение.  Распределение на рынке осуществляется  на основе полученных доходов.  С позиций рыночных отношений  любой доход, полученный на  основе свободной конкуренции  справедлив.

2) Механизм свободной конкуренции  не обеспечивает экономику нужным  количеством денежной массы для  развития производства. Имеет место  нехватка денег.

3) Принципы свободной конкуренции  не обеспечивают соблюдение правил  и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным  эффектам.

4) Рынок не в состоянии обеспечить  общество услугами, в которых  нуждается любой человек и  от которого никто не получает  прибыли (оборона, государственное  управление и др.).

5) Рынок реализует научно-технические  достижения уже имеющиеся, но  не выделяет средства для фундаментальных  исследований в науке и технике,  а они крайне необходимы для  развития общества в отдаленной  перспективе.

Дело в том, что рынок может регулироваться:

- с помощью своего собственного  рыночного механизма (конкуренции,  прибыли, цен, спроса и предложения);

-  государством, прямо и косвенно  через госзаказы, налоги и т.д.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыночной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.

Такими условиями являются:

1) наличие в экономике разнообразных  форм собственности (полиморфизм  собственности) и многообразных  форм хозяйствования, а также  свободной конкуренции между  ними, абсолютный доступ всех  хозяйственников к конкуренции  и свобода выхода из нее;

2) достаточное количество производителей (не менее 15 - 20 изготовителей однотипной  продукции);

3) свобода выбора партнеров по  хозяйственным связям; самостоятельность,  независимость и ответственность;  возможность свободно распоряжаться  частью своих доходов; свободная  купля-продажа;

4) право рыночных субъектов самим  устанавливать цены;

5) свободное управление ресурсами;  их наличие, обеспечивающее мобильность  в использовании факторов;

6) полнота и доступ всех предпринимателей  к информации о состоянии рынка;

7) наличие рыночной инфраструктуры.

Наличие на рынке одного или двух производителей определенного вида товара свидетельствует о монополии  данного производителя. В переводе с греческого языка термин «монополия»  означает «один продающий».

Монополия– исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству. Если такое право принадлежит предприятию, то это означает, что она обладает монопольной властью.

В узком смысле, монополия – это предприятие– единственный поставщик уникального продукта.

Монопольная власть дает предприятию возможность влиять на цену товара. Степень монопольной власти зависит от многих обстоятельств, но, главным образом, от доли предприятия в общем, объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков предприятий в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены.

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики